Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 13:15, реферат
Социально-экономическая система (организация) – это основная производительная единица макроэкономической системы, создаваемая субъектами хозяйствования для преобразования ресурсов, используемых в качестве производственных факторов, в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке.
1 Понятие социально-экономической системы ______________________________ 3
2 Управление социально-экономической системой __________________________ 4
3 Законы управления социально-экономическими системами _________________ 6
4 Основополагающие законы социального управления _______________________ 7
5 Выводы _____________________________________________________________ 11
Список используемых источников ________________________________________ 12
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие социально-экономической
системы ______________________________
2 Управление
социально-экономической
3 Законы управления
социально-экономическими
4 Основополагающие законы социального управления _______________________ 7
5 Выводы ______________________________
Список используемых
источников ______________________________
1
Понятие социально-экономической
системы
Социально-экономическая
система (организация) – это
основная производительная единица макроэкономической
системы, создаваемая субъектами хозяйствования
для преобразования ресурсов, используемых
в качестве производственных факторов,
в обладающие более высокой ценностью
промежуточные и конечные товары и услуги,
предлагаемые на рынке.
Стремление
предприятия к осознанному
Современная экономика включает в себя множество различных организационных, правовых, пространственных, целевых и прочих форм организации предприятия. Независимо от этих параметров, управление всеми видами предприятий сводится к решению определенных общих задач. К таким моментам относятся:
Любое
решение, принимаемое руководством
предприятия, должно быть основано на
достоверной информации о состоянии дел,
о текущих проблемах и возможностях. Таким
образом, любая программа изменения должна
начинаться с диагностирования, которое
проводится для обеспечения точного расчета
факторов. В основе диагностирования лежит
необходимость знать состояние организации,
эффекты или последствия вмешательств.
Основные
свойства социально-экономической
системы.
1.
Целостность означает, что изменение
любого компонента системы влияет на ее
другие компоненты и приводит к изменению
системы в целом.
2. Иерархичность системы означает, что каждый ее элемент, подсистема, в свою очередь, могут рассматриваться как большая система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из элементов более широкой, глобальной системы.
3. Интегративность предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.
2
Управление социально-
Управление
любой системой в простейшем виде
может быть рассмотрено в виде
контура управления, как совокупность
двух взаимодействующих подсистем
– субъекта управления (управляющей
подсистемы) и объекта управления
(управляемой подсистемы) (рисунок 1).
Рисунок
1. Система управления в виде контура управления.
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:
Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо:
Данные
условия являются необходимыми и
достаточными для того, чтобы СУ
осуществлял управление ОУ. Движущим
началом управления является противоречие
между управляющим и управляемым субъектами,
порождающее, с одной стороны, необходимость
управления, и разрешаемое, с другой стороны,
в процессе осуществления управления.
То есть рассматривать вопросы эффективного
управления необходимо с позиций взаимодействия
субъекта и объекта управления.
Когда
реализуется управленческое взаимодействие,
можно говорить, что между двумя субъектами
существует управленческая связь, суть
которой состоит в том, что один из них
заинтересован в определенного вида функционировании
второго и генерирует управленческие
команды, задающие желательное для него
поведение этого второго субъекта, а второй
в силу определенных причин ведет себя
соответственно управленческим командам
первого.
Для
того чтобы между двумя субъектами
существовала управленческая связь
и соответственно осуществлялось управленческое
взаимодействие, необходимо, чтобы между
этими субъектами существовали отношения
управления. Они являются основой возможности
осуществления управления, так как именно
они задают возможность вырабатывать
управленческие команды и готовность
эти команды выполнять. Отношения управления
не являются изначальными отношениями,
а базируются на более глубинных отношениях,
таких как экономические либо морально-этические
отношения.
Информационный
подход кибернетики к процессам
управления различными системами представляется
в виде системы с управлением (рисунок
2), включающей три подсистемы: управляющую
систему (систему управления), объект управления
и систему связи.
Рисунок
2. Организация как кибернетическая система
с управлением.
Согласно
кибернетическому подходу, управление
рассматривается прежде всего как процесс
преобразования информации: информация
об объекте управления воспринимается
управляющей системой, перерабатывается
в соответствии с той или иной целью управления
и в виде управляющих воздействий передается
на объект управления. Процессы получения
информации, ее хранения и передачи в этом
случае отождествляются с понятием связь.
Переработка воспринятой информации в
сигналы, направляющие деятельность в
объекте, отождествляется с понятием управление.
Если системы способны воспринимать и
использовать информацию о результатах
своего функционирования, то говорят,
что они обладают обратной связью. Обратная
связь создает возможность эффективного
управления в изменяющихся условиях функционирования
объекта управления даже в тех случаях,
когда возмущающие воздействия не могут
быть измерены или когда их влияние заранее
не известно.
Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.
3
Законы управления
социально-экономическими
системами
Закон
необходимого разнообразия, по которому
разнообразие управляющей системы должно
быть не меньше разнообразия управляемого
объекта. Чем сложнее объект управления,
тем сложнее должен быть и орган, который
им управляет.
Суть
этого закона состоит в том, что
управляющая подсистема должна обладать
достаточным разнообразием управляющих
воздействий и пропускной способностью
для переработки информации и выдачи управляющих
решений, с тем чтобы успешно справиться
с разнообразием системы и обеспечить
ее функционирование и развитие в соответствии
с заданной программой. Это означает, что
информация должна содержать максимум
сведений, позволяющих обеспечить формирование
управляющих воздействий соответственно
разнообразию объекта управления.
Закон
специализации управления предполагает,
что управление современными общественными
делами ведет к расчленению его функций,
к специфическому их проявлению в конкретных
условиях, на разных уровнях управления,
различных направлениях. Поэтому управление
требует высокого профессионализма в
различных сферах: экономической, социальной,
политической, психологической, организационно-технической,
правовой, экологической, демографической
и т. п. Субъект управления, осваивая различные
области профессиональных знаний и опираясь
на их многообразие, интегрирует, объединяет
многознание в принятых управленческих
решениях, проектах, программах и концепциях.
Закон
интеграции управления означает объединение
в управлении различных специализированных
действий на разных уровнях и направлениях
управления в единый управленческий процесс
в рамках единого социального организма
- системы. В качестве интегрирующих факторов
выступают цели, задачи и интересы общества,
которые требуют поддержания нормальной
жизнедеятельности и развития сложной
социальной системы в соответствии с постоянными
изменениями внутренней и внешней среды.
Закон
экономии времени – один из основополагающих
законов управления, характеризует эффективность
управления, следовательно, достижение
поставленной цели с учетом наименьших
временных потерь: материальных, человеческих
и финансовых ресурсов, что во многом зависит
от скорости и адекватности реакции субъекта
управления на объект управления, решение
любого вопроса в управлении в более короткое
время, своевременно оказывает положительное
влияние на конечный результат.
4
Основополагающие законы
социального управления
Закон
приоритетности социальных
целей, определяющих при целеполагании.
Не производство, не политика, не экономика
являются целью развития общества и условием
поддержания его равновесия и развития,
а постоянное повышение качества жизни
его членов, их благосостояния, социального
самочувствия, непрерывное совершенствование
образа жизни.
Осознание
этой закономерности привело цивилизованные
страны к построению социального государства,
социально-ориентированного рынка, к социальному
партнёрству. Более того, выявление этой
закономерной связи обусловило установление
не только качественных, но и количественных
характеристик в достижении социальной
справедливости: стабильность в обществе
не может допустить 10-кратную разницу
в доходах самых богатых и самых бедных.
По объективным причинам не более 10 % населения
могут проживать на пороге бедности. Это
критическая отметка для большинства
развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются
застой, стагнация, нарастание кризисных
явлений, здесь невозможно развитие, в
том числе и экономическое.
В
конце XX века изменилась парадигма общественного
развития - не экономика определяет вектор
развития, не само по себе хозяйство, наращивание
или сокращение его объемов, а развитие
всей хозяйственной жизни для повышения
качества жизни всех граждан. Улучшение
социальных параметров, прежде всего здоровья
граждан (физического и духовного), является
и главным источником повышения эффективности
экономических результатов: надежности
продукции, ее качества, следовательно,
более высокой эффективности производства.
Закон
возрастающей субъективности
и интеллектуальности в управлении
упреждает характер управленческого воздействия.
Закономерностью управленческих отношений
является то, что, будучи по сути своей
отношениями людей, складывающимися в
процессе управления, все они в той или
иной форме проходят через сознание людей,
создаются и совершенствуются людьми,
конечно, в зависимости от объективных
изменений в производстве, обществе. Поэтому
природа управленческих отношений двойственная
- объективно-субъективная.
Никогда
нельзя забывать, что управленческие
отношения в конечном счете порождаются
способом производства, экономическим
базисом общества, но в такой же степени
вредно непонимание того, что в определенных
условиях, особенно происшедших научно-технической
и информационной революций, управленческие
отношения сами обретают базисный характер,
оказывают огромное обратное воздействие
на все стороны общественной жизни, а не
только экономической, во многом определяют
в целом темпы социального прогресса.
Информация о работе Закономерности управления социально-экономическими системами