Система управления социально-экономическим развитием города

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:28, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель дипломной работы – анализ муниципального заказа как инструмента управления социально-экономическим развитием города.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- определение муниципального заказа как элемента управления социально-экономическим развитием города и как экономической категории;
- определение роли местного самоуправления в системе управления муниципальным (городским) хозяйством;
- выявление этапов формирования и способов размещения муниципального заказа;
- обобщение теоретических положений о муниципальном хозяйстве как объекте местного самоуправления;
- анализ формирования и размещения муниципального заказа в городе Новосибирске;

Оглавление

Введение
1. Система управления социально-экономическим развитием города
1.1 Муниципальное хозяйство как объект местного самоуправления
1.2 Содержание понятия управление социально-экономическим развитием муниципального образования
1.3 Механизм управления развитием городского хозяйства в современный период
2. Формирование и размещение муниципального хозяйства
2.1 Муниципальный заказ как экономическая категория
2.2 Этапы формирования и способы размещения муниципального заказа
3. Анализ муниципального заказа на примере г.Новосибирска
3.1 Обобщение опыта формирования и размещения муниципального заказа в г.Новосибирске
3.2 Реализация муниципального заказа в г. Новосибирске
3.3 Направления совершенствования механизма муниципального заказа
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

Отход от остаточного принципа ресурсообеспечения предусматривает ориентацию на различные источники финансирования: бюджетные средства, специальные внебюджетные фонды, нецентрализованные ресурсы. Текущая деятельность в городском хозяйстве должна в основном финансироваться из бюджета, либо выполняться по договору за счет средств индивидуальных заказчиков. Работы по развитию городского хозяйства целесообразно финансировать из специальных городских (муниципальных) фондов, либо за счет привлеченных инвестиций.

Длительное время вопросы совершенствования сферы обслуживания в городах основывались только на усилиях местных органов власти и возможностях соответствующих предприятий, организаций и структур города.

Потребитель же в лице широких масс населения занимал пассивную позицию и был отстранен от управления. Как показывает отечественный и зарубежный опыт такая позиция не приводит к успеху [10,с.32]. Только осознание большинством населения необходимости четкого определения своих требований, коллективных действий по организации общественных и юридических организаций, участие в выполнении функций заказчика, вступление в контакт с предприятиями, с местными органами власти и их структурами, непосредственное участие в проведении ряда работ по благоустройству и уборке прилегающих территорий и т.п. поможет переломить негативную тенденцию отрыва системы городского хозяйства от нужд и потребностей каждого человека и каждой семьи. Исходя из этих принципиальных подходов можно выделить важнейшие направления и конкретные меры по формированию эффективного механизма управления социально-экономическим развитием города в современных условиях. К таким направлениям относятся ледующие:

-  практическое разделение функций заказчика и исполнителя в отраслях городского хозяйства и обеспечение экономической заинтерисованности исполнителей за результаты своей деятельности;

-  использование различных форм договорных отношений между заказчиком и исполнителем;

-  приоритетное развитие общегородских функций стратегического управления и контроля с целью обеспечения комплексного социально-экономического развития городского хозяйства;

-  обоснование мероприятий по созданию благоприятного общественного мнения и привлечению населения к участию в сфере городского хозяйства в разных формах.

Практическое разделение функций заказчика и исполнителя предусматривает необходимость проведения ряда конкретных мероприятий: создание службы заказчика в разрезе отраслей городского хозяйства, разработка положений по их деятельности, определяющих права и обязанности создаваемых структур, оценка возможностей бюджетных и внебюджетных источников финансирования, наличие механизма по защите общегородских интересов, разработка положений и программ по деятельности предприятий и организаций различных форм собственности, по организации конкурсного отбора производителей и др.

Разработка обоснованного механизма  управления городским хозяйством возможна лишь на строго нормативной основе. Заключение любого договора с подрядчиком  и выдача конкретных заданий исполнителям должны быть ориентированы на нормативный уровень обслуживания, определяемый системой научно обоснованных норм и нормативов. Такая система должна охватывать все отрасли и сферы городского хозяйства, определяя перечень, объемы и сроки необходимых работ.

