Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 22:48, контрольная работа
Цель работы – расширить и углубить знания по управлению организационной культурой.
Для успешного достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность организационной культуры;
- изучить признаки и функции организационной культуры;
- проанализировать классификацию организационных культур;
- охарактеризовать формирование организационной культуры;
- рассмотреть символы, язык и легенды на предприятии как источник организационной культуры;
- изучить национальные особенности организационных культур.
Введение
1. Управление организационной культурой
1.1. Сущность организационной культуры
1.2. Признаки и функции организационной культуры
1.3. Классификация организационных культур
1.4. Формирование организационной культуры
1.5. Символы, язык и легенды на предприятии как источник организационной культуры
1.6. Национальные особенности организационных культур
Заключение
Список использованных источников
1.5. Символы, язык и легенды на предприятии как источник организационной культуры
В тесном взаимодействии с ценностным аспектом культуры находится ее знаково-символическая составляющая, которая в развитых культурах предприятий приобретает характер целостной системы. Знаково-символическая система является той формой, через которую осуществляется производство и воспроизводство культуры предприятия, ее постоянное функционирование. Иными словами, культура предприятия живет и действует на основе различных форм знаково-символической системы.
Функционирование знаково-символической системы осуществляется во взаимодействии двух ее составляющих моментов: мифологии и обрядов. Развитые корпоративные культуры быстро вырабатывают довольно разнообразную мифологию. Мифология — это система словесных символов. Обряд — это система символов в действии. Основу мифологии составляют лингвистическая составляющая — язык. Язык — это наиболее интегральная часть культуры. Он является хранителем понятий и категориальных схем мышления. С помощью языка осуществляется классификация и управление данными чувственного опыта, моделирование действий говорящего субъекта. Слово всегда значимо, несет в себе оценочную нагрузку. Значение имеет сам способ формулирования мысли.11 Так, обращение предпринимателя или старшего менеджера к сотрудникам с такими словами: «Мои коллеги», «Мои служащие», «Члены моей команды» выражают оттенки различного к ним отношения и в какой-то мере определяют их статус. За этими словами для сотрудников компании скрывается большая или меньшая ответственность, мера причастности к общему делу, поощрение инициативы и т. д. Не менее значима и эмоциональная составляющая языка — тон, которым произносится обращение, распоряжение и т. д. Они в большей мере, чем формальные декларации, свидетельствуют о степени уважения к своим сотрудникам, характере делегирования полномочий, степени сотрудничества различных иерархических ступеней и т. д.
Содержательная же часть мифологии предприятий существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые постоянно циркулируют на предприятии. Обычно они связаны с основателем предприятия и призваны в наглядной, живой, образной форме довести до рабочих и служащих ценности компании, ее «кредо».
Значительное число мифов рождается в связи с карьерным ростом в компании, и в связи со взаимоотношениями с начальником. Рассказывают, что однажды администратор фирмы «Форд Моторс», придя утром на работу, обнаружил свой рабочий стол, изрубленный на куски. Фирма незамедлительно уволила этого администратора, так как начальник, не умеющий разрешить конфликт с подчиненным, ей не нужен.
Легенды - пересказ реальных событий, приукрашенных вымышленными подробностями, в центре которых часто выступает герой или героиня. Легенды отражают прежде всего историю и наследие организации, передают унаследованные ценностные ориентации.
Существует легенда о президенте компании «Дана» Р.Макферсоне, который однажды уволил старшего контролера только за то, что тот не знал всех своих подчиненных по именам.
Приведение в движение мифологии, ее воспроизводство, превращение в факт социального общения осуществляется при помощи обрядов и ритуалов. Обряды и ритуалы направлены на то, чтобы придать особую важность событиям, которые связаны со стержневыми ценностями предприятий, эпохальными событиями в деятельности предприятий, его рабочих и служащих. Это могут быть торжественные собрания, связанные с юбилейными датами деятельности компаний. Значительное распространение получили на предприятиях посвятительные обряды, которые проводятся при приеме новичков. В ходе этих обрядов их знакомят с основными ценностями, выработанными в компании, стремятся привить чувство причастности к большому коллективу компании и тем самым дополнительно мобилизовать их внутренние резервы.
