Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить формирование организационной культуры предприятия.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие организационной культуры;
- изучить источники организационной культуры;
- проанализировать многоуровневую модель организационной культуры;
- охарактеризовать особенности и принципы организационной культуры;
- выявить структуру организационной культуры;
- исследовать типы организационной культуры;
- изучить формирование организационной культуры;
- рассмотреть поддержание организационной культуры;
- исследовать изменение и дать рекомендации по изменению организационной культуры.
Объектом курсовой работы является организационная культура предприятий.
Предметом курсовой работы являются управленческие решения в сфере формирования, поддержания, развития и изменения организационной культуры предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность организационной культуры предприятия………………………...6
1.1. Понятие организационной культуры………………………………………..6
1.2. Источники организационной культуры…………………………………….8
1.3. Многоуровневая модель организационной культуры……………………10
2. Анализ организационной культуры………………………………………….14
2.1. Особенности и принципы организационной культуры…………………..14
2.2. Структура организационной культуры……………………………………16
2.3. Типы организационной культуры………………………………………….21
3. Управление организационной культурой предприятия……………………26
3.1. Формирование организационной культуры……………………………….26
3.2. Поддержание организационной культуры………………………………...38
3.3. Изменение и рекомендации по изменению организационной культуры..30
Заключение………………………………………………………...……………..33
Список использованных источников…………………………………………...35
К специфическим факторам организации относится и отрасль, в которой работает компания. Фирмы, принадлежащие одной отрасли, функционируют в одной конкурентной среде и схожем правовом пространстве, удовлетворяют одни и те же потребности покупателей. Например, некоторые фирмы, выпускающие косметическую продукцию, ориентируются на личные продажи. Такие фирмы имеют ограниченное число менеджеров, ориентируются лишь на незначительное число четко разработанных правил, в большей степени опираются на харизматическое, а не на рациональное руководство, поощряют привлечение членов семьи к продаже товаров компании3.
Важную роль в формировании организационной культуры играют сдающиеся личности и важные события в истории компании.
Важные
события в истории организации также
влияют на верования и ценности сотрудников,
меняют отношение к компании собственных
сотрудников, конкурентов, потребителей.
1.3.
Многоуровневая модель
организационной культуры
Организационная культура компании характеризуется большим числом параметров и обусловливается влиянием различных процессов: подбор кадров, социализация сотрудников, награждение персонала. В то же время организационная культура сама оказывает влияние на эти процессы. При условии постоянства набора факторов внешней среды, воздействующих на организацию, указанные процессы направлены на стабилизацию культуры, что может привести к осложнениям при проведении изменений.
Стратегия,
выраженная словами «Всегда быть
первым», позволяет поднять
Различают два типа вторичных стратегий5:
Инструментальные стратегии отражают, каким образом ценности организации реализуются в том, что и как она делает. Они определяют в целом сферу деятельности компании (вид продукта или услуг, предлагаемых фирмой), целевые рынки, идеологию в отношении уровня качества товаров и услуг, направления работы с персоналом, взаимодействие подразделений компании;
Экспрессивные стратегии направлены на создание и использование символов, имеющих важное значение для персонала и легко идентифицируемых лицами, не работающими в данной компании. Эти стратегии направлены на обеспечение стабильности организации и позволяют ей обеспечить свое восприятие как единого целого со стороны внешней среды. Например, в некоторых компаниях принята определенная форма одежды, по которой окружающие легко узнают, где работает данный человек.
Коммуникационные
системы включают в себя мероприятия
по созданию определенного образа фирмы
в глазах общественности (различные РR-акции,
рекламные мероприятия и т.д.), формируют
правила и традиции в отношениях с потребителями,
конкурентами, государственными и общественными
организациями и т.д. Например, табачные
компании финансируют исследования в
области разработки лекарственных препаратов
для борьбы с раковыми заболеваниями легких,
подчеркивая этим, что одной из их базовых
ценностей является забота о здоровье
людей и в первую очередь – курильщиков.
2.
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ
2.1.
Особенности и
принципы организационной
культуры
Специалисты выделяют две важные особенности культуры:
1)
Многоуровневость - поверхностный уровень
образует способ поведения
2) Многогранность, многоаспектность - культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных подразделений или социальных, групп, существующих под «крышей» общей культуры (они могут конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить). Во-вторых, организационная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности – предпринимательство, управление, деловое общение, внутренние взаимоотношения.
Организационная культура может быть оценена, проконтролирована, управляема. Критериями анализа организационной культуры являются следующие показатели6:
При
анализе организационной
Зарубежные и отечественные исследования по проблематике организационной культуры позволяют выделить ряд ценностных принципов:
Выделяют два аспекта организационной культуры: объективный и субъективный. Объективный аспект обычно связывается с физическим окружением, создаваемым в организации (само здание, его дизайн, место расположения, оборудование, мебель, цвет и объем пространства, удобства..). Субъективный аспект исходит из разделяемых работниками образов, предположений, веры, ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями. Субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения, как общего, так и различий между людьми и между организациями7.
Важным
аспектом организационной культуры является
то, что она разделяется на ряд частных
культур. В одной организации может быть
много субкультур (уровней, подразделений).
2.2.
Структура организационной
культуры
Организационная культура складывается при формировании предприятия, учреждения. В момент создания и впервые годы жизни организации формируется та культура, которая изначально соответствовала представлениям его создателям. Далее культура развивается, наполняется более глубоким смыслом и принимается новыми сотрудниками. Решающий вклад в развитие организационной культуры вносит ее выше руководство.
Структуру
организационной культуры составляют
набор предположений, ценностей, верований
и символов, следование которым помогает
людям в организации
Э.
Шайн предложил рассматривать
Познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать и терминах организационной культуры.
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, «подповерхностный» уровень. Здесь изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
Третий, «глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Итак,
организационная культура охватывает
большую область явлений
Организационная структура компании складывается под влиянием внешней среды, которая в определенной степени определяет и взаимодействие различных подсистем компании. Кроме того, организационная структура зависит и от личных характеристик руководителей. Например, если организационную культуру фирмы можно охарактеризовать как самодостаточную, где ценятся личные достижения и независимость, то в структуре компании будут, скорее всего, присутствовать отделения по продукту: так проще всего распределить ответственность и ресурсы. Руководители отделов по продукту полностью контролируют деятельность своего подразделения и отвечают за результаты. Если же руководитель отличается подозрительностью, то наиболее вероятной организационной структурой в этом случае будет функциональная. Возможность осуществлять более жесткий контроль над подчиненными удовлетворит потребность руководителя в постоянной межфункциональной координации деятельности.
Стратегии отбора и социализации определяют, где и как фирмы набирают новых сотрудников и каким образом осуществляется процесс их адаптации в коллективе. Как правило, компании нацелены на поиск сотрудников убеждения и ценности, которых в наибольшей степени соответствуют сложившейся организационной культуре. Компания, ориентирующаяся на развитие самодостаточной культуры и приветствующая взаимную поддержку и сотрудничество, ценит в своих сотрудниках, прежде всего умение работать в команде и стремление внести свой вклад в общее дело. В данном случае компания отдаст предпочтение тем кандидатам на должность, кто уже имел опыт такой работы, например, если какой-либо сотрудник привлекался для реализации проекта на временной основе и хорошо зарекомендовал себя.
Информация о работе Формирование организационной культуры предприятия