Цикл проектирования системы управления. Структура системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:54, контрольная работа

Краткое описание

Становление рыночных отношений в России способствует появлению новых, более сложных форм организации управления, имеющих в отличие от традиционных как вертикальные, так и горизонтальные связи, что значительно усложняет систему управления. В этих условиях необходимо разграничить функции и ответственность за выполнение конкретных заданий и работ, обусловленных как вертикальными, так и горизонтальными структурными связям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
I. Общие понятия…………………………………………….………….………………4
II. Исследование и проектирование структур управления….….……………….……5
III.Структура системы управления……………………………………………………15
IV.Основные типы управления организациями.……………………….…….………18
Заключение.…………………………………………………………….………………22
Список литературы.……………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

исследование систем управления.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

      При необходимости (для небольших организаций) матрично-штабная структура может быть трансформирована в любую из общепринятых форм организации управления: матричную, линейно-функциональную или линейную.

       На первом этапе проектирования происходит выбор матрично-штабной модели, которая подлежит детальному рассмотрению и является необходимой для выполнения последующих этапов. Таким образом реализуется первая теоретическая предпосылка, выявленная в результате предпроектного обследования. Последовательность этапов проектирования структуры управления показана на рис.2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2. Этапы проектирования системы управления методом организационного моделирования

      На втором этапе осуществляется распределение управленческих решений по уровням в рамках матрично-штабной структуры.

      Третий этап это собственно процесс проектирования структуры управления. Он основан на исследовании возможности проектирования того или иного варианта структуры для выбранного объекта управления. Вопрос о формировании любой структуры управления будет зависеть от того, насколько целесообразно присутствие в ней функционального, тематического либо координирующего уровней. Под целесообразностью в данном случае понимается степень загрузки руководителя, принимающего решения. Загрузку, в свою очередь, мы определяем как общую (суммарную) трудоемкость управленческих решений, принимаемых руководителем на уровне в течение исследуемого периода по формуле

      

      где Qp суммарная трудоемкость, ч.

      Тiтрудоемкость i -го управленческого решения, ч.;

      Кij — число повторений i -го решения на j-м уровне;

      Далее определяется число руководителей, необходимых для принятия управленческих решений заданной трудоемкости:

      

      где Ср расчетное число руководителей;

      Qpтрудоемкость принятия управленческих решений, ч.;

      Fддейственный фонд времени одного сотрудника, ч

      Полученное  число руководителей сравнивается с допустимым значением. Если расчетное число руководителей равно либо больше допустимого значения, это говорит о том, что загрузка каждого находится в заданных пределах или завышена. В любом случае здесь фиксируется уровень управления, и, если загрузка завышена, решается вопрос о формировании дополнительного подразделения на данном уровне. Если же расчетная величина руководителей меньше допустимого значения, следовательно, степень загрузки чрезвычайно мала и не достигает даже минимальной границы установленного предела. В таком случае правомерно говорить об исключении данного уровня, передать полномочия руководителю другого уровня либо эти полномочия объединить. Такое исследование загрузки проводится поэтапно на линейном, функциональном, тематическом и координирующем уровнях. Результаты исследования позволяют обосновать вариант структуры управления.

      Рассмотрим, как решается вопрос о выборе варианта структуры в зависимости от загрузки уровней управления. Расчет загрузки начинается с линейного уровня, поскольку  он присущ любой структуре управления и в определенном смысле является доминирующим. Исследования показали, что переход к проектированию той или иной формы организации управления зависит от величины загрузки линейного уровня, которая может быть меньше установленного предела, находиться в заданных границах предела 1 <Ср <К 2 ) и выходить за эти границы.

      (Ср > К 2 ) , где Ср — расчетная величина загрузки,

      К 1 — нижняя допустимая загрузка руководителя ( К 1 = 0,9),

      К 2 — верхняя допустимая загрузка руководителя ( К 2 =1,2).

      Основой для формирования любого из существующих вариантов структуры управления является модель матрично-штабной структуры. Поэтому выбор той или иной формы организации управления начинается с исследования возможности матрично-штабной структуры. Данная модель предусматривает (наряду с линейным и функциональным уровнями, присущими также и другим структурам) наличие тематического и координирующего уровней. Следовательно, вопрос о формировании матрично-штабной структуры будет зависеть от целесообразного присутствия в ней этих двух уровней. Рассмотрим, как происходит выбор варианта структуры в зависимости от загрузки линейного уровня управления.

      Таким образом, весь намеченный комплекс работ  по расчету загрузки организационных уровней предшествует анализу выбора варианта структуры. Такой анализ позволяет исходя из заданных параметров объекта управления оценить возможность формирования координационного, тематического либо функционального уровней (линейный уровень присутствует всегда), а в зависимости от этого и возможность проектирования линейно-функциональной, матричной или матрично-штабной структуры управления.

      Следовательно, на четвертом этапе происходит окончательный выбор варианта структуры и все дальнейшие расчеты осуществляются в рамках выбранной структуры.

