Система управления социально-экономическим развитием города

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:28, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель дипломной работы – анализ муниципального заказа как инструмента управления социально-экономическим развитием города.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- определение муниципального заказа как элемента управления социально-экономическим развитием города и как экономической категории;
- определение роли местного самоуправления в системе управления муниципальным (городским) хозяйством;
- выявление этапов формирования и способов размещения муниципального заказа;
- обобщение теоретических положений о муниципальном хозяйстве как объекте местного самоуправления;
- анализ формирования и размещения муниципального заказа в городе Новосибирске;

Оглавление

Введение
1. Система управления социально-экономическим развитием города
1.1 Муниципальное хозяйство как объект местного самоуправления
1.2 Содержание понятия управление социально-экономическим развитием муниципального образования
1.3 Механизм управления развитием городского хозяйства в современный период
2. Формирование и размещение муниципального хозяйства
2.1 Муниципальный заказ как экономическая категория
2.2 Этапы формирования и способы размещения муниципального заказа
3. Анализ муниципального заказа на примере г.Новосибирска
3.1 Обобщение опыта формирования и размещения муниципального заказа в г.Новосибирске
3.2 Реализация муниципального заказа в г. Новосибирске
3.3 Направления совершенствования механизма муниципального заказа
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

В целях развития добросовестной конкуренции, эффективности и открытости расходования средств местных бюджетов, содействия обеспечению занятости населения и приоритета российского товаропроизводителя проектом Федерального закона «Об основах муниципального заказа в Российской Федерации» устанавлены правовые основы и порядок формирования, размещения и исполнения муниципального заказа на поставки товаров, оказание услуг для муниципальных нужд.

Итак, в формировании определенного  уровня социального и экономического развития города, то есть в повышении  эффективности ведения муниципального (городского) хозяйства важное значение имеет использование различного рода договорных отношений, а в частности, муниципального заказа.

 

2.2 Этапы формирования и способы  размещения муниципального заказа

Формирование и размещение муниципального заказа осуществляется в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации, проектом Федерального закона «Об основах муниципального заказа», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с законодательством  РФ можно выделить следующие этапы  формирования муниципального заказа:

1.  Определение общегородских приоритетов.

2.  Формирование и прогноз потребностей.

3.  Разработка пректов, планов, программ, обосновывающих направления и объемы необходимых бюджетных ассигнований.

4.  Утверждение проектов, смет и расходов на программы в рамках бюджета.

5.  Формирование целей и условий заказа.

6.  Размещение заказа и проведение торгов.

7.  Выдача заказа (заключение контракта).

8.  Финансирование заказа.

9.  Выполнение и контроль заказа.

Рассмотрим каждый из этапов более  подробно.

1.  Определение общегородских приоритетов.

В соответствии с концепцией и стратегией развития города (это могут быть постановления представительных органов  местного самоуправления) принимаются  решения об основных задачах, решаемых муниципальным образованием, то есть повышения уровня жизни населения.

С учетом концепции социально-экономического развития, а также целевых программ, составляется план социально-экономического развития. Наличие таких документов позволяет местным органам власти учесть складывающиеся тенденции социально-экономического развития, оценить последствия принимаемых решений. Это особенно важно в управлении развитием города, так как многие городские системы и объекты имеют длительные сроки службы и требуют для структурных преобразований длительное время, а также большие финансовые затраты. Поэтому решения, принимаемые местными властями, должны быть тщательно обоснованными, что возможно в рамках стратегического управления.

В рамках управления развитием должны быть выделены проблемы города, которые  нужно решать. Комплексные социально-экономические вопросы решаются с помощью программ, планов социально-экономического развития. Решение о разработке той или иной программы является определением общегородского приоритета.

Кроме того, в ведении муниципальных  образований находятся вопросы местного значения, в рамках которого они самостоятельны. Но также им могут быть переданы федеральными органами власти полномочия , в реализации которых органы местного самоуправления подотчетны государственным органам. В соответствии с этим муниципальные органы обязаны предоставлять определенный перечень муниципальных услуг, что также является общегородским приоритетом.

