Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:51, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы, ценности, нормы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде предприятия. Культурный подход к управлению показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через ценности, философию, язык, нормы, ритуалы, церемонии и т.д. Правильно сформулированная и построенная организационная культура предприятия - мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать все структурные подразделения, руководство и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии, а также дающий возможность ...
Введение
1Формирование организационной культуры предприятия
1.1 Формирование организационной культуры предприятия .Характеристики и функции
1.2 Элементы организационной культуры
1.3 Организационный потенциал предприятия
1.4 Модели организационной культуры и их влияние на эффективность предприятия
2 Организационная культура и климат: взаимосвязь и влияние на эффективность работы предприятия
2.1 Территориальное управление пгт Миллерово
2.2 Модель организационной культуры территориального управления пгт Миллерово
3 Пути повышения эффективности работы территориального управления пгт Миллерово путем проведения тренингов на командообразование
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1Формирование организационной культуры
предприятия
1.1 Формирование организационной культуры предприятия .Характеристики и функции
1.2 Элементы организационной культуры
1.3 Организационный потенциал предприятия
1.4 Модели организационной культуры и их влияние на эффективность предприятия
2 Организационная культура и климат: взаимосвязь и влияние на эффективность работы предприятия
2.1 Территориальное управление пгт Миллерово
2.2 Модель организационной
культуры территориального
3 Пути повышения эффективности работы
территориального управления пгт Миллерово
путем проведения тренингов на командообразование
Заключение
Список литературы
Введение
Организация
функционирует и развивается, как сложный
организм. Постоянно подвергаясь влиянию
со стороны внешней среды и приспосабливаясь
к изменениям, современная организация
стремиться формировать и накапливать
потенциал, который может обеспечить не
только своевременную и адекватную реакцию
на воздействия внешней среды, но и дает
возможность активно изменять окружающую
действительность, эффективно управлять
функционированием и развитием многочисленных
элементов и подсистем организации.
Теория и практика
управления организацией прошла в своем
становлении много этапов, развивалась
в рамках разнообразных подходов и концепций.
Однако, несмотря на многообразие теоретических
оснований, как сто лет назад, так и сейчас,
основной целью коммерческой организации
является достижение экономической эффективности
и поиск новых управленческих решений
в этой области. Существует целый ряд хорошо
изученных направлений повышения эффективности
(мотивационные схемы, нормирование и
организация труда, стратегическое планирование
и др.). Организационная культура, как фактор
роста эффективности и неотъемлемый элемент
управления персоналом, до недавнего времени
оставалась в тени на российских предприятиях.
Более того, современный уровень менеджмента
предполагает, что объектом управленческой
деятельности являются организационные
культуры различного типа, а не процессы,
люди или их деятельность.
Организационная
культура предприятия традиционно определяется
как принимаемые большей частью организации
философия и идеология управления, предположения,
ценностные ориентации, верования, ожидания,
нормы, символика, лежащие в основе отношений
и взаимодействий внутри организации.
Актуальность
данной темы заключается в том, что представление
об организации как культурном феномене
позволяет понять, каким образом, через
какие символы, ценности, нормы и смыслы
осуществляется совместная деятельность
людей в организационной среде предприятия.
Культурный подход к управлению показывает,
как можно создавать организационную
действительность и влиять на нее через
ценности, философию, язык, нормы, ритуалы,
церемонии и т.д. Правильно сформулированная
и построенная организационная культура
предприятия - мощный стратегический инструмент,
позволяющий координировать все структурные
подразделения, руководство и отдельных
членов коллектива на достижение поставленных
целей в рамках выбранной миссии, а также
дающий возможность обеспечить рациональную
и бесконфликтную структуру коллектива,
создавать комфортные, достойные условия
труда, выявлять потенциальные возможности
персонала, мотивировать его и предоставлять
возможности карьерного роста, эффективно
распределять функции и ответственность,
иными словами, построить систему внутрифирменных
трудовых отношений, гармонично объединяющую
людей для достижения целей организации.
Руководителей и менеджеров
по управлению персоналом сегодня волнует
вопрос, как сделать «человеческий потенциал»
предприятия фактором устойчивого получения
прибыли, то есть речь идет о капитализации
человеческого потенциала. Люди, соответственно
подготовленные и рационально, с учетом
способностей и возможностей каждого,
распределенные по рабочим местам, должны
приносить предприятию больше, чем тратится
на их заработную плату плюс затраты на
обеспечение и воспроизводство их деятельности.
Сотрудники становятся факторами формирования
конкурентного преимущества предприятия.
Одно и то же оборудование, сырье, материалы
принципиально доступны всем конкурентам.
Единственное, чем предприятия могут отличаться
друг от друга - это особенности и тонкости
технологии и способов организации работы,
определяемые организационной культурой,
которые дают реальное конкурентное преимущество.
Организационная культура есть тот элемент
организации, который позволяет сделать
бизнес-идею реализуемой и эффективной,
достичь эффективности труда и извлечь
выгоду из обладания интеллектуальной
собственностью. Инвестиционная привлекательность
компании также напрямую зависит от существующей
организационной культуры. Следовательно,
организационная культура предприятия
может оказывать непосредственное влияние
на экономические параметры функционирования
предприятия и является важнейшим резервом
роста экономической эффективности.
Объектом
исследования данной курсовой работы
является организационная культура предприятия,
как элемент организации, позволяющий
сделать бизнес-идею наиболее эффективной.
Предметом исследования курсовой работы является организационная культура территориального управления пгт Миллерово Администрации ямиллеровского района, как элемент организации, влияющий на эффективность работы территориального управления.