Например, на многих американских предприятиях сферы обслуживания каждый новичок, независимо от образования, начинает свою карьеру в отделе обслуживания клиентов. Это подчеркивает необходимость ориентироваться на нужды потребителя.
Ритуалы направлены на поддержание и укрепление корпоративных ценностей компании. Примером этого может служить следующий ритуал из жизни фирмы General Motors. Подчиненные в компании должны были встречать в аэропорту руководителей, прибывающих из других городов, нести их багаж, оплачивать их счета в гостинице и ресторане, возить их по городу в любое время дня и ночи. Чем выше статус руководителя, тем больше людей должно было сопровождать его во время полета и тем многочисленнее свита, ожидающая его в аэропорту.
Другая ритуальность присуща культуре японских компаний. Японские рабочие, инженеры и служащие начинают день с физзарядки и пения. Выстроившись рядами у станков, сборочных линий, письменных столов, японцы хором поют гимны своих компаний. Так, каждый день 200 тысяч работников «Мацусита Дэнки» поют свой гимн.
Нередко на предприятиях совершаются обряды перехода, через которые отмечаются изменения статусной позиции индивидов. Обряд перехода, в отличие от двух других обрядов — это быстрая и скромная церемония, которая может заключаться в представлении вышестоящим начальником переведенного на новую должность своему новому коллективу, визиты вежливости коллег-смежников и т. д.
Обряды - заранее спланированное и подготовленное, часто театрализованное зрелище, в котором концентрируются различные проявления корпоративной культуры, например торжественная церемония награждения званием «Лучший изобретатель года».
Церемонии - серия обрядов, объединенных в одно событие, например церемония «запуска» нового продукта, награждение работников, добившихся особых результатов в своей работе, торжественная зажигательная речь о будущей деятельности компании из уст одного из высших руководителей.
К знаково-символической системе культуры предприятий относятся также такие, как стиль одежды, знаки отличия, фирменные знаки, статус, награды и т. д. Все эти элементы призваны символизировать ценности предприятия. Как, например, используется одежда у «Тандем компьютеринг»: президент компании на ежегодный прием всегда идет в бледно-голубых ботинках и ковбойской шляпе. Это, по всей видимости, должно демонстрировать богатую историю компании и ее бойцовский характер. В IBM существует неписаный кодекс ношения одежды. Мужчины и женщины, находясь на работе и представляя IBM, всегда носят деловые костюмы: темный костюм, белая рубашка и неброский галстук. Как объясняет Ф. Дж. Роджерс, это связано с тем, что IBM серьезно относится к своему делу и хочет, чтобы ее представители всем своим поведением и обликом доводили это до клиентов. Знаки отличия статуса информируют о престиже, на который имеет право личность. Это может быть связано с размером, размещением и отделкой помещения, соответствующие таблички и т. д. На ряде предприятий еженедельно или раз в месяц, наиболее отличившимся в труде, вручаются знаки отличия — бронзовая звезда или какой-то иной символ компании.
В России, всем известен фирменный знак кондитерской фабрики «Бабаевская» - дом, ранее принадлежавший ее основателю Абрикосову; на сегодняшний день, когда фабрика превратилась в ОАО и стала концерном, знак приобрел новый смысл: дом - общность, целостность, семья.
Вся эта совокупность средств идеологического и морального воздействия создает серьезные внеэкономические предпосылки для эффективной деятельности компании и реализации его сотрудниками своих сил и способностей.12
1.6. Национальные особенности организационных культур
Для практики управления важно получить от теории ответ на два вопроса: что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределить ее влияние на культуру организации.
В нашей стране организационная культура, к сожалению, заимствовала с Запада лишь внешние формы: рекламу (как правило, невысокого уровня), оформление офисов, новые названия должностей (различного рода менеджеры вместо руководителей структурных подразделений, кадровиков, специалисты в области маркетинга вместо снабженцев и т. д.). В то же время, стиль управления и делового общения остались такими же, как в условиях административно-командной системы.
