Управление социальными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Отношения по поводу собственности в России строятся не на согласии, т.е. контрактном праве, а на доверии, преданности или страхе, что характеризуется в “аттрактивных”, а не “рациональных” терминах права и экономики. Отношения по поводу совместной деятельности, связанной с собственностью, чаще всего “не прописаны”, но каждый участник либо пользуется неписаными правилами, либо интуитивно чувствует, что он может делать, что нет. И даже в тех организациях, где имеются функциональные обязанности, в значительной мере они носят формальный характер. Отношения по поводу распределения продуктов совместной деятельности, как правило, не прописаны детально. Лидер – руководитель оставляет для себя право либо полной, либо частичной свободы распоряжаться распределением. Такова в общих чертах специфика отношений собственности.

Оглавление

1. Введение
2. Сущность, содержание, структурные элементы системы
3. Современное общество как социальная система.
4. Государство – главный субъект социального управления
5. Выводы
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - усс.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

В свою очередь, не может быть выверенной государственной  политики без современной доктрины общественного развития, из которой  следует тот или иной курс. Это  прерогатива государства, его главная обязанность перед обществом, без чего невозможно выполнение всех остальных.

Выработка доктрины общественного развития и механизма  ее реализации требует усиления внимания государства к научным исследованиям, прежде всего в области теории и практики управления, активного включения данных науки в практическую работу органов государственного управления. Сегодня следует признать как неоспоримый факт, что управленческая наука выключена из механизма нормального функционирования общества.

Изменить такое положение дел можно только тогда, когда политической деятельностью займутся в массе своей исключительно профессиональные и нравственные люди, способные действовать в интересах своих граждан на основе законов и принципов, лежащих в основе научного государственного управления.

Российская  государственность завершает XX век  с большим грузом тяжелых проблем, серьезных ошибок, которые для  своего преодоления требуют длительного  времени и серьезных усилий всего  общества. Последнему еще предстоит  сформировать новую генерацию политиков-управленцев. В обществе разрабатываются проекты и программы подготовки политической элиты, но они пока не услышаны и не поддержаны властью.

Еще одна принципиальная проблема для российской государственности – гласность и публичность государственного управления. Ее решение начинается с выработки и предъявления обществу общественной доктрины и политического курса. Только в этом случае государство сможет опираться на большинство, рассчитывать на его активность и поддержку. В противном случае – пассивность людей, сопротивление осуществляемой политике и проводимому курсу реформ обеспечены, а кризис государственной власти неизбежен, какие бы усилия она ни предпринимала на уровне словесных деклараций, внешней риторики нормативно-творческой суеты и манипулирования общественным мнением.

Для российской государственности имеет принципиальное значение определенность и четкость ее позиций в геополитическом  пространстве, в решении глобальных проблем, которые сегодня размыты  или выражены нечетко. Для решения этих вопросов государственного строительства, следовательно, обеспечения национальной безопасности своих граждан в России всегда имели большое значение исторические идеи.

Российскому государству  еще предстоит провести трезвый  и беспристрастный анализ своего исторического прошлого, правильно оценить настоящее и сделать обоснованные прогнозы на будущее. Это имеет принципиальное значение для налаживания нормального диалога между государством и обществом вместо усиления конфронтации. Направления такого диалога, необходимые меры достижения согласия известны – принятие выверенной социальной доктрины и современной социальной политики. Необходимость этих мер давно назрела, требование это записано в Конституции, где российское государство определяется как социальное. Нарушение данной конституционной нормы – главная причина углубляющегося политического кризиса и нарастающей конфронтации между обществом и властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

1. Система –  это множество взаимосвязанных  элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, составляющих целостное образование. Системные свойства социальных организаций изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и методологическую роль в познании и преобразовании сложных социальных систем. Система  разделяется на подсистемы, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее  или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой, которая существенным образом отличается от ее внутренней среды. Они находятся в диалектическом взаимодействии.

2. Каждая социальная  система состоит, прежде всего,  из двух взаимодействующих, но  самостоятельных подсистем: управляемой  и управляющей. К управляемой  подсистеме относятся: общественные отношения, общественные процессы, ресурсы общества, прежде всего, социальные, социальные организации и входящие в них люди. К управляющей – все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на элементы управляемой подсистемы. Важнейшим ее элементом является организационная структура управления.

