Формирование имиджа руководителя как репрезентация внутрикорпоративных коммуникаций сотрудниками организации (на примере ООО УК "Мета

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:05, дипломная работа

Краткое описание

В представленном дипломном проекте анализируется проблема репрезентации имиджа руководителя в корпоративных коммуникациях сотрудниками холдинга «Металлоинвест». Исследуемая проблема состоит в нахождении содержательного совпадения имиджа руководителя, которого сформировали специалисты PR и степени адекватности восприятия данного имиджа сотрудниками этой организации, исходя из их собственных представлений о том, каким должен быть имидж лидера. Степень научной разработанности проблемы исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…...
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа руководителя как репрезентация внутрикорпоративных коммуникаций сотрудниками ООО УК «Металоинвест»……………………………………………………………
§ 1. Модель имиджа руководителя и ее репрезентация во внутрикорпоративных коммуникациях сотрудниками организации
ООО УК «Металлоинвест»…………………………………………………….
§ 2. Механизмы формирования имиджа руководителя холдинга «Металлоинвест»……………………....................................................................
§ 3. Содержание внутрикорпоративных стандартов коммуникаций ООО УК «Металлоинвест». Вертикальные и горизонтальные коммуникации.
Глава 2. Эмпирическое исследование имиджа руководителя в процессе формирования корпоративных коммуникаций на примере компании ООО УК «Металлоинвест»…………………………………………………...
§ 1.Характеристика эмпирического исследования предприятия ООО УК «Металлоинвест», его специфика с точки зрения командного потенциала…………………………………………………………………
§ 2. Анализ средств внутрикорпоративных коммуникаций на предприятии………............................................................................................
§ 3. Коммуникативная оценка системы обратной связи работников с руководителем как компонент формирования внутрикорпоративных коммуникаций………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..……...
Список использованных источников и литературы…………………...……

Файлы: 1 файл

Диплом Виноградовой.doc

— 1.86 Мб (Скачать)

    Таким образом, основной целью формирования имиджа руководителя является моделирование способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.63

Функции формирования имиджа руководителя

    Необходимость формирования имиджа руководителя связана  в первую очередь с тем, что  одна из главных функций руководителя - приведение своих действий в соответствие с  ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий руководителя для сотрудников. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия руководителя, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий сотрудниками организации. Без положительной оценки действий руководства невозможна эффективная работа рядовых сотрудников предприятия.

    Имидж руководителя в большинстве случаев должен обладать также мотивирующей функцией.64 Чаще всего эта функция реализуется в предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры, где стремление быть похожим на руководителя может стать хорошим стимулом для развития внутрикорпоративных коммуникаций.

    Итак, нормативная функция следует из двух предыдущих, и заключается она в том, что руководитель задает нормы внутрикорпоративной коммуникации среди сотрудников. Иными словами, если нормы приняты большинством сотрудниками, то это становится предпосылкой для сплочения коллектива, снижения количества конфликтных ситуаций и, как следствие, формирования благоприятного организационного климата для внутрикорпоративных коммуникаций.

§2. Механизмы формирования имиджа   руководителя

    Формирование  имиджа руководителя может идти двумя  путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление руководителя как индивидуальности. Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть). Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности. Это основано на модели имиджа, предложенной Белобрагиным В.Я. и Белобрагиным В.В.65 Обычно эта ситуация имеет место тогда, когда человек занимает пост руководителя в результате продолжительной вертикальной и горизонтальной карьеры в одной организации (такая практика широко распространена в Японии, однако руководящие посты японцы занимают не раньше шестидесяти лет)66.

    Второй  путь предполагает активное формирование, которое необходимо, если: 67

    - руководитель является «чужим» по отношению к организации;

    - руководитель не имеет большого опыта управления;

    - в системе управления персоналом есть конфликтные точки;

    - размер организации столь велик, что сотрудники не могут составить адекватное представление о деятельности руководителя и его личности (и это приводит к снижению внутрикорпоративных  коммуникаций);

    - существуют внешние причины для создания имиджа руководителя как некоего прототипа «торговой марки» предприятия.

