Система управления социально-экономическим развитием города

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:28, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель дипломной работы – анализ муниципального заказа как инструмента управления социально-экономическим развитием города.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- определение муниципального заказа как элемента управления социально-экономическим развитием города и как экономической категории;
- определение роли местного самоуправления в системе управления муниципальным (городским) хозяйством;
- выявление этапов формирования и способов размещения муниципального заказа;
- обобщение теоретических положений о муниципальном хозяйстве как объекте местного самоуправления;
- анализ формирования и размещения муниципального заказа в городе Новосибирске;

Оглавление

Введение
1. Система управления социально-экономическим развитием города
1.1 Муниципальное хозяйство как объект местного самоуправления
1.2 Содержание понятия управление социально-экономическим развитием муниципального образования
1.3 Механизм управления развитием городского хозяйства в современный период
2. Формирование и размещение муниципального хозяйства
2.1 Муниципальный заказ как экономическая категория
2.2 Этапы формирования и способы размещения муниципального заказа
3. Анализ муниципального заказа на примере г.Новосибирска
3.1 Обобщение опыта формирования и размещения муниципального заказа в г.Новосибирске
3.2 Реализация муниципального заказа в г. Новосибирске
3.3 Направления совершенствования механизма муниципального заказа
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

Дипломная работа: Система управления социально-экономическим развитием  города

Дипломная работа: Система управления социально-экономическим развитием  города

Содержание

Введение

1. Система управления социально-экономическим  развитием города

1.1 Муниципальное хозяйство как объект местного самоуправления

1.2 Содержание  понятия управление социально-экономическим  развитием муниципального образования

1.3 Механизм  управления развитием городского  хозяйства в современный период

2. Формирование  и размещение муниципального хозяйства

2.1 Муниципальный  заказ как экономическая категория

2.2 Этапы формирования  и способы размещения муниципального  заказа

3. Анализ муниципального  заказа на примере г.Новосибирска

3.1 Обобщение  опыта формирования и размещения  муниципального заказа в г.Новосибирске

3.2 Реализация  муниципального заказа в г.  Новосибирске

3.3 Направления  совершенствования механизма муниципального  заказа

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В последние годы в России наблюдается  всплеск интереса к проблемам управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, особенно городов, который явился логическим продолжением процесса коренных политических и социально-экономических реформ в нашей стране.

Финансовой основой функционирования любого муниципального образования, является его бюджет. Поэтому формирование реалистичного и исполнимого бюджета, а также рациональное использование бюджетных средств, является главной составляющей системы управления городским хозяйством. Сложившиеся хозяйственные отношения в муниципальных образованиях унаследованы от «расходной» модели (предполагавшей существование монопольного производителя или поставщика), которая не рассчитана на минимизацию расходов. Изменить такую ситуацию возможно введением института муниципального заказа.

В связи с формированием многоукладной  экономики, новых экономических  отношений, радикальной смены всей системы управления, сохранение действовавшего командно-административного механизма  хозяйствования невозможно. С переходом  к рыночным отношениям встала задача разработки нового механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Федеральные законы РФ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, правовые акты органов местного самоуправления и решения правительства РФ создают правовую основу муниципальным органам власти и определяют содержание социально-экономического развития города в целом и городского хозяйства в частности.

В настоящее время городское  хозяйство сталкивается с рядом проблем. К ним относятся политическая нестабильность в стране, дефицит ресурсов, неизжитые пороки наследия предшествующего периода и т.п. Вместе с тем функционирование городского хозяйства сталкивается и с внутренними проблемами: уровень жизни населения, бюджет муниципального образования основан на минимальных социальных стандартах, налоговая политика слабо стимулирует развитие отраслей городского хозяйства, несоответствие цен и тарифов на товары и услуги и т.д.

Решение проблем социально-экономического развития городского хозяйства как комплекса отраслей, выполняющего задачи по обеспечению жизнедеятельности территории, направленных на удовлетворение потребностей местного населения, возможно с помощью такого инструмента как муниципальный заказ.

Муниципальный заказ представляет собой систему отношений между  органом местного самоуправления и  исполнителем (поставщиком, подрядчиком) заказа, возникающих при поставках  товаров, выполнении работ и оказании услуг в целях обеспечения  муниципальных нужд, предусмотренных в составе расходов местного бюджета. Муниципальный заказ представляет собой плановую категорию, сочетающую элементы централизованного управления городским хозяйством в условиях рыночной экономики.

Создание и усовершенствование системы муниципальных заказов в период перехода к рынку насущное требование жизни, так как рыночная среда не всегда может привести к рациональному распределению и использованию ресурсов.

Основная  цель дипломной работы – анализ муниципального заказа как инструмента  управления социально-экономическим развитием города.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

-  определение муниципального заказа как элемента управления социально-экономическим развитием города и как экономической категории;

-  определение роли местного самоуправления в системе управления муниципальным (городским) хозяйством;

-  выявление этапов формирования и способов размещения муниципального заказа;

-  обобщение теоретических положений о муниципальном хозяйстве как объекте местного самоуправления;

-  анализ формирования и размещения муниципального заказа в городе Новосибирске;

Оъектом исследования является городское  хозяйство и система управления его социально-экономическим развитием.

Предмет дипломной работы – муниципальный заказ в практике управления, на примере г. Новосибирска.

