Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить перспективы развития франчайзинга в России
Задачами данной курсовой являются:
1. Рассмотреть франчайзинг как модель ведения бизнеса
2. Проанализировать основные виды франчайзинга
3. Изучить развитие франчайзинга в России
Моя курсовая работа состоит из 3 разделов. В первой главе я раскрою историю развития франчайзинга, начиная с самого зарождения до современности, а также понятие и сущность термина «франчайзинг». Во втором разделе я раскрываю а виды франчайзинга, преимущества и недостатки. В третьей главе мною будет раскрыто развитие франчайзинга в России и будут перечислены некоторые препятствия на пути развития франчайзинга в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………......3Глава I. Франчайзинг как модель ведения бизнеса…………….......................4
1.1 Зарождение франчайзинга………………………………………….................4
1.2.Современный франчайзинг.………………………………………..………….6
1.3.Франчайзор………………………………………….…..………..…………….8
1.4. Франчайз……………………………………………………………………….9
1.5. Франшиза…………………………………………………………...………….9
1.6. Покупка франшизы………………………….…………….…...……………10
1.7. Преимущества и недостатки франчайзинга…….………….........................11
Глава II. Виды франчайзинга…………………………………………………..14
2.1. Товарный франчайзинг……………………………………………………..14
2.2. Производственный франчайзинг………………………………………......15
2.3. Деловой франчайзинг…………………………………………………….....17
2.4. Другие виды франчайзинга………………………………………………...19
2.5. Виды франчайзинговых систем…………………………………………....19
Глава III. Развитие франчайзинга в России……………………..…………..21
3.1. Компании, занимающиеся франчайзингом в России…………………….23
3.2. Препятствия на пути развития франчайзинга в России………….……....24
3.3. Перспективы развития франчайзинга В мире……………………….........25
3.4. Перспективы развития франчайзинга В Росси…………………….……...27
Заключение………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………………………………………………...…34

Файлы: 1 файл

курсовая по меджменту перделанная.docx

— 70.16 Кб (Скачать)
 
 

    3.2. Препятствия на пути развития франчайзинга в России

    Российская  система ведения бизнеса отличается очень серьезной информационной закрытостью, в отличие от западной системы, где, наоборот, превалирует  открытость. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так  как - это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях. В России очень сложно добиться доверительных отношений между партнерами. Это одна из причин.

    Другая  причина также связана с менталитетом. Российский предприниматель готов  платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная.

    Российский  же предприниматель не всегда готов  платить за этот, так называемый, интеллектуальный капитал. Это нечто  неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении опять-таки длительного  времени пользоваться. В этом и  заключается причина, по которой  франчайзинг, такой популярный на западе, не очень у нас развивается.

    Третья  причина - несовершенство российской законодательной  базы[13]. 

    3.3. В мире

    В настоящее время в Европе действует  более 4500 франчайзинговых систем и  приблизительно 180,000 франчайзи, которые  достигают общий объем продаж в размере более чем 150 млрд. долларов. Однако степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где его объем  превысил 800 млрд. долларов. Только в  трех странах (США, Румынии и Республике Молдова) приняты специальные законы франчайзинга. В остальных странах  законодательная основа франчайзинга содержится в других законах, таких  как Гражданский Кодекс, законы, связанные с предпринимательской  деятельностью, различные нормативные  акты, принятые Правительством или  специализированными неправительственными организациями. В институционном плане  франчайзинг представлен Европейской  федерацией франчайзинга.

    Либерализация экономик стран Центральной и  Юго-Восточной Европы и их стремление стать частью организованной коммерческой системы позволили развить бизнес франчайзинга. Абсолютными лидерами в осуществлении франчайзинговых систем являются Чешская Республика и Венгрия. Этот вид деятельности также развивается на рынках Польши, Болгарии и Румынии.

    Процессу  развития франчайзинга препятствуют следующие  факторы:       

     - неадекватная законодательная основа

     - недостаток внутреннего капитала

     - ограниченный доступ к кредитам

     - относительно большой риск страныи другие препятствия

    Хотя  франчайзинг представляет собой  относительно новую индустрию в  центральных и юго-восточных европейских  странах, в будущем ожидается  непрерывное развитие этого рода деятельности. На рынке франчайзинга в этом регионе регистрируется сильная  конкуренция между американскими  и западноевропейскими франчайзерами. Европейские фирмы, такие как Kookai, Zimbo, Nord-West-Ring, обладая преимуществом  знакомства с местным рынком, развили  относительно легко собственные  сети. Американские франчайзеры вообще, а особенно обладающие известной  торговой маркой, имеют хорошую репутацию: McDonald’s, Kentucky Fried Chicken и др. Успех этих компаний обусловил рост интереса к  франчайзингу.

    Рынок данного региона привлекателен  для иностранных инвесторов из-за квалифицированной рабочей силы, относительно низких затрат на работу и рекламу, благоприятных норм заработной платы, разумной цены на недвижимое имущество  и роста рыночного спроса.

    Необходимо  отметить, что в этих странах регистрируются высокие темпы развития розничной  торговли и сферы услуг. Местный  спрос на высококачественные изделия  и услуги пока невысок, но имеет тенденцию  роста. Кроме того, отмечается растущая восприимчивость рынка к иностранным  изделиям и услугам (особенно американским), большой интерес потребителей к  изделиям и услугам, предлагаемым иностранными компаниями с известными торговыми  марками, эмблемами и фирменными знаками[16].

