Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить формирование организационной культуры предприятия.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие организационной культуры;
- изучить источники организационной культуры;
- проанализировать многоуровневую модель организационной культуры;
- охарактеризовать особенности и принципы организационной культуры;
- выявить структуру организационной культуры;
- исследовать типы организационной культуры;
- изучить формирование организационной культуры;
- рассмотреть поддержание организационной культуры;
- исследовать изменение и дать рекомендации по изменению организационной культуры.
Объектом курсовой работы является организационная культура предприятий.
Предметом курсовой работы являются управленческие решения в сфере формирования, поддержания, развития и изменения организационной культуры предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность организационной культуры предприятия………………………...6
1.1. Понятие организационной культуры………………………………………..6
1.2. Источники организационной культуры…………………………………….8
1.3. Многоуровневая модель организационной культуры……………………10
2. Анализ организационной культуры………………………………………….14
2.1. Особенности и принципы организационной культуры…………………..14
2.2. Структура организационной культуры……………………………………16
2.3. Типы организационной культуры………………………………………….21
3. Управление организационной культурой предприятия……………………26
3.1. Формирование организационной культуры……………………………….26
3.2. Поддержание организационной культуры………………………………...38
3.3. Изменение и рекомендации по изменению организационной культуры..30
Заключение………………………………………………………...……………..33
Список использованных источников…………………………………………...35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Сущность организационной культуры предприятия………………………...6
1.1. Понятие
организационной культуры………………
1.2. Источники
организационной культуры………………
1.3. Многоуровневая модель организационной культуры……………………10
2. Анализ организационной культуры………………………………………….14
2.1. Особенности
и принципы организационной
2.2. Структура
организационной культуры………………
2.3. Типы
организационной культуры………………
3. Управление организационной культурой предприятия……………………26
3.1. Формирование
организационной культуры………………
3.2. Поддержание
организационной культуры………………
3.3. Изменение и рекомендации по изменению организационной культуры..30
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компании.
Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.
Организация функционирует и развивается, как сложный организм. Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации. Этот «жизненный» потенциал деятельности организации обеспечивает организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой.
Теоретические основы исследований организационной культуры разрабатывались такими зарубежными учеными, как К. Вейк, П.Б. Вейл, Д. Мейерсон, Г. Минцберг, Г. Морган, М. Пакановский, А. Петтигрю, С Роббинс, Д. Сильверман, Л. Смирчич, М. Тевене, А. Уильяме, М. Фелдман, П. Фрост и др. Отдельные монографии посвятили тематике организационной культуры Т. Дил и А. Кеннеди, К. Камерон и Р. Куинн, Р. Рюттингер, В. Сате, Э. Шайн, У. Оучи, М. Элвессон и др.
Одними из первых русскоязычных публикаций по теме организационной культуры стали главы из книг О.С Виханского и А.И. Наумова, а также М. Кубра. Следует также выделить работы А.Н. Занковского, А.Э. и Э.А. Капитоновых, Л.В. Карташовой, Т.Н. Персиковой, Т.О. Соломанидиной, В.А. Спивака.
Цель курсовой работы - изучить формирование организационной культуры предприятия.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие организационной культуры;
- изучить источники организационной культуры;
- проанализировать многоуровневую модель организационной культуры;
- охарактеризовать особенности и принципы организационной культуры;
- выявить структуру организационной культуры;
- исследовать типы организационной культуры;
- изучить формирование организационной культуры;
- рассмотреть поддержание организационной культуры;
- исследовать изменение и дать рекомендации по изменению организационной культуры.
Объектом курсовой работы является организационная культура предприятий.
Предметом курсовой работы являются управленческие решения в сфере формирования, поддержания, развития и изменения организационной культуры предприятия.
Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, структурно-функциональный метод, системный метод, метод описания, а также метод обобщения полученных сведений и материалов в данной курсовой работе.
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав,
включающих в себя параграфы, заключения
и списка использованных источников.
1.
СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.
Понятие организационной
культуры
В
современной литературе, как и
многие другие термины организационно-
Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации. Организационная культура - это шаблонный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих организации либо ее внутренним подразделениям. Это уникальная «духовная программа», отражающая «индивидуальность» организации.
Организационная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми не писаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации1.
Часто
организационная культура трактуется
как принимаемые большей частью
организации философия и
Несмотря на очевидное разнообразие определений, и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты. Так, в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.
Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
Третьим
общим атрибутом термина
Используя то общее, что присуще многим определениям, предлагается понимать организационную культуру следующим образом.
Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные элементы передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения2.
Вопрос
о степени влияния
1.2.
Источники организационной
культуры
Источники организационной культуры можно условно разделить на три группы: внешняя среда, общественные ценности, внутренняя среда организации.
Внешняя среда - под факторами внешней среды в данном случае понимают факторы, неконтролируемые организацией, такие как природные условия или исторические события, повлиявшие на развитие общества. Например, революция в России в 1917 г. на длительный период времени определила организационную культуру социалистических предприятий, укрепив командно-административный стиль руководства.
Общественные ценности - общественные ценности и национальная культура страны также оказывают влияние на организационную культуру компаний. К данной группе факторов можно отнести преобладающие в обществе убеждения и ценности, такие как свобода личности, человеколюбие, уважение и доверие к властям, нацеленность на действие и активную жизненную позицию и т.д. Например, в разных странах разное значение придают проблеме затрат времени. Различное отношение к вопросам эффективного использования времени повлияет на организационную культуру компаний: в разных странах в разное время начинается и заканчивается рабочий день, разное время отводится на перерывы, различное количество нерабочих дней и разная продолжительность отпусков. Часто специалистам, работающим за рубежом, трудно привыкнуть к необычному для них распорядку дня.
Внутренняя среда организации - третий источник организационной культуры образуют специфические внутренние факторы самой организации. Например, развитие технологической среды будет влиять на требования компании к уровню квалификации персонала, что, в свою очередь, может отразиться на ее организационной культуре. Высокотехнологичные компании будут принимать на работу квалифицированных специалистов, сформировавших систему ценностей в процессе предшествующей социализации. Такая ситуация может привести к формированию отдельных элементов чужеродных субкультур, таких как группы с различной идеологией и системой ценностей, что значительно усложнит развитие единой сильной организационной культуры. Это повлияет и на структуру власти в организации: те группы, которые непосредственно связаны с развитием технологической среды, будут обладать большей властью и, таким образом, сформируют доминирующую коалицию, ценности которой будут определять организационную культуру компании.
Информация о работе Формирование организационной культуры предприятия