    Здесь создание имиджа связано с надеванием некоторой маски, и успех в этом случае обусловлен двумя основными факторами: насколько правильно выбрана маска, и насколько она близка личности самого руководителя. От правильности выбора маски зависит, насколько имидж будет соответствовать типу внутрикорпоративных коммуникаций и, следовательно, насколько он окажется эффективным.68 Второй фактор влияет на скорость и легкость процесса формирования имиджа, а также является предпосылкой гармоничного встраивания маски в структуру личности руководителя.

    Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего с проведением специальных  мероприятий и процедур индивидуальной и организационной работы   для репрезентации внутрикорпоративных коммуникаций и требует тщательного анализа внутренних условий жизнедеятельности организации.69

Сущность  имиджформирующей репрезентации внутрикорпоративных коммуникаций сотрудниками предприятия ООО «Металлоинвест» и  каналы их продвижения 

      Внутрикорпоративные коммуникации – часть общей системы  коммуникаций, которые имеются в наличии у любого руководителя организации.  Можно выделить различные виды внутрикорпоративных коммуникаций в зависимости от  вектора их направленности – т.е. от того, на какие целевые группы направлено внутрикорпоративной коммуникационное воздействие   руководителя организации. Каждый из типов внутрикорпоративных коммуникаций использует свои специфические инструменты, средства, с помощью которых организуется внутрикорпоративный коммуникационный процесс.

      Средства  внутрикорпоративных коммуникаций компании – каналы связи, 
посредством которых организация общается и взаимодействует с  
внутренними целевыми группами (прежде всего, с различными группами  
персонала).70

      Принцип «обратной связи».

    Говоря  о построении эффективной системы внутрикорпоративных коммуникаций, необходимо помнить о том, что в ее основу должен быть положен принцип «обратной связи» как основополагающий элемент любой «самонастраивающейся» системы, управляемой получением информации об эффективности действия. Этот принцип подразумевает, что любое действие исходит из определенного намерения и направлено на достижение конкретного результата, цели. И это действие только тогда может эффективным, когда руководитель  постоянно получает «обратную связь», т.е. информацию о том, насколько он точен в достижении поставленной цели. И получаемая «обратная связь» оказывает корректирующее действие на «прямую связь», т.е. на управляющие воздействия. Таким образом, система по достижению целей только тогда может быть эффективна, когда она корректирует целесообразное действие при помощи «обратной связи». В идеале обратная связь должна быть постоянно действующим каналом внутрикорпоративной коммуникации и этот канал должен быть органически встроен в общую систему корпоративных коммуникаций. 71 

Цели  построения системы средств внутрикорпоративных коммуникаций ООО УК «Металлоинвест»:

    Рассмотрим  основные цели построения системы средств  внутрикорпоративных коммуникаций в крупной организации на примере холдинга ООО УК «Металлоинвест»:

    1. Создание командного духа, объединение, сплочение

    Система средств внутрикорпоративных коммуникаций играет решающую роль в том, что сотрудник организации чувствует себя частью единого коллектива, сплоченного общими целями, действующего слаженно, работающего как одна команда. Каждому отдельному сотруднику видна только малая часть общего «корпоративного пространства», а при помощи системы внутрикорпоративных коммуникаций он видит всю «картинку» в целом, в объеме.72

      2. Формирование лояльности  руководителю организации.

    Лояльность персонала руководителю - непременный атрибут управляемости организации, высокого качества менеджмента.73 На примере генерального директора ООО УК «Металлоинвест» г-на Губиева М.Ю. можно говорить о стремлении руководства к повышению лояльности персонала. В трудные для компании дни он лично выезжал к рабочим на производство, где объяснял о причинах временных трудностей (задержка заработной платы и премий). Без лояльности персонала к руководству невозможно эффективное функционирование компании, особенно крупной. С одной стороны - лояльность персонала происходит из такой базовой человеческой потребности как потребность быть привязанным, включенным, аффилированным, быть частью чего-то большого и сильного (страны, нации, организации), поэтому общая атмосфера в организации, создаваемая при помощи средств внутрикорпоративных коммуникаций (далее ВК) только способствует проявлению базовых человеческих чувств. С другой стороны - при помощи средств внутрикорпоративных коммуникаций  имидж руководителя организации может получить большую долю человечности и привлекательности, что также работает на повышение лояльности персонала руководителю. Понятно, что лояльность персонала – это часть общего имиджевого капитала руководителя, и она способствует как большей управляемости, так и менее болезненному проведению изменений в организации и внедрению новых методов работы.74

      3. Разъяснение руководителем стратегии развития организации, нововведений и изменений.

