Управление социальными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Отношения по поводу собственности в России строятся не на согласии, т.е. контрактном праве, а на доверии, преданности или страхе, что характеризуется в “аттрактивных”, а не “рациональных” терминах права и экономики. Отношения по поводу совместной деятельности, связанной с собственностью, чаще всего “не прописаны”, но каждый участник либо пользуется неписаными правилами, либо интуитивно чувствует, что он может делать, что нет. И даже в тех организациях, где имеются функциональные обязанности, в значительной мере они носят формальный характер. Отношения по поводу распределения продуктов совместной деятельности, как правило, не прописаны детально. Лидер – руководитель оставляет для себя право либо полной, либо частичной свободы распоряжаться распределением. Такова в общих чертах специфика отношений собственности.

Оглавление

1. Введение
2. Сущность, содержание, структурные элементы системы
3. Современное общество как социальная система.
4. Государство – главный субъект социального управления
5. Выводы
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - усс.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Оглавление

  1. Введение

    3

  1. Сущность, содержание, структурные элементы системы

    7

  1. Современное общество как социальная система.

   21

  1. Государство – главный субъект социального управления

   24

  1. Выводы

   36

  1. Список литературы

   39

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С начала девяностых годов в России происходит масштабная трансформация общественной системы, аналогичная по целям и характеру  реформам Александра II, разрубившим “крепостную цепь” в 60-70 гг. XIX в.

При этом процесс конвергенции с западным обществом протекает весьма трудно. В чем здесь причина?

Для начала попробуем в общих чертах охарактеризовать то, что представляет собой западное общество. Еще К. Маркс отметил, что способ производства современного ему западного общества (капитализм) характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых являются:

  1. Предпринимательская (частная) инициатива.
  2. Частная собственность на средства производства.
  3. Система институциональных норм, определившая отдельным индивидам цели и средства реализации своего призвания в профессиональной деятельности.
  4. Система экономического согласия, ориентирующая индивидов на получение экономической выгоды не путем конкурентной войны, а, наоборот, путем определения правил игры, таких правил, которые ориентируют предпринимателей не на драку за кусок “пирога”, а на выпечку большего пирога, не делить (конкурировать), а умножать (производить).

Кроме этого  современное западное общество характеризуется  еще рядом особенностей, которые  особенно ярко проявились уже в XX веке:

  1. Система социального согласия (общественного договора) между классами, участвующими в производстве. В основе здесь лежит экономическая стимуляция стремления к достижению и приобретению. Рабочий и предприниматель находят общий язык путем коллективного договора.
  2. Государство в этих условиях не является самодовлеющей силой, а исполняет роль арбитра, судьи, посредника, между существующими силами.

Таким образом, если рассматривать западное общество как социальную систему, то главная  тенденция такой общественной системы  направлена на возникновение равносильных элементов, обеспечивающих баланс системы.

Высокая предпринимательская  инициатива сдерживается профсоюзным  движением, агрессивность производителя - потребителем, элита - средним классом, исполнительная власть - законодательной и т.д. Современное западное общество – это система противовесов, баланс которой обеспечивают равновеликие силы. Поэтому такое общество мы можем сравнить с качелями, которые могут двигаться, при проявлении “предпринимательской инициативы”, когда на них сидят партнеры одного “веса”.

Западное общество сложилось и может существовать как общество равносильных и равноинициативных. Главными характеристиками такого общества являются плюрализм и индивидуальная инициатива.

В связи с  этим поставим вопрос как проблему: обладает ли российское общество потенциалом, необходимым для реструктуризации в социальную систему западного типа?

Главная особенность  общественной системы России (и царской, и Советского Союза, и современной  России) в том, что наша система  не похожа на комплекс балансирующих равновеликих элементов, молекул, курсирующих по своей “частной инициативе”. Если искать образ, то наш социальный строй можно сравнить с Солнечной системой. В центре – тяжелое ядро, определяющее курс малых планет (заметим, это весьма распространенная форма самоорганизации систем).

Россия традиционно  была централизованным государством, в котором власть своей силой  и возможностями с лихвой перекрывала  любые инициативы любых общественных элементов (будь это движение казаков, бунты стрельцов, мятежи городов или аристократов). Никогда не было такой силы в России, с которой государству нужно было искать компромисс.

Отсюда специфическое  российское отношение к частной  инициативе. Частная инициатива по отношению к интересам государства может быть либо вредной, либо нейтральной. В первом случае государство ее давит, во втором случае не замечает. Полезной для государства частная инициатива быть не может (так как в этом случае она уже не частная, она превращается в государственную инициативу).

