Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:51, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы, ценности, нормы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде предприятия. Культурный подход к управлению показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через ценности, философию, язык, нормы, ритуалы, церемонии и т.д. Правильно сформулированная и построенная организационная культура предприятия - мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать все структурные подразделения, руководство и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии, а также дающий возможность ...
Введение
1Формирование организационной культуры предприятия
1.1 Формирование организационной культуры предприятия .Характеристики и функции
1.2 Элементы организационной культуры
1.3 Организационный потенциал предприятия
1.4 Модели организационной культуры и их влияние на эффективность предприятия
2 Организационная культура и климат: взаимосвязь и влияние на эффективность работы предприятия
2.1 Территориальное управление пгт Миллерово
2.2 Модель организационной культуры территориального управления пгт Миллерово
3  Пути повышения эффективности работы территориального управления пгт Миллерово путем проведения тренингов на командообразование
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение 
1Формирование организационной культуры 
предприятия
1.1 Формирование организационной культуры предприятия .Характеристики и функции
1.2 Элементы организационной культуры
1.3 Организационный потенциал предприятия
1.4 Модели организационной культуры и их влияние на эффективность предприятия
2 Организационная культура и климат: взаимосвязь и влияние на эффективность работы предприятия
2.1 Территориальное управление пгт Миллерово
2.2 Модель организационной 
культуры территориального 
3  Пути повышения эффективности работы 
территориального управления пгт Миллерово 
путем проведения тренингов на командообразование 
Заключение
Список литературы
 
Введение
 
 
         Организация 
функционирует и развивается, как сложный 
организм. Постоянно подвергаясь влиянию 
со стороны внешней среды и приспосабливаясь 
к изменениям, современная организация 
стремиться формировать и накапливать 
потенциал, который может обеспечить не 
только своевременную и адекватную реакцию 
на воздействия внешней среды, но и дает 
возможность активно изменять окружающую 
действительность, эффективно управлять 
функционированием и развитием многочисленных 
элементов и подсистем организации.  
         Теория и практика 
управления организацией прошла в своем 
становлении много этапов, развивалась 
в рамках разнообразных подходов и концепций. 
Однако, несмотря на многообразие теоретических 
оснований, как сто лет назад, так и сейчас, 
основной целью коммерческой организации 
является достижение экономической эффективности 
и поиск новых управленческих решений 
в этой области. Существует целый ряд хорошо 
изученных направлений повышения эффективности 
(мотивационные схемы, нормирование и 
организация труда, стратегическое планирование 
и др.). Организационная культура, как фактор 
роста эффективности и неотъемлемый элемент 
управления персоналом, до недавнего времени 
оставалась в тени на российских предприятиях. 
Более того, современный уровень менеджмента 
предполагает, что объектом управленческой 
деятельности являются организационные 
культуры различного типа, а не процессы, 
люди или их деятельность. 
         Организационная 
культура предприятия традиционно определяется 
как принимаемые большей частью организации 
философия и идеология управления, предположения, 
ценностные ориентации, верования, ожидания, 
нормы, символика, лежащие в основе отношений 
и взаимодействий внутри организации.  
 