    Общественное  питание и розничная торговля преобладают в настоящее время  на франчайзинговом рынке стран  Центральной и Юго-Восточной Европы и являются наиболее динамическими. Кроме того, специалисты полагают, что есть еще неиспользованные резервы развития этого бизнеса. Поэтому иностранные компании планируют открыть новые рестораны. Например, McDonald’s в Чешской Республике планирует открыть 10 новых ресторанов, KFC - 3 ресторана, Dunkin Donuts - 3 ресторана. Такие же действия будут предприняты вышеупомянутыми компаниями и в Польше, Венгрии, Болгарии и т.д.

    Хорошие перспективы у гостиничной индустрии, особенно в странах Юго-Восточной  Европы, где туризм бурно развивался в течение последних лет. Этот сектор может также расширяться  в сельских зонах, так как интерес  к сельскому туризму постоянно  растет, а инфраструктура все еще  остается малоразвитой. Услуги по химической чистке одежды могут развиваться  в маленьких городах. То же самое  и операции с недвижимостью, которые  находятся на начальной стадии развития. Франчайзинг также имеет хороший  потенциал развития в области  производства изделий и услуг  для детей, типа компьютерных программ образования и детского развлечения.  

    3.4. В России

    Перспективы развития франчайзинга в России самые  благоприятные. В последнее время  намечается тенденция ускоренного  развития и распространения франшизного  метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение  первых четырех лет существования  франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески  выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения  франчайзинга.

    На  графике представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2004 год.

График 1.«Рост франшизных систем России»

    Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует  отметить, что в нашей стране в  ближайшее время следует ожидать  увеличения интереса к рассматриваемой  форме открытия и развития бизнеса.

    Интерес со стороны физических лиц - потенциальных  предпринимателей будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями  формирования накоплений с последующим  их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству  ряда ученых-социологов наблюдается  стремление активной части населения  к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане  в ближайшие несколько лет  способно заметно увеличить численность  среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части  преобладания в его (ВВП) создании малых  и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг[14].

    По  имеющимся данным, население Центральной  России большую часть своих средств  тратит на продукты и услуги тех  секторов, в которых велик (или  даже преобладает) удельный вес франчайзинговых  компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.

    Оценивая  перспективы использования франчайзинга в РФ юридическими лицами, следует  отметить, что уже в конце 2001-начале 2002 гг. их заинтересованность в применении данного механизма заметно увеличилась. Ведущее место закрепилось за компаниями, занимающимися розничной  продажей продуктов питания.

    Так, руководство транснациональной  торговой сети «Спар» (Spar), входящей в  десятку крупнейших торговых компаний мира, заявило, что до 2009 г. компания намерена открыть в Москве до 30 полномасштабных  магазинов, большая часть которых  будет работать на условиях франчайзинга. Также разработкой экспансионных  программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или  намерены заняться такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный акционер - Европейский  банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть «Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».

    Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей  продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются  сбытовыми подразделениями нефтяных компаний.

    Так, компания «ЮКОС» намерена изменить и  усовершенствовать российское сбытовое направление своей деятельности путем строительства современных  дорожных автозаправочных комплексов, объединяющих в себе АЗС, кафе, магазин  и действующих на условиях франчайзинга. На сегодняшний день существенным шагом  НК «ЮКОС» в данном направлении стало  приобретение части пакета акций  торговой сети «Копейка», которая займется обустройством магазинов в рамках автозаправочных комплексов.

    Другой  нефтяной компанией, имеющей намерения  заняться оптимизацией сбытового направления, стала НК «ЛУКОЙЛ». По свидетельству  руководства компании, в ближайшие 2-3 года численность автозаправочных  комплексов на территории РФ, действующих  на условиях франчайзинга, возрастет. И совсем скоро будет открыт ресторан быстрого питания «Ростик'с Экспресс» (компания «РосИнтер») на одном из автозаправочных комплексов «ЛУКОЙЛ» в г. Москве.

    Продолжая анализировать использование коммерческой концессии российскими компаниями, следует отметить продолжающуюся экспансию  франчайзинговых фирм, работающих в  сегменте фаст-фуд. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка  являются: 2Subway»(вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), «РосИнтер», «KFC», «Русское бистро». По свидетельству  специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается  увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений  такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением  масштабов компаний-франчайзи[18].

    Помимо  вышеизложенных сфер ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности:

    услуги  в области спорта и здоровья;

    розничная реализация товаров длительного  пользования;

    услуги  в сфере информационных технологий;

    гостиничный бизнес;

    игорный бизнес;

    туристический бизнес;

    услуги  в области аренды, ремонта и  продажи автомобилей.

    Кроме того, в ближайшее время ряд  компаний, активно использующих коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое  направление деятельности в других регионах. Наиболее привлекательные  регионы деятельности франчайзинговых  компаний: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Черноморское побережье, Краснодарский край.

    Хочется надеяться, что франчайзинг будет  способствовать уменьшению уровня дефрагментарности  развития экономики страны и изменению  структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных  на экспорт сырья[15]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    На  основе изложенной информации можно  судить о том, что роль франчайзинга в экономике любой страны чрезвычайно  велика, так как он является самым  эффективных каналом дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются внутри стран и по всему миру.

Информация о работе Франчайзинг