Таким образом можно выделить типы общегородских приоритетов:

-  разработка комплексных программ для решения общегородских задач;

-  предоставление услуг в соответствии с законодательством федеральных и региональных властей;

-  предоставление услуг в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления.

2.  Формирование и прогноз потребностей.

В соответствии с общегородскими приоритетами определяется номенклатура и состав предоставляемых услуг и расходов на программы, планы, используя прогноз численности потребителей услуг, и можно определить объем затрат ресурсов, необходимый для их предоставления.

3.  Разработка пректов, планов, смет, программ, обосновывающих направления и объемы необходимых бюджетных ассигнований.

Предприятия и учреждения составляют сметы финансирования программ. Эти  документы передаются в финансовое управление и включаются в бюджет. Для составления сметы необходжимо знать объемы ресурсов и цены на эти ресурсы.

4.  Утверждение проектов, смет и расходов на программы в рамках бюджета.

В процессе утверждения бюджета  происходит публичное обсуждение объемов  муниципального заказа. Процедуры обсуждения бюджета позволяет проконтролировать обоснованность материальных затрат на предоставление муниципальных услуг.

5.  Формирование целей и условий заказа.

Распорядитель бюджетных средств  в соответствии с утвержденным бюджетом , лимитам расходов по статьям бюджетной классификации, включающим расходы на приобретение товаров, работ и услуг, определяет конкретные требования к приобретаемой продукции. Требования могут включать: качество товара, потребительские характеристики, срок, место, объемы выполнения заказа и т.п. Кроме того могут быть выделены дополнительные цели, например поддержка малого предпринимательства, местного производителя, поддержка высокотехнологических производств, максимальное снижение цены товара и т.д. Все это является основой размещения муниципального заказа.

6.  Размещение заказа и проведение торгов.

На муниципальный заказ распространяется порядок размещения в соответствии с указом Президента РФ «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции  и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции государственных нужд». Выделены следующие способы закупок (рис.2) и условия их применения.

 
Рис.2. Способы размещения муниципального заказа

На выше приведенной схеме можно  проследить, каким образом можно  размесить муниципальный заказ.

Заказчик осуществляет процедуру  по размещению заказов на закупки  продукции для муниципальных  нужд путем проведения открытых торгов (открытого конкурса) как наиболее предпочтительного способа закупок. При размещении заказа таким способом основным принципом организации и проведения является обеспечение равной доступности для всех участвующих в нем физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для муниципальных  нужд путем проведения закрытых торгов (закрытого конкурса) в случаях, когда:

- продукция в силу уровня технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков;

- цена соглашения на поставку  продукции составляет менее 2000 установленных законом размеров  минимальной месячной оплаты  труда, а также когда время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах (конкурсе), значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции.

Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для муниципальных  нужд путем проведения 2-этапных торгов. На первом этапе все поставщики предоставляют первоначальные заявки на участие в торгах, содержащие предложения без указания цены, а заказчик вправе проводить переговоры с любым из поставщиков, заявка на участие которого не была отклонена. На втором этапе заказчик предлагает поставщикам, принявшим участие в первом этапе, представить окончательные на участие в торгах с указанием цены. При этом при оценке окончательных заявок на участие в торгах применяется общий порядок проведения торгов. Размещение муниципального заказа путем проведения 2-этапных торгов осуществляется в случаях, когда:

заказчик не имеет возможности  составить подробные технические  спецификации товаров или работ, определить характеристики услуг в  целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупках. По этой причине ему необходимо:

-  привлечь заявки, предложения или оферты;

-  провести переговоры с поставщиками в силу особенностей технических характеристик товаров или строительных работ либо в силу характера услуг;

-  заказчик намерен заключить соглашение на поставку продукции в целях проведения научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок, за исключением случаев, когда соглашение предусматривает производство продукции в объемах, достаточных для обеспечения ее рентабельности или для возмещения расходов на указанные работы.

Кроме того, 2-этапные торги проводятся при непредоставлении поставщикам  заявок на участие в торгах или  отклонении всех указанных заявок заказчиком, если при этом проведение новых торгов не приведет, по мнению заказчика, к  заключению контракта на выполнение муниципального заказа.

Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для муниципальных  нужд с применением способа запроса  котировок цен при закупках имеющейся  в наличии продукции, которая  производится или предоставляется  не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2000 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда или на иную сумму, установленную нормативными правовыми актами местных органов власти.

Запрос котировок цен товаров, работ и услуг в письменной форме направляется конкурсной комиссией  не менее, чем трем претендентам. Каждый претендент представляет только одну котировку цен в письменной форме  и не имеет права ее изменить. Между заказчиком и претендентом не проводятся переговоры о представленной претендентом котировке цен. 

Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для муниципальных  нужд у единственного источника  в следующих случаях:

- при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение торгов (конкурса) или применение иного способа размещения заказов на закупки продукции для муниципальных нужд нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика;

- если вследствие чрезвычайных  обстоятельств возникла срочная  потребность в определенной продукции,  в связи с чем применение  иных способов размещения заказов  на закупки продукции для муниципальных нужд нецелесообразно с учетом затрат времени;

- если продукция может быть  получена только от одного  поставщика либо единственный  поставщик обладает исключительными  правами в отношении данной  продукции и отсутствует ее  равноценная замена;

Заказчик  вправе проводить внутренние торги (внутренний конкурс) в случаях, если:

-  в закупках принимают участие только местные поставщики;

-  заказчик считает, что в участии в торгах (конкурсе) будут заинтересованы только местные поставщики.

Размещение  муниципального заказа всеми указанными выше способами, кроме закупки в условиях чрезвычайных ситуаций и закупки у единственного поставщика товаров, работ и услуг, призводится конкурсной комиссией, состав которой утверждается представительным органом местного самоуправления. Заказчик формирует конкурсную комиссию, которая дает объявление о размещении заказа, производит сбор заявок на участие в торгах, осуществляет вскрытие конвертов с заявками и оценку этих заявок, организовывает разработку и распространение конкурсной документации и решает вопросы ее изменения и уточнения, и принимает решение о выигравшей заявке (предложении, оферте или котировке) или принимает иное решение по результатам размещения муниципального заказа на торгах или иным способом и представляет их на утверждение заказчику.

Общий порядок проведения торгов или другого  способа размещения муниципального заказа регулируется Положением о муниципальном  заказе в конкретном муниципальном  образовании.

Важной задачей является установление оснований, по которым заявителю  может быть отказано в участии  в торгах (конкурсах). Ему может  быть отказано последующим основаниям:

-  лицо, подавшее заявку не может быть признано исполнителем в соответствии с законодательством РФ;

-  лицо, подавшее заявку, не представило в срок конкурсную документацию, либо если она не содержит достаточные и достоверные сведения;

-  лицо, подавшее заявку на участие в торгах (конкурсе) не прошло процедуру предварительного квалификационного отбора.

Если до момента окончания срока  закрытия торгов не поступило ни одной  заявки или если в них участвовало  одно лицо или одна группа лиц, то конкурсная комиссия принимает решение о  закрытии торгов без объявления победителя и признании торгов несостоявшимися. Результаты торгов представляются конкурсной комиссией на утверждение заказчику в 3-х дневный срок после принятия соответствующего решения.

7.  Выдача заказа (заключение контракта).

Заказчиком муниципального заказа является орган местного самоуправления. Функции заказчика устанавливаются Положением о муниципальном заказе в муниципальном образовании. Важным является то, что должностные лица (служащие) заказчика не могут быть участниками муниципального заказа илди входить в одну группу лиц, являющихся исполнителями заказа.

Конкурсная комиссия осуществляет выбор исполнителя. При этом обеспечение  деятельности комиссии может осуществлять специализированное подразделение  органа местного самоуправления. Заказчик заключает договоры на выполнение муниципального заказа , обеспечивает финансирование муниципального заказа, осуществляет контроль за его исполнением. Заказчик не в праве изменять условия договора (контракта) без согласования с исполнителем, а также условия финансирования муниципального заказа.

Информация о работе Система управления социально-экономическим развитием города