Формирование организационной культуры как условие эффективного управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что рыночная система хозяйствования, на сегодняшний день, требует радикальных изменений системы управления экономикой. Это обусловлено тем, что каждый объект управления имеет свою специфику, которая требует адекватную систему управления. Как объект товарно-денежных отношений современная организация обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. При этом она должна сформировать такую систему менеджмента, которая была бы эффективной в ее конкурентной борьбе на рынке.

Оглавление

Введение........................................................................................ 3
Раздел 1. Теоретические основы управления культурой
организации…………………………………………………….. 6
1.1 Понятие «культура организации»…………………………….... --
1.2 Аналитический подход к организационной культуре…………. 9
1.3 Методы определения культуры и факторы, влияющие на культуру
организации………………………………………………………. 15
Раздел 2. Анализ культуры организации……………………………... 18
2.1 Краткая характеристика организации как объекта
управления………………………………………………………. --2.2 Основные факторы, определяющие существующую
культуру организации………………………………………….. --
2.3 Проблемы в существующей
культуре организации.................................................................. 20
Раздел 3. Система мероприятий по изменению культуры
организации…………………………………………………….. 22
3.1 Программное планирование изменения
культуры организации…………………………………………. --
3.2 Пути адаптации организации....................................................... 26
Список литературы……………………………………………… 29
Приложение……………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ НА 12.12.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

      Теперь  рассмотрим по очереди каждую из четырех  возможных культур нашей модели - культуру власти, культуру роли, культуру задачи и культуру личности и увидим, как они помогают классифицировать различные организации в рамки  людей, культуры и структуры. 
 
 
 
 
 

1.3  Методы определения культуры и факторы, влияющие на культуру организации. 

    Существует очень много факторов, влияющих на организацию, за которые прямую ответственность несет высшее руководство. Они охватывают важные вопросы, которыми должно заниматься руководство. Чтобы сохранить нормальные внутреннее и внешнее состояния фирмы. Это экономические, политические, технологические и международные факторы, факторы конкуренции и социального поведения. Помимо этих, существуют и нетрадиционные факторы, которые, как оказывается, имеют решающее значение для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе. К ним относятся культура корпорации и ее образ.

      На  культуру предприятия большое влияние  оказывает организация. Организация - это группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для  достижения общей цели или целей.

      На  организацию влияют внутренние и  внешние факторы. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку они представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные полностью  контролируются руководством.

      Основные  переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ТЕХНОЛОГИЯ и ЛЮДИ, которые оказывают влияние на культуру предприятия. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Но одна организация не может быть островом в себе. Организация полностью зависит от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатов, которые они стремятся достичь.

      Термин  внешняя среда включает:

  • экономические условия,
  • потребителей,
  • профсоюзы,
  • правительственные акты,
  • законодательство,
  • конкурирующие организации,
  • систему ценностей в обществе,
  • общественные взгляды,
  • технику,
  • технологию и другие составляющие.

Эти взаимосвязанные  факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации, в то числе, и на ее культуру.

      Важной  областью управления культурой является кадровая система. Процесс начинается с подбора людей, их тщательной оценки с учетом, прежде всего, их соответствия организации и ее преобладающей  культуре. Другим инструментом в сфере  кадровой работы является способ развития персонала и его социализация. Организации, которые активно используют кадровые системы для создания соответствующей  культуры, много внимания и средств  уделяют подготовке и развитию персонала. Основная направленность этого процесса - приобщение людей к доминирующим ценностям организации. Наконец, управление премированием является потенциальным  инструментом создания и развития организационной  культуры. За счет этого осуществляется продвижение и поощрение тех, кто в наибольшей степени соответствует  преобладающими ценностями данной организации.

      Задача  лидера - обеспечить соответствие организации  ее внешней среде. Образцовые компании, как правило, формируют широкий  диапазон ценностных установок. Множество  их ценностей интегрируют понятие  экономического здоровья, служение потребителю  и создание смысла для тех, кто  стоит внизу. В тех самых компаниях, в которых господствует культура, достигается наивысший уровень истинной автономии. Культура жестко регламентирует несколько важнейших переменных и наполняет их смыслом.

      Описание  четырех типов культур показало некоторые факторы, влияющие на выбор  культуры и структуры организации. В укрепившихся организациях культура и структура обычно развивались  и выявлялись во время изменений, часто бессознательно - введение новой  технологии и создание отдела специалистов, введение или отмена уровня в иерархии.

      Однако, несмотря на то, что являются ли культура и структура предметом тщательного  выбора или просто образовались со временем, можно выделить шесть факторов, которые будут влиять на этот процесс. Рассмотрим основные факторы:

  • ИСТОРИЯ и СОБСТВЕННОСТЬ,
  • РАЗМЕР,
  • ТЕХНОЛОГИЯ,
  • ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ,
  • ОКРУЖЕНИЕ,
  • ЛЮДИ.

      Рассмотренные нами теоретические понятия культуры организации позволяют сделать  следующие основные выводы:

      1. Культура организации - это пути  выполнения работы и характер  отношения к людям в организации.

      2. Различные типы организаций имеют  различные идеи, убеждения и традиции; они отличаются внешним видом,  атмосферой и методами работы.

      3. На культуру организации влияют  следующие факторы:

  • происхождение,
  • вид собственности,
  • технология,
  • яркие события.

      4. Многие основные идеи, убеждения  и традиции, из которых складывается  культура организации, являются, скорее, неявными, многое принимается  без доказательств и редко  подвергается сомнению.

      Раздел 2

АНАЛИЗ  КУЛЬТУРЫ  ОРГАНИЗАЦИИ 

2.1 Краткая характеристика организации как объекта управления, ее коммерческие результаты. 