      На  пятом этапе решается вопрос о формировании состава подразделений на уровнях в пределах выбранной структуры. Эта задача предполагает определение состава и численности руководителей и исполнителей, необходимых для принятия и подготовки управленческих решений. Поставка этой задачи связана с тем, что критерием создания любой организационной единицы — отдела или службы — является норма управляемости. Формирование структурных подразделений в конечном итоге будет зависеть от того, насколько полученная численность руководителей и исполнителей соответствует норме управляемости. Исходными данными для выполнения этого этапа работы являются:

  • номенклатура руководителей и исполнителей (составляется на основании штатного расписания);
  • сведения о трудоемкости принятия и подготовки управленческих решений (получены в результате экспертного опроса);
  • список решений закрепленных за:
  • линейным уровнем управления;
  • функциональным уровнем управления;
  • тематическим уровнем;
  • координационным уровнем;
  • эффективный фонд времени руководителей и исполнителей.

      Расчетное число исполнителей определяется по следующей формуле:

      

      где Сисп — число исполнителей, обеспечивающих подготовку управленческих решений;

      Qисп — трудоемкость подготовки i -х решений, ч.;

      Fд — действительный фонд времени одного исполнителя, ч.

      После того как будет рассчитано число  исполнителей и руководителей на каждом уровне, решается вопрос о создании структурных подразделений. Это достигается путем корректировки полученной численности. Все данные, необходимые для этого, имеются: расчетное число руководителей и исполнителей, типовая схема организации управления (в данном случае — схема матрично-штабной структуры); допустимая норма управляемости для заданного объекта. Корректировка полученной численности происходит следующим образом. Определяется принятое число руководителей и исполнителей путем округления расчетного числа и проверяется норма управляемости. Если полученное соотношение значительно превышает норму управляемости, решается вопрос о создании дополнительного органа управления (если сохраняется возможность разделения функции управления). И наоборот, при сниженной норме управляемости два органа управления, выполняющие смежные функции, могут быть объединены в один. Так, с учетом типовой схемы управления происходит формирование структурных подразделений. Итоговыми документами этого этапа работы являются скорректированные списки исполнителей и руководителей по подразделениям, а следовательно, и состав подразделений на каждом организационном уровне.

      На  шестом этапе принимается решение о внедрении данной структуры и утверждении схемы управления.

      Три последующих этапа — седьмой, восьмой и девятый представляют собой организационное регламентирование, на котором осуществляется разработка документации, регламентирующей деятельность отдельных исполнителей, подразделений и системы управления в целом.

      Важной  задачей является проектирование комплекса  процедур принятия решений (ППР) (блок 7). Продиктовано это тем, что организационная процедура является одним из основных элементов технологии управления, определяет последовательность этапов работ, которые в итоге регламентируют процесс управленческого труда. Иными словами, организационная процедура — это комплекс взаимосвязанных технологических операций, направленных на достижение четко фиксированной цели. Примерами процедур могут служить: «составление отчета о проделанной работе», «оформление командировочного удостоверения», «оформление сотрудника на работу» и др. Имея полный перечень процедур, принимаемых в отделе, можно составить схему принятия решений, которая позволит судить об эффективности функционирования отдела. Кроме того, применение метода организационного моделирования на этой стадии процесса позволяет на основе полного перечня процедур смоделировать правила работ исполнителей и руководителей в каждой процедуре, а затем и по отделу в целом.

      Завершается весь процесс проектирования структуры  управления разработкой положения  об организации. Реализация этого этапа требует всестороннего изучения и дополнения ряда положений (документов), обусловленных требованиями хозяйственного законодательства, таких как: положение о предприятии, положение об отделах, должностные инструкции.

      Положение о предприятии требует знаний устава, строгого соблюдения принципов построения; производственных процессов, форм и систем оплаты труда, требований внешней среды.

      Разработка  положения об отделах представляет собой одну из самостоятельных задач организационного регламентирования системы управления. Решающее значение этой задачи определяется требованием правильной эффективно налаженной работы внутри отдела, необходимостью четкого разделения прав и обязанностей между отдельными работниками. Положение об отделах также должно соответствовать законодательству. Большое внимание отводится построению единой типовой структуры, которая охватывает все аспекты деятельности отдела, поскольку положение об отделах в известной степени определяет положение о должностях работников отдела, их обязанностях, правах и ответственности, которые должны быть также строго регламентированы. В связи с этим разработка таких инструкций, в которых последовательно указаны этапы работ и конкретные исполнители, ответственные за выполнение каждого этапа, приобретает наиболее важное значение.

      Такой метод построения организационных  структур позволяет проектировать  любую форму управления, наглядно показывает, как происходит процесс трансформации матрично-штабной структуры в структуру линейную и необратимость этого процесса и еще раз подтверждает правильность выбора матрично-штабной модели в качестве базы для проектирования структуры управления. 
 

III.Структура системы управления 

      В настоящее время в составе  системы управления организации  выделяют следующие подсистемы:

      1. структура управления;

      2. техника управления.

      3. функции управления.

      4. методология управления (см. схема 1).

Схема 1. Структура элементов системы управления организации

Система управления
Методология

управления

Процесс

управления

Структура

управления

Техника

управления

Цели, задачи Коммуникации Функциональные  структуры Система

документооборота

Законы  и принципы Схема процесса Схемы организационных отношений Информационные 

каналы

Методы  и функции Разработка и 

реализация решений

Организационные структуры Компьютерная 

оргтехника 

и офисная мебель

Технология  и 

практика управления

Информационное  обеспечение Профессионализм персонала  
 

      При этом, систему  управления  можно  рассматривать  как  с  позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм  управления),  так  и  с  позиции динамики, как управленческую деятельность.

Информация о работе Цикл проектирования системы управления. Структура системы управления