    При помощи системы внутрикорпоративных коммуникаций организации до сотрудников доводятся стратегические установки организации – разъясняется смысл и направление ее движения, а также суть и характер различных нововведений. Также средства внутрикорпоративных коммуникаций  могут служить и источником обратной связи о результатах проводимых изменений в  организации.

    Система внутрикорпоративных коммуникаций  – один из инструментов управления успехом. Понимание причин успеха рядовыми сотрудниками создает мотивацию для его достижения.

    4. Информирование сотрудников организации.

      Одной из основных и наиболее четко понимаемых функций средств внутрикорпоративных коммуникаций  является информирование персонала по широкому кругу вопросов как внутрикорпоративной, так профессиональной жизни  организации. Однако эту роль не так легко выполнить ввиду различной оперативности и доступности разных средств внутрикорпоративных коммуникаций целевым группам. В ООО УК «Металлоинвест» основной канал информирования сотрудников- внутрикорпоративный чат и ежедневная рассылка новостей холдинга.

      5. Развитие профессиональной мотивации и удовлетворённости трудом сотрудников организации.

      Информация  из средств  должна способствовать повышению профессионального престижа, общей профессиональной мотивированности. Поскольку большая часть информации в средствах внутрикорпоративных коммуникаций посвящена вопросам  производственного развития организации - это также способствует расширению профессионального кругозора. Например, поощрения отличившихся сотрудников грантами на учебу в вузах или оплата репетиторов по иностранному языку.

      6. Средства внутрикорпоративных коммуникаций ООО УК «Металлоинвест»

      Средства  внутрикорпоративных коммуникаций – один из важнейших ресурсов формирования корпоративной культуры. Здесь важно все: и содержание материалов, и стиль их подачи, и создание в организации атмосферы сотрудничества, взаимодействия и многосторонних коммуникаций.75 Важно понять, что и сам факт существования системы средств внутрикорпоративных коммуникаций и постоянной заботы о ее эффективном функционировании является существенной составляющей корпоративной культуры.

      7. Формирование внутрикорпоративного образа организации

      Длительное существование системы средств внутрикорпоративных коммуникаций, когда существенная часть информации о жизни организации проходит через ее каналы, приводит к тому, что накапливается большое количество информации о прошедших периодах развития бизнеса организации.76 И для того, чтобы ориентироваться в этом многообразии сведений, возникает потребность в создании собственного поискового ресурса, при помощи которого можно было бы ориентироваться уже в самой системе средств внутрикорпоративных коммуникаций. В ООО УК «Металлоинвест» основные вехи развития холдинга представлены на корпоративном сайте, а более подробная информация, которую изучают вновь прибывшие сотрудники -  на сервере организации.

    8. Внутрикорпоративные и служебные коммуникации

    Для более четкого представления  сущности системы внутрикорпоративных коммуникаций   нужно отличать внутрикорпоративные и служебные коммуникации. Эти два вида коммуникаций существенным образом отличаются по ряду критериев:

                                                                            Таблица 1 (создана на основе данных службы по работе с персоналом).77

    Вутрикорпоративные и служебные коммуникации ООО УК «Металлоинвест»

Критерий Внутрикорпоративные коммуникации Служебные коммуникации
Форма коммуникации Недирективные. Диалог, беседа. Директивные. Приказы, распоряжения.
Чьи интересы отстаивают? Основаны на интересах и потребностях сотрудников. Основаны на интересах и потребностях корпорации.
Обязательность Сотрудника нельзя обязать любить свою компанию. Обязательны к исполнению. Являются частью должностных обязанностей
Наличие обратной связи Эффективно  функционируют только на основе получения  обратной связи. Как правило, однонаправленные монологические коммуникации.
Содержание  коммуникации Формируют и транслируют корпоративные ценности – образ, видение, миссию и т.д. Транслируют служебную  информацию.
Что формируют? Формируют сплоченность, командность, лояльность. Формируют профессиональную компетенцию, должностное соответствие, подчиненность, управляемость.
На  кого ориентированы? Ориентированы на группы людей со сходными интересами и положением в организации Ориентированы на определенные должности, функционал, в т.ч. персональные коммуникации

Информация о работе Формирование имиджа руководителя как репрезентация внутрикорпоративных коммуникаций сотрудниками организации (на примере ООО УК "Мета