Применение того или иного уровня обслуживания требует различного ресурсообеспечения. Задача состоит в том, что наряду с разработкой соответствующих норм и нормативов должна быть создана тарифная система, позволяющая оценить все виды проводимых работ с учетом их объема и качественных параметров. Обоснованная тарифная политика должна позволить определять конкретные тарифы в сфере городского хозяйства для расчета с потребителями и исполнителями. Это особенно важно для определения стоимостного эквивалента выделенных уровней обслуживания. Если заказчик желает повысить качество обслуживания, то потребуется и большее финансирование, определяемое на четкой нормативно-тарифной основе. в настоящее время для города крайне важно оценить минимально необходимый уровень нормативного обслуживания и, соответственно, минимально необходимый уровень финансирования, включая текущие средства и инвестиции, ниже которого опускаться нельзя. Поэтому в рамках проработки стратегического курса и в процессе составления программ развития необходимо определить потребность в ресурсах и источники их покрытия.

Минимально необходимый объем  работ по важнейшим городским  системам и объектам целесообразно  финансировать из бюджета, либо из целевых  внебюджетных фондов. По всем основным направлениям городского хозяйства  нужно выделять закрепленные статьи бюджета, либо закрепленные источники дохода по внебюджетным фондам.

Местное самоуправление в сфере  городского хозяйства возможено  лишь на основе общественной поддержки  и привлечения населения к  непосредственному участию в  данной работе. Речь идет прежде всего об информировании горожан о содержании проводимых мероприятий и принимаемых направлениях развития. Целесообразно организовывать обсуждения предлагаемых программ с привлечением общественности.

Важным элементом деятельности муниципальных органов власти, крупных муниципальных предприятий, частных фирм, акционерных обществ является развертывание маркетинговой деятельности и, в частности, рекламной кампании, пропаганды передовых форм обслуживания и пр.

Важнейшим направлением совершенствования механизма управления социально-экономическим развитием города является использование различных форм договорных отношений между заказчиком и подрядчиком, одним из которых является муниципальный заказ, выполняющий важную роль в привлечении предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования.

 

2. Механизм формирования и размещения   муниципального заказа

2.1 Муниципальный заказ как экономическая  категория

В связи с формированием многоукладной  экономики, новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления встала задача разработки нового механизма управления социально-экономическим развитием городского хозяйства. Важнейшей целью механизма управления развитием муниципального хозяйства в современных условиях служит максимально полное удовлетворение потребностей населения в товарах, услугах и прочих результатах деятельности комплекса отраслей городского хозяйства.

Практика функционирования рыночного  механизма свидетельствует, что не все условия и функции, необходимые для социально-экономического развития территории, реализуются рыночным механизмом. Взаимное соглашение двух или более сторон может прямо или косвенно затрагивать интересы лиц, не участвующих в соглашении, а также может оказывать не только положительные, но и отрицательные воздействия на развитие системы в целом.

Рыночный механизм способен породить негативные эффекты в процессе потребления  товаров (услуг), затрудняя доступ к  жизненно необходимым товарам или  неправомерно облегчать доступ к потреблению социально вредных товаров. Товары, производство которых носит характер монополии на ограниченный природный ресурс: рыночная конкуренция в данном случае может привести к нерациональному распределению и использованию редких ресурсов.

Далеко не все сферы деятельности могут развиваться на чисто коммерческой, рыночной основе – посредством самофинансирования: различные сферы социальной и  производственной инфраструктуры, наука  и т.п., без которых существование  общества невозможно.

В силу указанных особенностей производство некоторых товаров и услуг  и выполнение некоторых функций  на основе рыночного саморегулирования  становятся невозможными, либо неэффективными, поэтому удовлетворение потребностей населения в услугах, работах  и товарах рациональнее осуществлять путем централизации определенной части финансовых ресурсов и их дальнейшего использования на проведение соответствующих мероприятий.

Мероприятие по приобретению органами местного самоуправления товаров и  услуг для удовлетворения потребностей населения муниципального образования, называется муниципальным заказом.

Муниципальный заказ – это система  отношений между органом местного самоуправления и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) муниципального заказа, возникающих  при поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в составе расходов местного бюджета [27].

Муниципальные нужды – это потребность  в товарах, услугах, необходимых  для решения задач жизнеобеспечения населениягорода.

Цели и задачи муниципального заказа.

Целью муниципального заказа является обеспечение стабильного функционирования отраслей муниципального хозяйства, а  также его социальной сферы.

