Формирование организационной культуры как условие эффективного управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что рыночная система хозяйствования, на сегодняшний день, требует радикальных изменений системы управления экономикой. Это обусловлено тем, что каждый объект управления имеет свою специфику, которая требует адекватную систему управления. Как объект товарно-денежных отношений современная организация обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. При этом она должна сформировать такую систему менеджмента, которая была бы эффективной в ее конкурентной борьбе на рынке.

Оглавление

Введение........................................................................................ 3
Раздел 1. Теоретические основы управления культурой
организации…………………………………………………….. 6
1.1 Понятие «культура организации»…………………………….... --
1.2 Аналитический подход к организационной культуре…………. 9
1.3 Методы определения культуры и факторы, влияющие на культуру
организации………………………………………………………. 15
Раздел 2. Анализ культуры организации……………………………... 18
2.1 Краткая характеристика организации как объекта
управления………………………………………………………. --2.2 Основные факторы, определяющие существующую
культуру организации………………………………………….. --
2.3 Проблемы в существующей
культуре организации.................................................................. 20
Раздел 3. Система мероприятий по изменению культуры
организации…………………………………………………….. 22
3.1 Программное планирование изменения
культуры организации…………………………………………. --
3.2 Пути адаптации организации....................................................... 26
Список литературы……………………………………………… 29
Приложение……………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ НА 12.12.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

      Суждение  о культуре позволяет руководителю или руководству почувствовать, что они действительно заботятся  о своих сотрудниках, уделяют  внимание людям. Это - третье ощущение, имеющее место при разговоре о культуре организации.

      Но  затем может произойти странная перемена; это и есть четвертое ощущение, возникающее при обсуждении культуры. Становится все яснее, что вся структура культуры в значительной степени определяет эффективность использования, в которой заинтересовано руководство. Эта ²странная² перемена представляет собой постоянный переход от разговоров о культуре к размышлениям о том, как лучше направить энергию культуры в желательном для руководителей направлении - на повышение эффективности работы организации. Едва осознав это, руководство, подталкиваемое штатными сотрудниками, внештатными консультантами, книгами и рассказами о других организациях, а также острым ощущением необходимости, начинает рассматривать организационную культуру как инструмент управления и серьезно прислушиваться к планам изменения этой культуры - одна из наиболее благовидных новых форм воздействия на организацию на ближайшее время.

      Определений культуры имеется немало. Мы интуитивно чувствуем, что такие понятия, как ²личность² или ²общение² приближаются к чему-то очень важному в определении культуры, но это ²что-то² настолько расплывчато, что его определения так же многочисленны, как картинки в калейдоскопе. И чем больше определений культуры, тем свободнее каждый новый автор придумывает собственную версию. А вот версия культуры в понимании П.Б.Вейлла: ²Культура - это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию²1.

      Особенно  важна здесь уникальная общая  психология. Именно она придает смысл  различным отношениям, действиям  и артефактам культуры, и различные  уникальные общие психологии могут  привести к тому, что объективно идентичные отношения имеют совершенно разный смысл. По уникальной общей психологии мы узнаем людей, принадлежащих к  одной культуре, - мы видим то, что  объединяет их всех, хотя сами эти люди могут и не замечать этого. Если бы культуры не имели своих ²уникальных черт², мы не смогли бы проводить границы между различными культурами. Культура идет в глубины психик, в противном случае это не культура. Именно психологическая общность позволяет членам одной культуры чувствовать, что они ближе друг к другу, чем к тем, кто не является членом этой культуры.

      Приведем  еще понятие культуры, которое  дает М.Х.Мескон: ²Атмосфера или климат в организации называется ее культурой. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и отражения в организации²2.

      Руководство использует эту культуру для привлечения  работников определенных типов и  для стимулирования определенных типов  поведения. Культура, образ формы  подкрепляются или ослабляются  репутацией компании. Хорошая ли репутация  у фирмы в отношении достижения целей? Какова эта компания по сравнению  с другими в данной отрасли?

1.2  Аналитический подход к организационной культуре. 

      Чем больше смысла мы находим в культуре, тем лучше понимаем, что задача культуры - помочь нам осознать самих  себя и друг друга. Точнее, в этом нам помогает не абстрактное понятие  культуры, а все конкретные ²отношения, действия и артефакты², которые составляют культуру. Все эти знакомые нам проявления культуры в процессе нашей жизни образуют бесконечное разнообразие сочетаний и групп. Наиболее обычные повседневные проявления, воспринимаемые как должное, существуют в рамках нашей культуры, и мы не обращаем на это внимания до тех пор, пока это не начнет сковывать нас, как например, во время путешествия по другим странам или при общении в своей собственной стране с группами людей, чья уникальная общая психология отличается от нашей. Такие группы внутри общества - группы по профессиям, увлечениям, политические группы - могут быть сильно разграничены, как различные национальные культуры. Каждая организация тоже может представлять свою культуру. Во всех этих ситуациях мы чувствуем острое различие между своей собственной культурой перспективной и культурой любой группы людей с другой уникальной общей психологией.

