Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 22:48, контрольная работа
Цель работы – расширить и углубить знания по управлению организационной культурой.
Для успешного достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность организационной культуры;
- изучить признаки и функции организационной культуры;
- проанализировать классификацию организационных культур;
- охарактеризовать формирование организационной культуры;
- рассмотреть символы, язык и легенды на предприятии как источник организационной культуры;
- изучить национальные особенности организационных культур.
Введение
1. Управление организационной культурой
1.1. Сущность организационной культуры
1.2. Признаки и функции организационной культуры
1.3. Классификация организационных культур
1.4. Формирование организационной культуры
1.5. Символы, язык и легенды на предприятии как источник организационной культуры
1.6. Национальные особенности организационных культур
Заключение
Список использованных источников
Дисциплина «Организационное поведение»
Тема
«Управление организационной
Вариант 8
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.5. Символы, язык и легенды на предприятии как источник организационной культуры……………………………………………..19
1.6. Национальные особенности организационных культур…………23
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде, носящей название - культура. Она во многом определяет смысл их существования, действует как извне, так и внутри организации.
В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой или организационной культуры. Можно сказать, что между сплоченностью группы людей и уровнем их групповой культуры существует определенная положительная корреляция. Поэтому если мы хотим создавать прочные организации, важно позаботиться о мерах, направленных на формирование их внутренней культуры.
Успех корпорации будет определяться не только знаниями, не только прорывом в области техники и технологии, но в значительной степени нравственными принципами, по которым живет компания, ее общей культурой и духовным миром.
Цель работы – расширить и углубить знания по управлению организационной культурой.
Для успешного достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть
сущность организационной
- изучить признаки и функции организационной культуры;
- проанализировать классификацию организационных культур;
- охарактеризовать формирование организационной культуры;
- рассмотреть символы, язык и легенды на предприятии как источник организационной культуры;
- изучить национальные особенности организационных культур.
Теоретической базой исследования послужили книги следующих авторов: Д.Б. Олянича, О.С. Виханского, А.И. Наумова, О.Н. Демчук, Т.А. Ефремовой, А.А. Радугина и др.
Термин «организационная культура» возник относительно недавно. Под организационной культурой понимают систему общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами организации. Организационная культура — основа жизненного потенциала организации. Опыт показывает, что процветающие компании, как правило, обладают высокой организационной культурой. Организационная культура компании тесно связана с общей культурой страны, региона, нации, под которой, как известно, понимают совокупность духовных, производственных и общественных достижений людей. Речь, язык, манера поведения, основные ценности, устойчивые нормы, принципы жизни и деятельности организации — всё это отражает культуру организации и отличает одну организацию от другой, а также существенно влияет на развитие и выживание организации в долговременной перспективе.
Организационная культура — это система общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации.
Необходимо учитывать двойственный характер организационной культуры. С одной стороны, на культуру корпорации влияют цели, господствующие идеи и ценности, выдающиеся лидеры, принятые нормы, стандарты и правила; а с другой — она сама формирует систему корпоративных ценностей.
В основе организационной
культуры лежит философия предприятия,
которая разрабатывается в
Рис. 1. Понятие организационной культуры
Содержание организационной культуры реализуется в следующих характеристиках:
• понимание человеком своего места в организации;
• принимаемый язык общения;
• взаимоотношения между людьми;
• сохранение
разделяемых организационных
• внутренняя вера человека в принятые организацией идеалы;
• внешний вид работника и представление себя на работе.
Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения людей и определяется связанностью норм и ценностей, принятых в организации. Организационная культура не статична, хотя в ней присутствуют устойчивые черты, которые не меняются с течением времени. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок базовых предположений, который может указывать на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае смены ситуации.2
Структурными составляющими организационной культуры являются ценности организации, знания организации, внутренние и внешние коммуникации и связи, цели организации, культура трудового и производственного процессов.
