Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:04, дипломная работа
Целью дипломного проекта является изучение теоретических основ формирование и развитие кадрового потенциала современной организации, а также анализ кадрового потенциала на примере предприятия ООО «Уралгазсервис». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определена суть кадрового потенциала, и ее задачи;
выявить взаимосвязи кадрового потенциала и стратегии развития;
изучить отдельные элементы кадрового потенциала на предприятии;
провести анализ кадрового потенциала ООО «Уралгазсервис»;
разработать рекомендации по формированию и развитию кадрового потенциала.
Объективность – повторяемость
результатов оценки указанных качеств
кандидата при повторных
Научность - использование в процессе подготовки и проведения подбора последних научных достижений и новейших технологий [10, с. 43]. Внешними источниками подбора персонала, посредством которых ведется поиск персонала вне организации, а под внутренними - когда используются резервы самой организации.
- обучение и помощь сотрудникам;
- определение вознаграждения сотрудникам за успешное достижение целей и выполнение поставленных задач [17, с.67].
В то же время опыт применения традиционной системы оценки персонала во многих западных компаниях оказывается малоэффективным или вообще неудачным. Проблема заключается в том, что хотя эта система вполне логична и должна приносить результаты, но она построена на ряде допущений, которые далеко не всегда применимы на практике [22, с. 173].
Оценка персонала в науке
управления - система периодической
(регулярной) оценки результатов труда
работника или
Деловая оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места[12, с.56]. Оценка персонала представляет процедуру, которая проводится с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемыми должностными обязанностями, характером и содержанием труда, а также требованиям, обусловленными эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов, технических средств и др. [24, с. 520]
Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Деловая оценка персонала позволяет:
- установить место сотрудника в организационной структуре;
- разработать программу развития сотрудника;
- определить критерии и размер оплат труда.
Расстановка кадров заключается в рациональном распределении состава кадров по структурным подразделениям предприятия.
Она должна осуществляться с учетом специфики производства, соответствия психофизиологических качеств человека содержанию выполняемой работы. При этом преследуются две цели:
- формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений;
- перспективность расстановки кадров, способствующая их росту.
При расстановке кадров необходимо соблюдение следующих принципов:
- соответствия;
- перспективности;
- сменяемости.
В применении принципа перспективности должно учитываться несколько условий, установление возрастного ценза для различных категорий должностей, определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы, возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации, состояние здоровья.
Если работник в ходе ротации
меняет несколько рабочих мест, относящихся
к кругу родственных
Повышение функциональной гибкости проявляется
в уменьшении барьеров между профессиями
и специальностями, сокращении категорий
классификации рабочих мест, в
большей подвижности
Качественная
Сегодня очевидно, что по мере того, как производственные системы становятся все более автоматизированными и сложными, возрастает вероятность ошибок, допускаемых человеком. То есть сегодня требуется конструктивно «встроенная» в технологию и оборудование безопасность труда [27, с. 101]. Помимо этого, любая самая надежная технологическая система требует и «высоконадежного» работника, умеющего принимать в экстремальных ситуациях быстрые и правильные решения. Отсюда возникают новые требования к профессиональному отбору работников, их подготовке и постоянному поддержанию высоких профессиональных качеств персонала. Обеспечение нормальных, достойных человека условий жизнедеятельности - здоровых условий труда и быта, новых рациональных режимов питания и более продолжительного периода отдыха, радикального улучшения медицинского, транспортного и других видов обслуживания.
Для обеспечения наиболее полного
соответствия работника требованиям
конкретного рабочего места, а также
определения более широких
Тестовый метод включает набор заданий, в процессе решения которых выявляются те или иные личностные и психологические качества человека: способности, уровень интеллекта, общительность, эмоциональность, уравновешенность и др. Установление психофизиологических качеств человека, необходимых для успешного выполнения данного вида работ, является сложной задачей, которая может быть осуществлена только в результате комплексных исследований [22, с.173]. Профессиограмма - это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требования, которые она предъявляет к человеку.
Во-первых, обучение – специально организованный процесс, то есть он не возникает сам по себе и сам по себе проходить не может, его эффективность будет определяться множеством факторов, в первую очередь, профессионализмом менеджера, организующего процесс. Во-вторых, как любой организованный процесс, он организуется в соответствии с поставленными целями, например, профессиональное обучение персонала – это процесс совершенствования знаний и компетентности, навыков и умений работников, их созидательной деятельности [25, с. 65].
Важным вопросом становится разработка методик обучения персонала предприятия. Система обучения работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами [25, с. 11].
Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс [22, с. 182].
Основные принципы обучения и способы их осуществления, представлены в таблице 1.1 [22, с. 173] (приложение 1). На эффективность профессионального обучения в значительной степени влияет выбранный метод обучения. Методы обучения персонала – это способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся [28, с. 52].
В настоящее время существует множество учебных программ, предназначенных для разных категорий работников – от рядового персонала до высшего руководства. Все многообразие используемых при этом методов обучения можно разбить на три большие группы [28, с. 38]:
- традиционные методы обучения;
- методы активного обучения;
- методы обучения на рабочем месте.
К традиционным методам обучения относятся:
лекции, семинары, учебные кино- и
видеофильмы. Эти методы используются
наиболее часто при передаче и
закреплении самых
Методы активного обучения. На рабочем месте активные методы обучения большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений.
Преимущества использования активных методов обучения:
- облегчается восприятие нового для слушателей материала [10,с.54];
- шире используется опыт слушателей;
- доказывая или обосновывая те или иные подходы к решению поставленных задач, слушатели присваиваю новые знания и новые подходы к решению этих задач;
- слушатели получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения и соотнести это с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать в своей работе.
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области обучения персонала [27, с. 84]:
- выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
- определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
- правильный выбор форм и методов обучения персонала;
- выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения;
- изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Информация о работе Формирование и развитие кадрового потенциала ООО «Уралгазсервис»