3. Все объекты  управленческих воздействий в  то же время в той или  иной мере могут выступать  и в качестве субъектов управления. Например, социальные организации  создаются и проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают обратное влияние на объект управления. Особое значение принадлежит человеку как субъекту управления. В целом под системой управления понимается единство субъекта и объекта управления, управленческих и организационных отношений, которые возникают в процессе управленческой деятельности. Ее осуществляют органы управления, социальные организации в целом, отдельные управляющие, которые принимают и реализуют управленческие решения.

4. Чтобы решать новые задачи российской государственности, необходимо:

а) наполнить  политические властные отношения властью  духовной, нравственной, идеологической, информационно-аналитической, правовой, без которых невозможно сегодня  собрать общество, обеспечить его целостность на основе системного управления;

б) в приоритетном порядке российскому государству, в первую очередь, предстоит сформулировать социальную доктрину развития общества, как составную часть общественной доктрины развития общества в целом: экономической, социальной, политической (политический курс), духовно-культурной, национальной, муниципальной.

Без этого российскому  государству трудно ориентироваться  в геополитическом и глобальном мировом пространстве, которое, являясь  внешним фактором по отношению к российскому обществу, во многом определяет качество государственного управления, его уровень и эффективность. Все это диктует в приоритетном порядке включение в политическую сферу интеллектуального и информационного ресурса, научных методов управления, прежде всего социального программирования и прогнозирования. Только на прочных началах научного социального управления и духовности, нравственности российская государственность может рассчитывать на “прорыв” как во внешней, так и во внутренней политике.

5. Сама власть должна быть поставлена под социальный контроль со стороны общества, ограничена правом, и только тогда она будет восприимчива к тем требованиям жизни, которые выдвигаются перед главным субъектом управления. В частности, общество, его живое знание, наука предлагают власти современный путь развития, инновационные технологии решения назревших проблем. Однако они пока не принимаются властными структурами, которые не несут ответственности перед обществом. Российское общество вправе потребовать от властных структур, правительства, депутатского корпуса, лидеров политических партий и движений перевести, наконец, свои усилия с устаревших оборотов политических баталий в плоскость решения острейших социально-экономических проблем россиян. Если таких решений нет на “политическом Олимпе”, то они присутствуют в обществе, его коллективном разуме, который пока не может проникнуть в “коридоры власти”.

6. В общественном мнении давно произошло осознание того, что в основе исповедуемого ныне властью политического курса лежит устаревшая монетаристская идея накопления свободного капитала в его торговой форме через получение прибыли от разницы между куплей и продажей товаров. При таком курсе никогда не будет денег ни у большинства граждан, ни у государства, как бы оно ни ужесточало свою фискальную политику.

7. Настало время, когда власти необходимо прислушаться к голосу здоровых общественных сил, отечественной науки, которые давно предлагают внести существенные коррективы в осуществляемый политический курс. Если такого интеллектуального и нравственного диалога между властью и обществом не произойдет, не будет достигнуто согласие, то назревающий социальный взрыв трудно будет остановить. Его последствия известны и для общества, и для власти, но решительных действий по его предотвращению пока нет ни с одной стороны.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М, 1997.
  2. Глазунова Н.И. М. Государственное и муниципальное управление: Справочник. 1998.
  3. Иванов В.Н., Мальцев В.А., Чартаев М.А. Россия: к концепции развития общества и политической власти. М.— Н. Новгород, 1996.
  4. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М., 1999.
  5. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997.
  6. Иванов В.Н. Основы социального управления. М, 2001.
  7. Буртовая Е. В. Хрестоматия по социологии. М, 1998. 
  8. Афанасьев В.Г. Человек в управление обществом. М,1987
  9. Пригожин А.И. Организация: системы и люди. – М.: 1983.
  10. Рабочая книга социолога. М,1976
  11. Удальцова М.В. Социология управления. М, 1999.
  12. Вишняков Я. Д. Общая теория рисков. М, 2008.
  13. Литвак Б. Г. Управленческие решения. 2012
  14. Захаров Н. Л. Специфика социальной системы России. 2000
  15. Кнорринг В. И. Теория, практика, искусство управления. 2001

 

 

 

 

2


Информация о работе Управление социальными системами