Задачи муниципального заказа следующие:

·  удовлетворение потребностей городского хозяйства и социально-бюджетной сферы города в топливно-энергетических ресурсах, оборудовании, инвентаре, необходимых для выполнения возложенных на них задач;

·  удовлетворение потребностей муниципальных учреждений социально-бюджетной сферы в лекарственных средствах, продуктах питания и других товарах и услугах, необходимых для функционирования данных учреждений;

·  удовлетворение потребностей социально-незащищенных групп населения в продуктах питания и других товарах и услугах;

·  формирование устойчивого рынка товаров и услуг за счет расширения горизонтальных связей, интеграции и кооперации предприятий;

·  обеспечение развития социальной и производственной инфраструктуры города в результате совместных действий мэрии и хозяйствующих субъектов;

·  поддержка городских предприятий-товаропроизводителей и содействие занятости населения.

Муниципальный заказ можно разделить  на два блока:

- заказ общественных товаров  (когда товар закупается у поставщика  муниципалитетом и предоставляется  населению);

- заказ материально-технических  ресурсов для производства общественных  благ муниципальными органами, учреждениями, предприятиями. 

Выделяется несколько принципов  муниципального заказа:

1) Конкретность (четкое определение  параметров конечной продукции,  сроки ее доведения до конечных потребителей).

2).Платность (считается лишь  то, что охватывает продукцию,  производство которой оплачивается  из муниципальных фондов).

3) Приоритетность (выражается в  том, что при прочих равных  условиях, производство, включенной  в его состав продукции осуществляется в первую очередь; приоритетное обеспечение предприятий, работающих над выполнением муниципального заказа, материальными ресурсами и технологической поддержкой. Принцип приоритетности должен выражаться в проведении градации заказов по их значимости и в выделении дефицитных ресурсов в зависимости от этой значимости).

4) Конкурсность (означает, что получение  муниципального заказа является  объектом конкурентной борьбы  между большим числом организаций,  что позволяет снизить расходы на финансирование заказов, так как основным средством борьбы является ценовая конкуренция).

В условиях перехода к рынку вместо административных методов принуждения  предприятий к размещению муниципального заказа должны занять их убеждения  в выгодности и перспективности этой формы договорных отношений. Большое значение здесь может иметь использование принципов маркетинга [16,с.53].

Суть состоит в том, что на основе всестороннего изучения потребностей потребителей и способов их формирования совместить интересы и цели покупателей продукции и продавца. Если последовательно и целеустремленно создавать и развивать систему муниципальных заказов, то результатом этой деятельности может быть создание специфического вида рынка – рынка муниципальных заказов, который порождает особый вид маркетинга, имеющего своей целью обеспечить городу эффективный сбыт его специфического товара, при максимальном удовлетворении потребностей населения.

Маркетинг предполагает не только решение  относительно пассивной задачи детального изучения рынка, но и активной задачи по формированию и стимулированию спроса в целях увеличения реализации и повышения общей прибыльности предпринимательской деятельности.

Особая роль в использовании  принципов маркетинга при размещении муниципальных заказов должна принадлежать системе формирования цен на выполнение тех или иных работ в рамках муниципального заказа. Любая экономия, полученная за счет более обоснованного установления цены, означает появление у города возможностей решить какие-либо дополнительные задачи.

Взаимодействие различных элементов  маркетинга должно обеспечиваться созданием  единой системы управления рынком муниципальных  заказов, которую можно определить как систему анализа, планирования, претворения в жизнь контроля за осуществлением мероприятий, рассчитанных на установление, стимулирование и поддержание устойчивого спроса на муниципальные заказы.

В течение длительного времени  характерными особенностями городского хозяйства были переплетение функций  заказчика и исполнителя, а также  ведомственность при наличии единой формы собственности [28,с.31]. Министерства и ведомства были истинными «хозяевами» в поселении. Такой подход не стимулировал развитие отраслей муниципального хозяйства, препятствовал ориентации работников на повышение качества и культуры обслуживания населения.

Четкое разделение функций заказчика  и исполнителя (поставщика, подрядчика), активное привлечение к проведению работ предприятий и организаций  различных форм собственности способствует созданию конкурентной среды, ограничению роста цен (тарифов), ориентации предприятий на экономические стимулы деятельности и повышению качества работы в муниципальном хозяйстве.

Информация о работе Система управления социально-экономическим развитием города