      Когда группа руководителей говорит об организационной культуре, то они  руководствуются собственной уникальной общей психологией и нормами, принятыми в этой организации. При  этом они опираются на нормы более  широкой культуры управления, пересекающей все, что помогает руководителям  лучше понимать и контролировать свою организацию.

      Далее они опираются на нормы более  широкой культуры образованных слоев, которая включает в себя идею рационального  анализа ситуаций, в которых мы оказываемся; определяют стандарты  мышления и словарь, которым надлежит пользоваться при обсуждении тех  или иных вопросов и устанавливают  критерии ценностей. Разговор о культуре отражается на нормы еще более  широкой общенациональной культуры, которые гласят, что на нас лежит обязанность руководить и управлять нашими организациями с максимальной эффективностью, особенно теперь, во времена глобальной конкуренции. Безусловно, этим не ограничивается список культур, под чьим влиянием мы находимся, и все это придает смысл обсуждению проблем организационной культуры, подтверждает его рациональность.

      Очень важно не забывать, что идеи руководителя об эффективности организации сами сформировались под влиянием определенных культурных норм и ценностей. Все, что  руководитель может сообщить о своих  планах относительно организационной  культуры, находится под сильным  влиянием самой культуры. Этот момент мы постоянно упускаем из виду, когда  легко говорим о необходимости  изменения в организационной  культуре.

      Невозможно  просто сесть за стол и изображать на чистой грифельной доске, какой должна быть культура организации. Даже те, кто  не являются членами данной культурной группы, смотрят на мир сквозь призму собственной культуры и видят  в соответственном виде то, что  могут увидеть в данной организации: и те изменения, которые они могут  увидеть в данной организации, и  те изменения, которые они могут  вообразить. Далее, говоря об изменении  культуры организации, следует отдавать себе отчет в том, что оно влечет за собой изменение поведения  каждого члена организации и  его уникальной общей психологии. Правда, обычно руководящие группы подразумевают, что это коснется их лично, но в отношении себя они  имеют в виду только общие фразы  типа: ²передавать больше власти подчиненным², ²уделять больше внимания новшествам² и т.п. Эти изменения не задумываются руководителями как системные изменения и, конечно, они исключают какое-то вмешательство в их собственную уникальную общую психологию. Иногда консультанты или наблюдатели со стороны могут прийти к выводу, что в данной системе руководства нужно изменить уникальную общую психологию. Но понять - это одно, а дать такой совет - это совсем другое. В наши дни очень немногие консультанты обладают достаточными для этого компетентностью и мужеством.

      Истинное  изменение в культуре - это системное  изменение на глубоко психологическом  уровне, затрагивающее отношения, действия и артефакты, сформировавшиеся за довольно длительный период времени. Те изменения, которые проводятся в большинстве  организаций, лежат на более поверхностном  уровне, чем реальные перемены в  культуре. Ничего плохого в этом нет, но если такой процесс называть ²изменением культуры², то предполагается, что в результате такого вмешательства произойдет изменение уникальной общей психологии членов организации, причем в нужном направлении. На самом же деле никакого изменения психологически не происходит. Вместо этого уникальная общая психология по-прежнему будет определять деятельность членов организации, только теперь с учетом некоторых организационных изменений. Уникальная общая психология будет игнорировать большинство этих изменений, слегка приспособится к тем, которые покажутся ей не слишком обременительными, и окажет сопротивление всему, что будет противоречить ей самой.

      Уверенность в том, что уникальной общей психологией  можно манипулировать, направлять и  включать в процесс ее собственной  трансформации - это одна из самых  навязчивых идей, витающих нынче в  управленческой сфере. Если руководители считают, что вмешиваются в уникальную общую психологию организации, а  на деле этого не происходит, то их ждет глубокое разочарование. Что еще  хуже, руководители не оставляют попыток  побороть существующую уникальную общую  психологию. В этих попытках руководство  начинает действовать с византийской хитростью и гибкостью или  же, наоборот, все чаще применяют  меры наказания и принуждения. В  любом случае, если руководство убеждено в том, что уникальную общую психологию изменить необходимо, оно постепенно, но неуклонно скатывается к тоталитаризму  в мышлении.

      Уникальная  общая психология всех культур и  субкультур претерпевает изменения, но этот процесс развития культуры никто  не в состоянии контролировать и  направлять.