         Актуальность 
данной темы заключается в том, что представление 
об организации как культурном феномене 
позволяет понять, каким образом, через 
какие символы, ценности, нормы и смыслы 
осуществляется совместная деятельность 
людей в организационной среде предприятия. 
Культурный подход к управлению показывает, 
как можно создавать организационную 
действительность и влиять на нее через 
ценности, философию, язык, нормы, ритуалы, 
церемонии и т.д. Правильно сформулированная 
и построенная организационная культура 
предприятия - мощный стратегический инструмент, 
позволяющий координировать все структурные 
подразделения, руководство и отдельных 
членов коллектива на достижение поставленных 
целей в рамках выбранной миссии, а также 
дающий возможность обеспечить рациональную 
и бесконфликтную структуру коллектива, 
создавать комфортные, достойные условия 
труда, выявлять потенциальные возможности 
персонала, мотивировать его и предоставлять 
возможности карьерного роста, эффективно 
распределять функции и ответственность, 
иными словами, построить систему внутрифирменных 
трудовых отношений, гармонично объединяющую 
людей для достижения целей организации. 
Руководителей и менеджеров 
по управлению персоналом сегодня волнует 
вопрос, как сделать «человеческий потенциал» 
предприятия фактором устойчивого получения 
прибыли, то есть речь идет о капитализации 
человеческого потенциала. Люди, соответственно 
подготовленные и рационально, с учетом 
способностей и возможностей каждого, 
распределенные по рабочим местам, должны 
приносить предприятию больше, чем тратится 
на их заработную плату плюс затраты на 
обеспечение и воспроизводство их деятельности. 
Сотрудники становятся факторами формирования 
конкурентного преимущества предприятия. 
Одно и то же оборудование, сырье, материалы 
принципиально доступны всем конкурентам. 
Единственное, чем предприятия могут отличаться 
друг от друга - это особенности и тонкости 
технологии и способов организации работы, 
определяемые организационной культурой, 
которые дают реальное конкурентное преимущество. 
Организационная культура есть тот элемент 
организации, который позволяет сделать 
бизнес-идею реализуемой и эффективной, 
достичь эффективности труда и извлечь 
выгоду из обладания интеллектуальной 
собственностью. Инвестиционная привлекательность 
компании также напрямую зависит от существующей 
организационной культуры. Следовательно, 
организационная культура предприятия 
может оказывать непосредственное влияние 
на экономические параметры функционирования 
предприятия и является важнейшим резервом 
роста экономической эффективности.  
          Объектом 
исследования данной курсовой работы 
является организационная культура предприятия, 
как элемент организации, позволяющий 
сделать бизнес-идею наиболее эффективной.
Предметом исследования курсовой работы является организационная культура территориального управления пгт Миллерово Администрации ямиллеровского района, как элемент организации, влияющий на эффективность работы территориального управления.
Цель данной работы – изучение понятия организационная культура и организационный потенциал предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие организационной культуры.
Определить какие модели организационной культуры существуют.
Дать понятие организационного потенциала.
 
 
 
        
1 Формирование организационной культуры предприятия
1.1 Формирование организационной культуры предприятия.
Характеристики и функции
Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.
С.П. Роббинс предлагает рассматривать 
организационную культуру на основе десяти 
характеристик, наиболее ценящихся в организации1: 
         личная инициатива;
готовность работника пойти на риск;
направленность действий;
согласованность действий;
обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
система вознаграждений;
готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.
Носителями организационной культуры являются люди.
Организационная культура бывает:
явная–зафиксирована в документальной форме(правила,инструкции и нормы)
неявная – отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой.
кстравертная – обращенная во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации
интравертная – обращенная внутрь самих себя.
Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И, наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта.
Ценность организационной 
культуры заключается и в том, 
что она является мотивирующим фактором 
для сотрудников. Мотивация — позиция, 
предрасполагающая человека действовать 
специфическим, целенаправленным образом. 
Если рассматривать иерархию потребностей по А. 
Маслоу, то организационная культура 
будет удовлетворять потребность человека 
в социальном статусе и причастности, 
например, к делам компании, а также способствовать 
его самовыражению, что находится на самом 
высшем уровне пирамиды потребностей. 
         Организационная 
культура выполняет целый ряд функций:  
          Охранная 
функция состоит в создании барьера, ограждающего 
организацию от нежелательных внешних 
воздействий.
Интегрирующая функция — усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
Регулирующая функция — является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации.
Адаптивная функция выражается в чувстве общности всех членов организации.
Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
Мотивационная функция - усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.
 