Организационная
культура имеет многоцелевую направленность:
устанавливает и усиливает
Главной целью организационной культуры является повышение трудового потенциала персонала, обеспечение самоорганизации социально-экономической системы посредством персонала.
Критерием достижения главной цели организационной культуры является обеспечение требуемого уровня компетенции персонала через:
• рост доходов работников. 3
1.2. Признаки и функции организационной культуры
Миссия, цели, ценности,
функции, потребности и т.д. —
все формируется и реализуется
в человеческой среде, которая и
формирует организационную
Организационная культура базируется на следующих основных признаках.
Всеобщность организационной культуры. Организационная культура пронизывает всю структуру, охватывает все виды действий в организации. С одной стороны, это форма, в которую облекаются хозяйственные акты (например, она определяет процедуру найма рабочих, порядок разработки миссии, стратегических проблем и др.), с другой — она сама суть, определяющая содержание этих хозяйственных актов. Организационная культура формирует микроклимат компании.
Неформальность организационной культуры. Действие организационной культуры не связано с официальными распоряжениями, установленными в приказном порядке. Неформальность организационной культуры является причиной того, что результаты ее воздействия невозможно измерить и оценить.
Устойчивость организационной культуры. Устойчивость организационной культуры связана с традиционностью норм и правил, принятых в обществе. Ее становление требует длительных усилий со стороны управляющих. Но когда организационная культура сформирована, она приобретает характер традиций и сохраняет устойчивость на протяжении нескольких поколений работающих в организации. Порой глубоко укоренившиеся традиции, правила или нормы поведения становятся тормозом.
Организационная культура выполняет важные функции как внутри организации, так и за ее пределами. Наиболее полно организационную культуру внутри организации характеризуют следующие функции.4
• Охранная функция.
Специфическая система
• Интегрирующая функция. Единая система ценностей позволяет каждому ощутить себя частью единого целого и определить свою роль и ответственность. Формирует чувство общности, помогает сплачивать организацию. Формирует оригинальный имидж организации.
• Регулирующая функция. Организационная культура формирует и контролирует поведение членов организации. С помощью норм, стандартов, правил, в том числе неписаных правил, организационная структура определяет поведение людей в процессе работы. Задаются однозначность и упорядоченность в процессах хозяйственной деятельности.
• Замещающая функция.
Сильная организационная
• Адаптивная функция.
Организационная культура позволяет
новым сотрудникам
• Образовательная
и развивающая функции. Высокий
уровень организационной
• Функция управления качеством. Качество организационной культуры определяет качество работы, рабочей среды, микроклимата, которые в свою очередь определяют качество продукции.
•Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, самореализации.
•Функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.
Группа функций организационной культуры, связанная с адаптацией организации к внешней среде.
• Функция достижения баланса между корпоративными ценностями и ценностями внешней среды, приспособления организации к нуждам общества. Организационная культура помогает устранить барьеры, преграды на пути выстраивания отношений с элементами внешней среды. Приспособление к внешней среде имеет внутреннюю направленность:
каждый работник является не только участником экономической организации, но и представителем определенного социума, носителем общественных интересов. Чем больше несовпадений между этими составляющими, тем выше вероятность внутреннего конфликта у работника.
• Функция регулирования партнерских отношений. Внешняя среда может быть неблагоприятна для фирмы тем, что использует нормы и ценности, не совпадающие с внутрифирменными. Организационная культура вырабатывает правила взаимоотношений с партнерами, предполагающие этические, нравственные нормы и моральную ответственность перед ними.
• Функция ориентирования на потребителя. Современные фирмы выделяют заботу о потребителях в качестве декларируемой ценности. При слабой организационной культуре внутрихозяйственный интерес больше сосредоточен на самой деятельности, а не на потребителях. Заинтересованность руководителей и подчиненных становится краткосрочной, направленной на личное выживание. Такая фирма не имеет будущего.
Классификация
организационных культур –