Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить перспективы развития франчайзинга в России
Задачами данной курсовой являются:
1. Рассмотреть франчайзинг как модель ведения бизнеса
2. Проанализировать основные виды франчайзинга
3. Изучить развитие франчайзинга в России
Моя курсовая работа состоит из 3 разделов. В первой главе я раскрою историю развития франчайзинга, начиная с самого зарождения до современности, а также понятие и сущность термина «франчайзинг». Во втором разделе я раскрываю а виды франчайзинга, преимущества и недостатки. В третьей главе мною будет раскрыто развитие франчайзинга в России и будут перечислены некоторые препятствия на пути развития франчайзинга в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………......3Глава I. Франчайзинг как модель ведения бизнеса…………….......................4
1.1 Зарождение франчайзинга………………………………………….................4
1.2.Современный франчайзинг.………………………………………..………….6
1.3.Франчайзор………………………………………….…..………..…………….8
1.4. Франчайз……………………………………………………………………….9
1.5. Франшиза…………………………………………………………...………….9
1.6. Покупка франшизы………………………….…………….…...……………10
1.7. Преимущества и недостатки франчайзинга…….………….........................11
Глава II. Виды франчайзинга…………………………………………………..14
2.1. Товарный франчайзинг……………………………………………………..14
2.2. Производственный франчайзинг………………………………………......15
2.3. Деловой франчайзинг…………………………………………………….....17
2.4. Другие виды франчайзинга………………………………………………...19
2.5. Виды франчайзинговых систем…………………………………………....19
Глава III. Развитие франчайзинга в России……………………..…………..21
3.1. Компании, занимающиеся франчайзингом в России…………………….23
3.2. Препятствия на пути развития франчайзинга в России………….……....24
3.3. Перспективы развития франчайзинга В мире……………………….........25
3.4. Перспективы развития франчайзинга В Росси…………………….……...27
Заключение………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………………………………………………...…34

Файлы: 1 файл

курсовая по меджменту перделанная.docx

— 70.16 Кб (Скачать)
 

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………......3Глава I. Франчайзинг как модель ведения бизнеса…………….......................4

   1.1 Зарождение франчайзинга………………………………………….................4

   1.2.Современный франчайзинг.………………………………………..………….6

  1.3.Франчайзор………………………………………….…..………..…………….8

   1.4. Франчайз……………………………………………………………………….9

   1.5. Франшиза…………………………………………………………...………….9

   1.6. Покупка франшизы………………………….…………….…...……………10

   1.7. Преимущества и недостатки франчайзинга…….………….........................11

  Глава II. Виды франчайзинга…………………………………………………..14

    2.1. Товарный франчайзинг……………………………………………………..14

    2.2. Производственный франчайзинг………………………………………......15

    2.3. Деловой франчайзинг…………………………………………………….....17

    2.4. Другие виды франчайзинга………………………………………………...19

    2.5. Виды франчайзинговых систем…………………………………………....19

  Глава III. Развитие франчайзинга в России……………………..…………..21

    3.1. Компании, занимающиеся франчайзингом в России…………………….23

    3.2. Препятствия на пути развития франчайзинга в России………….……....24

  3.3. Перспективы развития франчайзинга В мире……………………….........25

  3.4. Перспективы развития франчайзинга В Росси…………………….……...27

  Заключение………………………………………………………………...……..32

  Список литературы…………………………………………………………...…34 
 
 
 
 

Введение

        

      Актуальность моей работы заключается в том, что Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям.

          Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.

     Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.

     Цель курсовой работы - изучить перспективы развития франчайзинга в   России

Задачами  данной курсовой являются:

1. Рассмотреть франчайзинг как модель ведения бизнеса

2. Проанализировать  основные виды франчайзинга

3. Изучить развитие франчайзинга в России 

        Моя курсовая работа состоит из 3 разделов. В первой главе я раскрою историю развития франчайзинга, начиная с самого зарождения до современности, а также понятие и сущность термина «франчайзинг». Во втором разделе я раскрываю а виды франчайзинга, преимущества и недостатки. В третьей главе мною будет раскрыто развитие франчайзинга в России и будут перечислены некоторые препятствия на пути развития франчайзинга в России. 
 

Глава I. Франчайзинг как модель ведения бизнеса 

    Сейчас  на потребительский рынок России проникает новая модель ведения  бизнеса, своеобразная форма интеграции крупного и малого бизнеса - франчайзинг.

    1.1. Зарождение франчайзинга

    Слово "франчайзинг" происходит от старого  французского термина, определяющего  право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля[1]. В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли франшизы на коммерческую деятельность любого типа.