         1.2 Элементы организационной 
культуры
 
          Культура 
организации состоит из двух видов элементов: 
субъективных и объективных.
Субъективная организационная культура основывается на разделяемых всеми членами коллектива предприятия ценностях и восприятии организационного окружения, существующего вне личности. В нее входит духовная символика в виде объектов, людей и их действий, обладающих привлекательностью для окружающих (образцов поведения), а также традиций организации.
Субъективная культура является 
ядром управленческой культуры, которая 
определяется стилем руководства, способами 
решения управленческим аппаратом возникающих 
проблем и их отношением к окружающим. 
Когда речь заходит об организационной 
культуре, нередко ее воспринимают в более 
узком смысле, как фирменный стиль. Он 
состоит из логотипа, слогана (девиза), 
отношения к покупателю и поставщику. 
Последнее выражается в отсутствии задержки 
платежей, срыва поставок, уступке клиенту.  
Организационная культура должна быть 
согласована со стратегией компании. 
Атрибуты организационной культуры предприятия:
Традиции и обычаи, уровень сотрудничества работников. Так, в некоторых организациях, особенно в бюджетных учреждениях, есть традиция отмечать праздники совместно, с поездками и экскурсиями. Сюда также можно отнести кадровую политику, систему мотивации и вознаграждений. В России в нефтяных компаниях распространена практика найма работников не на общих основаниях, как говорят, «с улицы», а по закрытым каналам на основании рекомендаций, связей и т. п.
Ценности — это ценностные ориентации. Какое поведение сотрудников можно считать допустимым, как строятся отношения с коллегами и начальством — все это несет организационная культура. Утверждение «Клиент всегда прав», принимаемое за правило при работе с партнерами, влияет на качество обслуживания. Это отношение ощущается всеми нами при очередных покупках, осуществляемых в магазинах.
Стили руководства: авторитарный и демократический. Например, для государственных учреждений, компаний, основанных и контролируемых полностью одним лицом (собственником), характерен более авторитарный стиль, для которого присущи низкое делегирование полномочий, единоличие и диктат в принятии решений. Как раз таким стилем руководства обладал Генри Форд, который основал свою автомобильную компанию в начале прошлого века (1903). Напротив, Альфред Слоан, управляющий General Motors, был назначен на эту должность не в самые легкие времена для компании, когда на автомобильном рынке монополистом был Форд. Благодаря своей гибкости и демократизации управления, Слоан вывел General Motors в лидеры автомобильного рынка США. Символика — через нее осуществляется передача ценностей компании широкому кругу лиц. Сюда относятся фирменный стиль, логотип, торговый знак, слоган (девиз), цветовое решение в рекламе.
Деловой этикет. Многие компании обязывают придерживаться сотрудников определенного стиля одежды. График работы, а также его соблюдение индивидуальны для каждой организации. Вас могут уволить при опоздании на 5 минут из Макдоналдса, но даже не вынести замечания, если вы сотрудник компании системного интегратора.
Можно выделить организационную культуру:
видимую, то, что выражено в предметах материального мира;
невидимую, сосредоточенную в общепринятых ценностях, присутствующую на подсознательном уровне человека.
Познание организационной культуры сотрудником компании характеризуется тремя уровнями:
фрагментарный - усвоение наиболее ярких правил;
ассоциированный - понимание норм деятельности, с которыми человек согласен;
выстраданный - принятие всех формальных и неформальных правил организации. Человек становится «своим», а не чужим.
Кто влияет на организационную культуру? Очевидно, что личность руководителя, которая формирует команду и подсознательно набирает людей, адекватных своим жизненным установкам. Особенно это влияние ощущается сотрудниками в момент смены руководства. Впоследствии, глава компании оказывает, и прямое воздействие на организационную культуру путем принятия определенных правил и распорядка в организации. Большое значение в формировании культуры придается неформальному лидеру, полномочия которого не зафиксированы в должностных инструкциях.
Многие исследования показывают, что на организационную культуру влияет страна расположения организации, что обусловливается национальными особенностями, менталитетом, историческими факторами.
Информация о работе Формирование организационных культур предприятия