      Функция культуры - создать и сохранить  рамки, в которых происходит следующий  цикл:

  • нам предлагаются следующие действия;
  • мы можем выбрать из них те, что нам импонируют;
  • после чего мы действуем, уверенные в том, что то, что мы делаем, будет понятно другим, а также в том, что
  • данная культура предложит определенный набор поступков и другим;
  • эти другие смогут ответить нам тем, что будет понятно;
  • эта же культура затем предложит нам новые действия...
  •   и т.д.

      Циклы, подобные этому, действуют в рамках культуры для любого случая: они  диктуют нам, как заказать ленч, как  сделать предложение любимой, как  взять такси и как написать книгу. Суть культуры - позволить нам, не задумываясь, воспроизводить ежедневно  сотни этих циклов. Но в быстро меняющейся обстановке современных организаций  появляется все больше правил поведения, которые не обладают постоянством, непосредственностью, и повторные процессы становятся все более раздробленными. И чем скорее это происходит, тем труднее нам разобраться, какой поступок будет уместен в данной ситуации и как к нему отнесутся люди, с которыми вступаем в контакт. Изучая эти ситуации, мы используем теоретическую и научно-исследовательскую литературу - сотни тонн концепций и предложений. Изучая эти ситуации, мы пользуемся услугами всевозможных экспертов, которые должны нам помочь все обдумать. В лучшем случае, такое изучение можно назвать ²планированием² и ²размышлением², в худшем - ²навязчивыми идеями². Между ²планированием² и ²навязчивыми идеями² проходит очень тонкая грань, настолько тонкая, что задерганный и задавленный современный руководитель может пересечь ее, даже не заметив. Основная разница между обоими понятиями заключается в том, что планирование производится в тесной связи с целями и задачами, чья ценность хорошо понятна, а навязчивая идея - это триумф форм анализа над его содержанием. Навязчивая идея заставляет вновь и вновь ²идти по кругу². А вместе с навязчивой идеей приходит и ее спутник - ²принуждение². Если первая имеет дело с мышлением, то второе - с действием. Принуждение - это постоянное возвращение к действию, основная цель которого заключается не в выполнении определенной работы во внешнем мире, а скорее в успокоении бурлящего внутреннего мира. Во всех организациях бывают кризисные ситуации, которые требуют особого стиля руководства. Но когда мы сталкиваемся с определенным стилем руководства, при котором ряд вопросов решается так, словно ситуация кризисная; это означает, что в этом смысле руководства царствует принуждение, а планирование и выработка решений отошли на второй план.

      Короче  говоря, все нормы поведения и  циклы поступков, которые действующая  культура позволяет нам использовать не задумываясь, удается применять  все реже и реже, потому что перемены в мире происходят слишком быстро. Чтобы совладать с такой ситуацией, мы начинаем использовать нечто вроде  интеллектуального анализа, но он может  привести к движению по кругу.

      А теперь рассмотрим модель, которая  поможет глубже проанализировать это  понятие и даст возможность на практике использовать понятие культуры. Эта модель разработана профессором  Чарлзом Хенди. Она различает  четыре ²идеологии² культуры, определенные Роджером Харрисоном: ВЛАСТИРОЛИ ЗАДАЧИ  и ЛИЧНОСТИ  отдельного человека.

      Этот  подход признает, что недостатком  предыдущих теорий менеджмента было то, что в поисках универсального для всех средства они пытались определить общую организационную культуру, то есть наличие одного самого лучшего способа руководить или ряда универсальных принципов, применяемых ко всем организациям при любых обстоятельствах - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ  ПОДХОД. Современные теории, появившиеся в более динамичных условиях, выделяют, скорее, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ  ПОДХОД, чем универсальный; скорее ставят диагноз, чем дают указания. Это подразумевает согласование культуры и структуры с другими переменными, такими как люди, задачи, окружающая среда, технология, а также учет связей и соответствий с ситуационным подходом.

      Сейчас  рассмотрим подробно модель. В организациях имеются сложившиеся убеждения  относительно того, как должна быть организована работа, как должно осуществляться руководство, как нужно премировать  и контролировать работников. Какова степень требуемой формализации? Насколько основательно распланирована работа и на какое время? Какое  сочетание послушания и инициативы требуется от подчиненных? Какое  значение придается соблюдению часов  работы, одежде или личным странностям? И как организовано делопроизводство, контроль счетов? Кто осуществляет контроль - комитеты или отдельные  лица? Существуют ли правила и принципы поведения или важны только результаты? Это все части культуры организации.

      Она отражается на оформлении помещений, общественном статусе организации, образовании  и типе нанимаемых на работу людей, их отношении к карьере.

Информация о работе Формирование организационной культуры как условие эффективного управления предприятием