    По  другим свидетельствам сам Папа Римский  для обеспечения лучшего сбора  налогов предоставлял определенным лицам право собирать выплаты  в тех или иных географических зонах. Этим "сборщикам" было позволено  удерживать у себя существенную часть  сборов.

    Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии  обозначает передачу кому-либо прав государственной  властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля. В средневековой  Англии король предоставлял знати различные  права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые  власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние  франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом издревле власть делегировала часть своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена система "связанных домов", сущность которой заключалась в предоставлении властями право на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.

    В последующие века с развитием  экономики государств развивалась  и претерпевала изменения сама концепция  франчайзинга.

    В 40-х годах XIX века основное большинство  пивоваров Германии предоставляло  франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать  пиво. Это событие как раз и  ознаменовало рождение той концепции  франчайзинга, существующей и по сей  день. Примерно десятью годами позже  в США идею франчайзинга запустила  компания «Зингер», предоставляя другим фирмам на определённой территории исключительные права на продажу и обслуживание своих швейных машин. Компания "Зингер" ввела контракты на франчайзинг, которые явились прообразом современных  франчайзинговых соглашений. С этого  времени компании стали использовать франчайзинговых методы для проникновения  на другие территориальные рынки, до этого недоступные из-за больших  затрат и факторов риска.

    На  рубеже девятнадцатого и двадцатого веков нефтеперерабатывающие и  автомобильные компании стали предоставлять  права на продажу их продукции. На этой стадии эволюции под франчайзингом  понималось элементарное распространение  прав на продажу продукции производителя. 

    1.2. Современный франчайзинг 

    Современная концепция франчайзинга появилась  после второй мировой войны с  возвращением миллионов американских военнослужащих и с последовавших  за этим гигантским ростом рождаемости. В тот момент образовалась гигантская потребность в различного вида товарах  и услугах. В этих условиях франчайзинг  проявил себя как идеальная модель для ускоренного развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного  питания.

    В 1950 год началась эра современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей2. Однажды посетив паркинг-ресторан быстрого обслуживания "Сан Бернадино", управляемый братьями МакДональдами, впечатленный вкусом сытного картофеля - фри, Крок выкупил права на франчайзинг их бизнеса. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории американского бизнеса.

    60 - 70ые годы - период наибольшего  подъема франчайзингового бизнеса,  однако в это же время разразилась  масса скандалов, которые могли  скомпрометировать саму идею  франчайзинга. Причиной тому послужило  существование огромного числа  "липовых" франчайзинговых  компаний, которые попросту собирали  деньги и исчезали. Другой причиной  являлось наличие фирм с недостаточной  капитализацией и слабым менеджментом, которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу  рухнувших франчайзи и разорившихся  людей. Для обеспечения справедливых  франчайзинговых взаимоотношений  были созданы Международная Ассоциация  Франчайзинга и Европейская Ассоциация  Франчайзинга[3]. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.

    Сегодня предприниматели всего мира знают  франчайзинг как безопасный способ, чтобы:

    -помогать  человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;

    -помогать  компаниям эффективно расширяться,  не неся больших затрат на  создание и поддержание массивного  административного комплекса и  не испытывая трудностей в  управлении широкой сетью корпоративных  предприятий; 

    -помогать  компаниям превратить свою существующую  сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают  преданные делу люди.

    В России франчайзинг появился относительно недавно и ещё не получил должного развития. В нашей стране интерес  к этому экономическому инструменту  возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых  систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.

    Хотелось  бы отметить, что сейчас франчайзингу уделяется достаточно большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по экономике и управлению. Однако, в большинстве из них приводятся лишь основные понятия и термины, связанные с этой моделью ведения  бизнеса, история её возникновения, а вот проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг, рассматриваются далеко не всегда.

    В отечественной экономической литературе термин «франчайзинг» уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали  свои определения.

    Анализируя  различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно  сформулировать следующее определение:

    Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при  которых одна сторона (франчайзор) предоставляет  возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя  тем самым расширению рынка сбыта.

    Франчайзи обязуется продавать этот продукт  или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые  технологии, экспертизу, и механизмы  поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что  франчайзи имеет прекрасную возможность  сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие  права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает  ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда  не является полным владельцем товарного  знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных  взносов. Суммы этих взносов оговариваются  во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система  ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю  вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или  обучения в данной области[12].  

Информация о работе Франчайзинг