    Проанализируем культуру организации на примере конструкторского бюро АО КБ ²Искра². 3Рассматриваемое предприятие было основано более 50 лет тому назад, но за столь непродолжительное время успело получить широкое признание в кругу специалистов систем связи. На протяжении всей своей деятельности эта организация успешно осваивала новые направления в развитии космической, спутниковой, радиорелейной и тропосферной радиосвязи. Широкому кругу потребителей оно известно своими достижениями в спутниковом телевидении как разработчик передатчиков и приемников телевизионного вещания, позволяющего транслировать передачи центрального телевидения в любой уголок нашей страны. В последние годы, в эпоху рыночных отношений, предприятие стало сотрудничать с зарубежными партнерами из ряда развитых капиталистических стран. Создано не одно совместное предприятие, в том числе с такими странами, как США, Франция, Великобритания, Китай и др. Набран пакет заказов на разработку новых образцов техники связи на сумму более четырех миллионов рублей.

2.2  Основные факторы, определяющие существенную культуру организации. 

      На  культуру рассматриваемой организации  существенное влияние оказала история  становления и развития предприятия, относящаяся к годам ²развитого социализма², при котором деятельность всех предприятий была строго регламентирована и определена свыше.

      Размер  организации является единственной важной переменной, влияющей на выбор  структуры и культуры. Имея в своем  составе несколько десятков специализированных групп, занимающихся различными направлениями в области видов связи, невозможно было эффективно работать без применения систематической координации, разработки и формализации методик и процедур взаимодействия. Только ролевая культура способна была разрешить эти проблемы.

      Одним из основных факторов, влияющих на культуру организации, является имеющаяся технология. Создание многочисленных образцов техники  связи требовало наличия высоких  технологий, разнообразных и многоплановых  по области использования. Причем каждая специализированная группа, разрабатывающая  отдельный узел, плату, прибор, взаимодействовала  друг с другом, идя к общей цели. И их взаимоотношения также были формализованными, то есть свойственны  ролевой культуре.

      Следующим фактором на формировавшиеся культуру и структуру были цели и задачи, стоящие перед организацией. Основными  из них являлись качество изготовляемой  техники связи и получение  прибыли. Такая цель, как качество продукции, легче всего контролируется в ролевой организации.

      Неоспоримое влияние на культуру оказывало окружение - экономическое, финансовое, юридическое, политическое, технологическое - которое требовало культуры роли, хорошо приспосабливающейся и отвечающей тому времени, где все было жестко отлажено и определено, кому чем заниматься, и какую продукцию выпускать.

      Люди  являются последней категорией в  системе факторов, влияющих на культуру организации, и, возможно, это самая  важная категория, потому что именно они действуют в организации  и определяют ее культуру. В условиях существовавшей социальной защищенности всех и каждого со стороны государства, определенности в работе и жизни  ни что так не отвечало требованиям  людей, как наличие ролевой культуры. 

2.3 Проблемы в анализируемой культуре организации. 

      В условиях происходящих перемен в  нашем государстве возникли существенные проблемы в рассматриваемой организации.

      Отсутствие  гарантированных ранее заказов  со стороны государства, сокращение ассигнований военного бюджета наложило отпечаток и на деятельность АО КБ ²Искра².

      Ввиду явной невостребованности в работе многих секторов, проявились ростки неуверенности, страха перед завтрашним днем. Отпала необходимость в наличии такого количества специалистов в одном  предприятии. Несвоевременная оплата за труд и в значительно меньшем  размере, чем требует реальность сегодняшнего дня, привели к тому, что молодые, способные и энергичные инженеры стали покидать свое предприятие. Оголились наиболее высокотехнологические  сектора и группы. Нарушились устоявшиеся  цепочки в структуре организации, так как некоторые сектора  просто прекратили свое существование  по причине ухода ведущих специалистов в коммерческие структуры и прочие организации. Все это сказалось  на общей атмосфере, проявилось недовольство рядовых работников к руководству, в чьей деятельности они видели источники  своих бед. Снизилась исполнительская  дисциплина, затягивались намеченные сроки окончания работ, проявились тенденции к неисполнению функциональных обязанностей в полном объеме. Негласно вошло в хождение, что такие  деньги платят только за приход на работу, а не за ее выполнение. Образовался  целый комплекс проблем, без решения  которого невозможна нормальная деятельность и выход из столь кризисной  ситуации. 

ВЫВОД 

      Болезнь, переживаемая нашим обществом, не прошла стороной и АО КБ ²Искра², поставив перед ним ряд трудно разрешимых проблем, оказав существенное влияние на имеющуюся культуру в организации, поколебав ее многолетние устои и поставила перед выбором альтернативного выхода из этой ситуации. Подытоживая вышесказанное, следует подчеркнуть, что сейчас совершенно недопустимо промедление; настало время принимать решения и действовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 3

СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ  ПО  ИЗМЕНЕНИЮ  КУЛЬТУРЫ  ОРГАНИЗАЦИИ 

3.1 Программное планирование изменения культуры организации. 

      Реалии  жизни требуют проведения изменений  в культуре организации. Осуществление  этих изменений базируется на мировоззрении  и политике дирекции АО КБ ²Искра², а также на их твердой воле действительно реализовать задуманное. При наличии твердой воли к проведению намеченных изменений можно и нужно начинать процесс, но не всегда легко найти правильное решение, так как последствия могут быть трудно предсказуемы. Право осуществлять те или иные изменения в культуре зависит прежде всего от финансовых последствий и риска, с которым это связано для предприятия. Политика и цели руководства предприятия должны быть направлены в первую очередь на сохранение предприятия и получение прибыли.

Информация о работе Формирование организационной культуры как условие эффективного управления предприятием