Методологической базой дипломной  работы послужили работы отечественных  экономистов, посвященные вопросам управления развитием городского хозяйства  и вопросам формирования и размещения муниципального заказа: Велихова Л.А., Воронина А.Г., Коган А.Е., Селезнева К.В. и других, а также нормативно-правовые документы РФ и постановления местных органов власти г.Новосибирска по вопросам формирования и размещения муниципального заказа.

Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 71 лист.

Логика работы находит свое отражение  в следующей структуре дипломной  работы.

В первой главе рассматриваются  вопросы, связанные с управлением  социально-экономическим развитием города, а именно: муниципальное хозяйство как объект местного самоуправления, содержание понятия управление развитием муниципального образования (показаны инструменты управления, с помощью которых можно решать социальные и экономические задачи) и рассмотрен механизм управления развитием в современный период. Описание механизма управления приводит к необходимости определить экономическую категорию муниципального заказа.

Вторая глава начинается с рассмотрения понятия муниципального заказа, что позволило определить основные принципы и этапы его формирования, а также и способы размещения, которые сводятся к проблеме разработки общегородских приоритетов. Заказы размещаются по договорному принципу, поэтому в дипломной работе уделяется внимание контрактной системе, которая является условием рационализации процесса выдачи заказов.

В третьей главе проводится анализ муниципального заказа в городе Новосибирске. Рассматривается формирование, размещение и реализация муниципального заказа мэрией г. Новосибирска. Предлагаются методы по совершенствованию механизма муниципального заказа с учетом проблем и опыта городской администрации.

 

1. Система управления социально-экономическим  развитием города

1.1 Муниципальное хозяйство как  объект местного самоуправления

Кризисная ситуация, сложившаяся в  экономике России, сопровождается серьезным  обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые  в свою очередь сдерживают развитие страны в целом. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступает использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения.

Согласно Федеральному закону РФ «Об  общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Самоуправление, являясь средством  вовлечения каждого индивида в социально-экономическое  регулирование посредством целеполагания  и самоорганизации субъектов  хозяйствования и населения, позволяет  учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов и населения, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса. Особая роль в реализации этих задач принадлежит муниципальному хозяйству.

Муниципальное хозяйство включает комплекс отраслей (жилищная сфера, коммунальное хозяйство, городской пассажирский транспорт, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, муниципальное  строительство и ремонтно-строительное производство, местная промышленность и др. Уровень достижения результатов одних отраслей зависит от степени развития других. Комплексное развитие городского хозяйства является важным фактором пропорционального и динамичного развития города в целом.

На уровне города муниципальное хозяйство практически совпадает с городским хозяйством, поэтому можно рассматривать эти термины как синонимы. Необходимо различать понятия «муниципальное хозяйство» и «хозяйство муниципального образования». Отличительная особенность муниципального хозяйства состоит в том, что доход, полученный от деятельности предприятий и организаций, является собственностью данного сообщества. В то время как хозяйство муниципального образования – это подсистема хозяйства страны, состоящая из отраслей, сфер деятельности, имеющих как общие, так и специфические черты, то есть это хозяйство страны в «миниатюре». Таким образом, местное самоуправление в узком смысле – это управление муниципальным хозяйством, а в широком – управление хозяйством муниципального образования.

Продукция предприятий и организаций  муниципального хозяйства имеет  существенные особенности и отличается однородностью внутри каждой отрасли  и большим разнообразием между  отраслями. По характеру продукции  предприятия и организации муниципального хозяйства могут быть разделены на несколько групп:

-  предприятия и организации, производящие материально-вещественную продукцию: в сфере местной промышленности, строительной индустрии, ремонтно-строительного производства и подсобное производство в других отраслях;

-  муниципальные службы, обеспечивающие водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и т.д.; производство и потребление здесь совпадает по времени, либо непосредственно следует друг за другом, то есть здесь производство в этих отраслях жестко связано с потреблением;

-  муниципальные предприятия и организации, оказывающие услуги в сфере жилищного хозяйства, пассажирского транспорта, бытового обслуживания, благоустройства территории и т.п.

Результаты деятельности отраслей муниципального хозяйства являются социально значимыми для населения города, выполняют важные социальные функции. Для многих отраслей характерны неразрывные взаимосвязи между производителями и потребителями услуг. Эти взаимосвязи отчетливо просматриваются в водопроводном хозяйстве, пассажирском транспорте, энергоснабжении.

Подходы к определению понятия муниципального хозяйства.

1) Муниципальное хозяйство рассматривается  лишь как совокупность предприятий  и учреждений, относящихся к муниципальной  собственности (коммунальное хозяйство), а также с позиции, кому принадлежит данная собственность[6,с.18]. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для инвестиционной деятельности и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

2) К муниципальному хозяйству относится  вся совокупность хозяйств, расположенных  на территории муниципального  образования, поскольку полномочия  органов местного самоуправления  распространяются на все хозяйствующие  на его территории субъекты [6,с.19]. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном подходе происходит размывание понятия власти, и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному  исполнению местными органами власти той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

3) В связи с этим известный  российский исследователь Л.А.Велихов  указывает на особенность муниципального  хозяйства, которая лежит, прежде  всего, в его целях. По его  определению муниципальное хозяйство – это «деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения».[ 4, с.12]. В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства как объекта местного самоуправления, включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения.

Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения  хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так выступает на рынке  как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распопряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей.

В некотором смысле муниципальное  хозяйство представляет собой акционерное  общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты «дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемыми органами местного самоуправления, и коллективными собственниками муниципального имущества.

Информация о работе Система управления социально-экономическим развитием города