Закономерности управления социально-экономическими системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 13:15, реферат

Краткое описание

Социально-экономическая система (организация) – это основная производительная единица макроэкономической системы, создаваемая субъектами хозяйствования для преобразования ресурсов, используемых в качестве производственных факторов, в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке.

Оглавление

1 Понятие социально-экономической системы ______________________________ 3
2 Управление социально-экономической системой __________________________ 4
3 Законы управления социально-экономическими системами _________________ 6
4 Основополагающие законы социального управления _______________________ 7
5 Выводы _____________________________________________________________ 11
Список используемых источников ________________________________________ 12

Файлы: 1 файл

Закономерности управления социально-экономическими системами.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

1 Понятие социально-экономической системы ______________________________   3

2 Управление  социально-экономической системой  __________________________   4

3 Законы управления  социально-экономическими системами  _________________   6

4 Основополагающие законы социального управления _______________________   7

5 Выводы _____________________________________________________________ 11

Список используемых источников ________________________________________ 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Понятие социально-экономической системы 

     Социально-экономическая  система (организация) – это основная производительная единица макроэкономической системы, создаваемая субъектами хозяйствования для преобразования ресурсов, используемых в качестве производственных факторов, в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке. 

     Стремление  предприятия к осознанному качественному  развитию, организационная целостность, корпоративные ценности, творцом которых является профессиональный коллектив, и проявляющиеся в способности производить востребованный обществом экономический продукт на основе преобразований ресурсов, дают основание определить его как развивающуюся социально-экономическую систему. 

     Современная экономика включает в себя множество различных организационных, правовых, пространственных, целевых и прочих форм организации предприятия. Независимо от этих параметров, управление всеми видами предприятий сводится к решению определенных общих задач. К таким моментам относятся:

  • построение организационной структуры предприятия, обеспечивающей его функционирование, передачу информации, принятие решений и контроль за их выполнением;
  • организация людей, мотивирование их деятельности;
  • обеспечение внешних связей предприятия;
  • контроль за рынком, контрагентами;
  • принятие решений о необходимости изменений в организации системы в целом.
 

     Любое решение, принимаемое руководством предприятия, должно быть основано на достоверной информации о состоянии дел, о текущих проблемах и возможностях. Таким образом, любая программа изменения должна начинаться с диагностирования, которое проводится для обеспечения точного расчета факторов. В основе диагностирования лежит необходимость знать состояние организации, эффекты или последствия вмешательств. 

Основные свойства социально-экономической системы. 

     1. Целостность означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом.  

     2. Иерархичность системы означает, что каждый ее элемент, подсистема, в свою очередь, могут рассматриваться как большая система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из элементов более широкой, глобальной системы.

     3. Интегративность предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

2 Управление социально-экономической  системой. 

     Управление  любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем  – субъекта управления (управляющей  подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) (рисунок 1). 

 

     Рисунок 1. Система управления в виде контура управления. 

     В самом общем виде управление предстает  как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

  • субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;
  • объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
 

     Об  управленческом взаимодействии можно  говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо:

  • наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды;
  • наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять.

     Данные  условия являются необходимыми и  достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления. 

     Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого. 

     Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь  и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.  

     Информационный  подход кибернетики к процессам  управления различными системами представляется в виде системы с управлением (рисунок 2), включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи. 

 

     Рисунок 2. Организация как кибернетическая система с управлением. 

     Согласно  кибернетическому подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно. 

     Системы с управлением, или  целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

3 Законы управления  социально-экономическими  системами 

     Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.  

     Суть  этого закона состоит в том, что  управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.  

     Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.  

     Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма - системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.  

     Закон экономии времени – один из основополагающих законов управления, характеризует эффективность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления, решение любого вопроса в управлении в более короткое время, своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.  
 
 

 

     

4 Основополагающие законы социального управления 

     Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.  

     Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.  

     В конце XX века изменилась парадигма общественного развития - не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является и главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.  

     Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная - объективно-субъективная.  

     Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономическим базисом общества, но в такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, а не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.  

Информация о работе Закономерности управления социально-экономическими системами