Общественное  мнение в целом негативно относится  к частной инициативе: “не высовывайся”, “инициатива наказуема”.

Отношения по поводу собственности в России строятся не на согласии, т.е. контрактном праве, а на доверии, преданности или  страхе, что характеризуется в “аттрактивных”, а не “рациональных” терминах права и экономики. Отношения по поводу совместной деятельности, связанной с собственностью, чаще всего “не прописаны”, но каждый участник либо пользуется неписаными правилами, либо интуитивно чувствует, что он может делать, что нет. И даже в тех организациях, где имеются функциональные обязанности, в значительной мере они носят формальный характер. Отношения по поводу распределения продуктов совместной деятельности, как правило, не прописаны детально. Лидер – руководитель оставляет для себя право либо полной, либо частичной свободы распоряжаться распределением. Такова в общих чертах специфика отношений собственности.

Государство выполняет  в этой связи роль патриарха, функцией которого является карать и наказывать “отступников”, уклоняющихся от выполнения правил сложившихся отношений. Благо государства выше блага любого человека, любой организации. А отсюда и государственный централизм.

Само по себе наше государство может иметь  разную степень централизации. Крайние формы - самая жесткая централизация известна как тоталитаризм эпохи Сталина и Ивана Грозного, самые мягкие, их можно назвать антицентрализм, – пожалуй, наше время; конец эпохи Перестройки, эпоха Временного правительства, конец эпохи Николая II, период Смуты начала XVII века. В ситуации антицентрализма центр существует, но утрачивает свой вес и силу, теряет способность влиять на центростремительные и центробежные силы. Напротив, в условиях тоталитаризма, центр обладает такой силой, что поглощает все, превращаясь в монолит и уничтожая любую силу и инициативу. Оптимальное состояние централизма располагается “посередине” между тоталитаризмом и антицентрализмом. Нормой существования централизма является влияние центра на основные формы распределения и перераспределения, контроль над основными ресурсами.

В данной курсовой работе мы рассмотрим Российское общество, как сложную целостность, как определенную социальную систему.

Объектом исследования является общество.

Проблема, поставленная в нашем исследовании, – управление Российским обществом как социальной системой.

Главной целью нашего исследования является выявление специфики российской социальной системы, ее инвариант, дальнейшая рефлексия которых может послужить к поиску социальных инструментов, методов, которые могут, не нарушая целостности системы, служить “шлюзами” конвергенции с западным обществом.

 

 

 

 

 

Сущность, содержание, структурные элементы системы

Система – это  множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях, составляющих целостное образование.

В философии  системность рассматривается как  атрибутное свойство материи, как принцип  диалектического материализма. Еще  Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела, уже не рука. А  Гегель образно выразился: части  бывают только у трупа, а организм имеет новое качество: он живет.

Системные свойства социальной материи, социальных организаций  изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую  и методологическую функцию познания и преобразования сложных социальных систем. Слово «система» – греческого происхождения (systema), означающее составленное из частей, соединение. Системы делятся на естественные и искусственные. К первым относятся природные, ко вторым –социальные, созданные человеком.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее, или то, на что воздействует сама система, называется ее внешней средой.

В зависимости  от степени взаимодействия с внешней  средой различаются открытые и закрытые системы. По степени сложности системы  делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те из них, которые построены для решения многоцелевых задач.

Системы состоят  из подсистем, каждая из которых может  быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности. Совершенно очевидно, что в социальных системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.

Каждая из названных  подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и  совокупности ее элементов, следует  обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.

Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию заданного качества в определенном количестве.

Технологическая система основана на делении деятельности, материального и духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процедуры. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими.

Организационная система с помощью разработки и структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.

Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.

Социальная  система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп.

Все системы – техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная – взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная – социально-экономическую.

Связь между  управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения.

Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливаются: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.

Деятельность  и развитие системы в целом  подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные  задачи, решению которых подчинено  их существование. Функционирование таких  систем и управление ими являются не только процессом сохранения их целостности и определенности, но и процессом перевода в новое качественное состояние.

Характерными  чертами научного социального управления являются: познание и сознательное использование общественных законов, закономерностей управления, обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих воздействий, моделирование управляемых объектов и субъектов управления с учетом количественных и качественных измерений как объектов, так и субъектов управления.

Информация о работе Управление социальными системами