Принято считать, что определяющую роль в становлении и функционировании культуры предприятия играют националъно-государственный и этнический факторы. В связи с этим огромный интерес представляет исследование голландского ученого Г. Хофстеде, который в течение 20 лет проводил опрос по 70 странам. Опрос проводился по следующим направлениям: удовлетворенность человека трудом, коллегами и руководителями; восприятие им проблем; жизненные цели, верования, профессиональные предпочтения. Анализ показал, что индивид из своей национальной культуры получает серию установок в форме фундаментальных ценностей.
Г. Хофстид сформулировал пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры.
По дистанции власти (ДВ), определяемой отношением к проблеме неравенства людей, его допустимой степенью.
По роли индивидуалистского начала (ИН), характеризующегося теснотой связи индивида и общества, готовностью людей действовать в одиночку.
По степени неприятия неопределенности (НН), стремления ее избежать с помощью правил, традиций, законов, идеологии, религии (любая религия способствует терпимости к неопределенности) и пр.
По степени ориентированности на будущее (ОБ). Организация может жить вчерашним, сегодняшним днем или стремиться к перспективной выживаемости, обеспечиваемой сбережениями, накоплением богатств и пр.
По уровню мужественности (МУ), выражающемуся в характере распределения под влиянием культурных традиций социальных ролей между полами. Культура с жестким закреплением ролей — мужественная; со слабым — женственная. В мужественных культурах абсолютно доминируют социальные ценности, традиционные для мужчин (ориентация на успех, осязаемые результаты, эффект). В женственных культурах приоритеты отдаются человеческим отношениям, заботе о коллективе, симпатии к слабым.
Таблица 2
Параметры характеристики национальной культуры Г. Хофстида
(В — высокая; С — средняя; Н — низкая)
Параметры |
США |
Германия |
Япония |
Франция |
Россия |
Китай |
Дистанция власти(неравенство людей) |
н |
н |
с |
в |
в |
в |
Роль индивидуалистского начала (готовность людей действовать в одиночку) |
в |
в |
с |
в |
с |
н |
Уровень мужественности(закрепление ролей: жесткое–мужская, слабая–женская) |
в |
в |
в |
с |
н |
с |
Степень неприятия неопределенности (стремление ее избежать) |
н |
с |
в |
в |
в |
с |
Ориентированность на будущее (перспективная выживаемость,бережливость) |
н |
с |
в |
с |
н |
в |
Интересна типология, предложенная С.
Иошимури, представившего сравнительный
анализ японского и
Американский социолог У. Нойман представил американский тип организационной культуры. Его типология основана на верованиях, различающихся по специфической роли в ориентации личности.
Все фундаментальные верования и ценности У. Нойман разбил на шесть основных групп:
• вера в возможность человека влиять на свою судьбу;
• вера человека в то, что любое действие американских менеджеров обязательно осуществляется через посредство того или иного предприятия;
• способ отбора персонала на вакантные должности основан на личных качествах работ;
• решения принимаются на основе объективного анализа ситуации;
• ответственность за принятие решений разделяется;
• члены организации могут и обязаны постоянно совершенствоваться.13
В ряде организационных культур - американской, североевропейской и других, время рассматривается как ограниченный ресурс, который надо беречь, нужно ценить каждую минуту и не тратить его попусту. В таких культурах велика роль планирования, царит культура точности, пунктуальности и исполнительности. Опоздания и затяжки встреч и совещаний рассматриваются как серьезные нарушения деловой этики. Выражение «время – деньги» могло появиться только в рамках такой культуры.
В других культурах – южно-европейской, арабской, центрально-азиатской – время расценивается как неограниченный неисчерпаемый ресурс или как поток, на который никак нельзя повлиять. Российская бизнес-культура в этом смысле очень ситуативна. С одной стороны есть пословица «работа – не волк, в лес не убежит», с другой «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Для второго типа культур четкое планирование и рациональность в постановке целей нехарактерны, здесь больше полагаются на ситуацию или на случай. Примером тому служит русское «авось».14
Люди с разными, особенно в национальном и религиозном плане, культурами неодинаково воспринимают реальность, поскольку рассматривают все окружающее сквозь их призму. Культура любой организации находится под мощным воздействием национального фактора.