Цель данной работы – изучение понятия организационная культура и организационный потенциал предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие организационной культуры.
Определить какие модели организационной культуры существуют.
Дать понятие организационного потенциала.
1 Формирование организационной культуры предприятия
1.1 Формирование организационной культуры предприятия.
Характеристики и функции
Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.
С.П. Роббинс предлагает рассматривать
организационную культуру на основе десяти
характеристик, наиболее ценящихся в организации1:
личная инициатива;
готовность работника пойти на риск;
направленность действий;
согласованность действий;
обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
система вознаграждений;
готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.
Носителями организационной культуры являются люди.
Организационная культура бывает:
явная–зафиксирована в документальной форме(правила,инструкции и нормы)
неявная – отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой.
кстравертная – обращенная во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации
интравертная – обращенная внутрь самих себя.
Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И, наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта.
Ценность организационной
культуры заключается и в том,
что она является мотивирующим фактором
для сотрудников. Мотивация — позиция,
предрасполагающая человека действовать
специфическим, целенаправленным образом.
Если рассматривать иерархию потребностей по А.
Маслоу, то организационная культура
будет удовлетворять потребность человека
в социальном статусе и причастности,
например, к делам компании, а также способствовать
его самовыражению, что находится на самом
высшем уровне пирамиды потребностей.
Организационная
культура выполняет целый ряд функций:
Охранная
функция состоит в создании барьера, ограждающего
организацию от нежелательных внешних
воздействий.
Интегрирующая функция — усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
Регулирующая функция — является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации.
Адаптивная функция выражается в чувстве общности всех членов организации.
Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
Мотивационная функция - усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.
1.2 Элементы организационной
культуры
Культура
организации состоит из двух видов элементов:
субъективных и объективных.
Субъективная организационная культура основывается на разделяемых всеми членами коллектива предприятия ценностях и восприятии организационного окружения, существующего вне личности. В нее входит духовная символика в виде объектов, людей и их действий, обладающих привлекательностью для окружающих (образцов поведения), а также традиций организации.
Субъективная культура является
ядром управленческой культуры, которая
определяется стилем руководства, способами
решения управленческим аппаратом возникающих
проблем и их отношением к окружающим.
Когда речь заходит об организационной
культуре, нередко ее воспринимают в более
узком смысле, как фирменный стиль. Он
состоит из логотипа, слогана (девиза),
отношения к покупателю и поставщику.
Последнее выражается в отсутствии задержки
платежей, срыва поставок, уступке клиенту.
Организационная культура должна быть
согласована со стратегией компании.
Атрибуты организационной культуры предприятия:
Традиции и обычаи, уровень сотрудничества работников. Так, в некоторых организациях, особенно в бюджетных учреждениях, есть традиция отмечать праздники совместно, с поездками и экскурсиями. Сюда также можно отнести кадровую политику, систему мотивации и вознаграждений. В России в нефтяных компаниях распространена практика найма работников не на общих основаниях, как говорят, «с улицы», а по закрытым каналам на основании рекомендаций, связей и т. п.
Ценности — это ценностные ориентации. Какое поведение сотрудников можно считать допустимым, как строятся отношения с коллегами и начальством — все это несет организационная культура. Утверждение «Клиент всегда прав», принимаемое за правило при работе с партнерами, влияет на качество обслуживания. Это отношение ощущается всеми нами при очередных покупках, осуществляемых в магазинах.
Стили руководства: авторитарный и демократический. Например, для государственных учреждений, компаний, основанных и контролируемых полностью одним лицом (собственником), характерен более авторитарный стиль, для которого присущи низкое делегирование полномочий, единоличие и диктат в принятии решений. Как раз таким стилем руководства обладал Генри Форд, который основал свою автомобильную компанию в начале прошлого века (1903). Напротив, Альфред Слоан, управляющий General Motors, был назначен на эту должность не в самые легкие времена для компании, когда на автомобильном рынке монополистом был Форд. Благодаря своей гибкости и демократизации управления, Слоан вывел General Motors в лидеры автомобильного рынка США. Символика — через нее осуществляется передача ценностей компании широкому кругу лиц. Сюда относятся фирменный стиль, логотип, торговый знак, слоган (девиз), цветовое решение в рекламе.
Деловой этикет. Многие компании обязывают придерживаться сотрудников определенного стиля одежды. График работы, а также его соблюдение индивидуальны для каждой организации. Вас могут уволить при опоздании на 5 минут из Макдоналдса, но даже не вынести замечания, если вы сотрудник компании системного интегратора.
Можно выделить организационную культуру:
видимую, то, что выражено в предметах материального мира;
невидимую, сосредоточенную в общепринятых ценностях, присутствующую на подсознательном уровне человека.
Познание организационной культуры сотрудником компании характеризуется тремя уровнями:
фрагментарный - усвоение наиболее ярких правил;
ассоциированный - понимание норм деятельности, с которыми человек согласен;
выстраданный - принятие всех формальных и неформальных правил организации. Человек становится «своим», а не чужим.
Кто влияет на организационную культуру? Очевидно, что личность руководителя, которая формирует команду и подсознательно набирает людей, адекватных своим жизненным установкам. Особенно это влияние ощущается сотрудниками в момент смены руководства. Впоследствии, глава компании оказывает, и прямое воздействие на организационную культуру путем принятия определенных правил и распорядка в организации. Большое значение в формировании культуры придается неформальному лидеру, полномочия которого не зафиксированы в должностных инструкциях.
Многие исследования показывают, что на организационную культуру влияет страна расположения организации, что обусловливается национальными особенностями, менталитетом, историческими факторами.
Информация о работе Формирование организационных культур предприятия