Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа
Отношения по поводу собственности в России строятся не на согласии, т.е. контрактном праве, а на доверии, преданности или страхе, что характеризуется в “аттрактивных”, а не “рациональных” терминах права и экономики. Отношения по поводу совместной деятельности, связанной с собственностью, чаще всего “не прописаны”, но каждый участник либо пользуется неписаными правилами, либо интуитивно чувствует, что он может делать, что нет. И даже в тех организациях, где имеются функциональные обязанности, в значительной мере они носят формальный характер. Отношения по поводу распределения продуктов совместной деятельности, как правило, не прописаны детально. Лидер – руководитель оставляет для себя право либо полной, либо частичной свободы распоряжаться распределением. Такова в общих чертах специфика отношений собственности.
1. Введение
2. Сущность, содержание, структурные элементы системы
3. Современное общество как социальная система.
4. Государство – главный субъект социального управления
5. Выводы
6. Список литературы
Следует отметить как общую закономерность непрерывное усложнение объекта управления, связанное с тем, что общественные процессы становятся все более динамичными, сложными, нелинейными и потому все в меньшей мере поддаются адекватному узнаванию, что предъявляет все более высокие требования к отношениям управления внутри управляющей системы. Последние имеют сложную внутреннюю структуру:
Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:
– отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;
– внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);
– межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллективные и индивидуальные;
– временные и постоянные, непосредственные и косвенные;
– линейные, функциональные и смешанные.
Система управления, в которой реализуются функции управления, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органами управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей и т. п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельности принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуществляя обратную связь.
Управленческие и организационные отношения реализуются в управленческой деятельности, органической частью которой является организационная. Их нельзя отделять одну от другой потому, что это единый процесс: управление непременно предполагает организационные усилия, организация не имеет смысла без управления. Все многочисленные элементы системы управления, связанные между собой, могут представлять целостное образование только в результате организации управления. Поэтому поддержание организованной целостности системы управления, ее устойчивости – одна из важнейших задач управления, прежде всего ее составной части – организации, которая призвана разработать конкретные меры по достижению поставленных целей, разделить задачи на отдельные операции, найти ресурсы, распределить функции, скоординировать взаимодействия различных подразделений.
Справедливо утверждение о том, что управленческую работу нельзя сводить к организации, но несомненным является и то, что после решения содержательных вопросов управления: определения целей, осуществления информационно-аналитической деятельности, принятия управленческих решений, где тоже присутствует организационный аспект, – значимость последнего увеличивается многократно. Это связано с реализацией всех функций управления в комплексе на практике, с получением интегрального конечного управленческого результата, с организацией выполнения принятых решений. Только условно можно считать, что после определения целей и задач управления, уточнения его функций и нахождения методов их осуществления управление во многом сводится к организационной деятельности.
На этом этапе особенно интенсифицируется определенный вид работы, больше связанный с упорядочением всех связей объекта и субъекта управления. Если на этапе целеполагания, оценки проблемной ситуации, принятия решений организационная структура только складывается, то на этапе принятых решений она должна действовать как отлаженный организм, способный обеспечить взаимодействие всех звеньев управленческой системы, скоординировать взаимодействие разных структурных подразделений, найти ресурсы, мотивировать отдельных людей к деятельности и т. п. Совершенно очевидно, что без этого невозможен эффективный управленческий результат.
Управленческий труд прежде всего связан с познанием тенденций, закономерностей развития общественной жизни и с оценкой на этой основе сложившейся социально-экономической, политической и духовно-культурной ситуации. Последняя составляет расхождение между целью и реальным положением дел и определяет проблему, ради достижения которой и принимается решение. В процессе познания и анализа субъект управления совершает ряд операций, действий. Их последовательность связана с тем, что всякий цикл управления включает в себя ряд этапов, стадий, которые последовательно следуют один за другим.
Последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла соответствуют операции, которые и характеризуются как функции управления. К их числу относятся: функция принятия управленческого решения, информационная функция, организационная, регулирующая, корригирующая, контрольная.
Реализация этих функций и есть труд по управлению.
Итак, под системой управления мы понимаем, прежде всего, единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. Качество этого воздействия, прежде всего, зависит от: управленческих и организационных отношений, от содержания управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются; от целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих (органов управления, социальных организаций в целом, отдельных людей — управляющих), которые осуществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются того или иного управленческого результата.
Современное общество как социальная система.
Современное общество - это система, состоящая из отдельных уровней социальных общностей. При социологическом анализе в основном изучают субъекты четырех уровней общности.
Во-первых, фундаментальный уровень формирования, организации общества - это человечество в целом, формирует свои интересы как единая цивилизация.
Во-вторых, это
социальные институты. Социальный институт
- это устойчивая, организованная форма
деятельности групп. Общностей людей,
социальных слоев, форма закрепления
и способ осуществления
Институционализированные социальные связи бывают формальные и неформальные. Формальные социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил и законов, регламентов, положений и т.д. Неформальные социальные институты, хотя и регламентируются в социальных действиях и связях, не оформлены законом. Неформальные социальные институты основываются на личных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении. Примером неформального социального института может быть дружба.
Каждый социальный институт имеет свою структуру, которая включает:
1. Социальные
нормы, правила,
2. Наличие специализированных учреждений, учреждений (например, тюрьма, церковь как здание).
3. Специализированный
профессиональный субъект
4. Осуществление
социального контроля, которое происходит
из-за санкций. Примером формал
По типу решаемых задач социальные институты можно разделить на пять групп:
1) экономические, занимающихся производством и распределением материальных благ, организацией труда и т.д. (Собственность);
2) политические,
связанные с осуществлением
3) институты
стратификации, определяющие
4) семейные институты (семья, брак);
5) культурные
институты, связанные с
Основными функциями социальных институтов являются: организационная, регулятивно-управленческая, культурно-воспитательная, контрольная.
В-третьих, уровень социальной структуры общества - это социальные общности, слои, социальные группы.
В-четвертых, уровень отдельного индивида, поскольку для социологии именно личность является предметом изучения как субъект и объект социальных отношений.
Государство – главный субъект социального управления
По вопросу о сущности государства до сих пор идут споры, не утихают дискуссии, но ясно одно, что, во-первых, государство – многомерное образование, во-вторых, оно выступает как форма общества, которому делегировано главное право – правораспоряжения общественными делами. Следовательно, главное отношение, которое сегодня должно быть исследовано, – это отношение между обществом и властью, потому что само государство, как справедливо считает проф. Г.В. Атаманчук, есть “публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества”.
Государственное управление среди всех видов управления занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.
Определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект – государство. При всех различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти все выделяют заложенную в нем мощную властную силу. М. Вебер писал: “Государство... есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство”. Государство – структура, способная властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения. В “Краткой философской энциклопедии” государство понимается как “структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая упорядочивает общественные действия в той или иной области”.
Государство потому и является государством, тем самым отличаясь от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе (по отношению к людям) государственная власть. Власть представляет собой взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин (материальных, социальных, интеллектуальных, информационных) добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают поступки и действия, строят свою жизнь.
В этой связи и само государственное управление общественными делами отличается присущими только ему свойствами. Государственное воздействие, регулирование – это, прежде всего, воздействие властное, политическое, которое имеет в основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Государство, будучи сложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает управлению общественными делами свойство системности, которое приобрело принципиальное значение. Только при наличии государства в обществе возможно достижение необходимой согласованности, координации, субординации, целеустремленности, следовательно, рациональности и эффективности в управлении.
Государство реализует свое политическое воздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу их применения.
Эффективность государственного управления зависит от многих факторов, но определяющим из них, на наш взгляд, является качество социальной связи общества и государства.