Развитие социально-экономической системы. Управление развитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение теоретических основ управления процесса превращения достижений науки и техники в конкурентные преимущества, а также рассмотрены конкуренции, как основного фактора экономического развития в России.

Достижение этой цели возможно путем решения ряда задач:

- изучение методологических подходов к определению инновации и инновационных процессов как объектов управления;

- исследования возможных форм организации управления инновационной деятельностью организации;

- анализа основных тенденций в области организации управления инновациями, сложившихся в современных условиях;

- рассмотрение мировых тенденций развития науки и техники и влияния их на структуру хозяйства мировой экономической системы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… 3

1. Глобальная конкуренция как фактор экономического развития …………..…. 5

2. Инновации как основной элемент повышения конкурентоспособности организации……………………………………………………………………………….8

3. Мировые тенденции развития науки и техники. Результаты их влияния

на структуру хозяйства мировой экономической системы……………………………10

4. Основные результаты экономического развития в России в постсоветский период……………………………………………………………………………………..13

Заключение ……………………………………………………………………….………15

Список используемых источников………………………… ………………….………..18

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………………… 3

1. Глобальная  конкуренция как фактор экономического  развития …………..….   5

2. Инновации  как основной элемент повышения  конкурентоспособности         организации……………………………………………………………………………….8

3. Мировые тенденции  развития науки и техники. Результаты  их влияния

на структуру  хозяйства мировой экономической  системы……………………………10

4. Основные результаты  экономического развития в России  в постсоветский      период……………………………………………………………………………………..13

Заключение ……………………………………………………………………….………15

Список используемых источников………………………… ………………….………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Инновационный  менеджмент сравнительно новое  понятие для научной общественности  и предпринимательских кругов  России. Именно в настоящее время  Россия переживает бум новаторства.  На смену одним формам и  методам управления экономикой  приходят другие. В этих условиях  инновационной деятельностью буквально  вынуждены заниматься все организации,  все субъекты хозяйствования  от государственного уровня управления  до вновь созданного общества  с ограниченной ответственностью  в сфере малого бизнеса. Современный  этап развития общества характеризуется  значительным объемом накопленных  знаний, которые все признают  одним из главных источников  дальнейшего развития. Вместе с  тем, практическое использование  имеющихся и постоянно расширяющихся  знаний, сталкивается с рядом  трудностей. Одна из них заключается  в нахождении и использовании  3 требуемых знаний, что вызвало  потребность в управлении процессом  создания новых знаний, повышения  взаимосвязи между наукой и  практикой.

    В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В нашей стране проблемная область нововведений на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин «инновация» стал активно и использоваться и в современной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный прогресс», «инновационное решение» и т.п. [1] Для уточнения понятия предпримем попытку рассмотреть различные взгляды и подходы к определению данного термина.

    Ученые, в основном зарубежные, трактуют  это понятие в зависимости  от объекта и предмета своего  исследования. Приведем некоторые  примеры. Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентированна на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.[2]

    Основной  целью данной работы является  изучение теоретических основ управления процесса превращения достижений науки и техники в конкурентные преимущества, а также рассмотрены конкуренции, как основного фактора экономического развития в России.

    Достижение  этой цели возможно путем решения  ряда задач:

    - изучение  методологических подходов к  определению инновации и инновационных  процессов как объектов управления;

    - исследования  возможных форм организации управления  инновационной деятельностью организации;

    - анализа  основных тенденций в области  организации управления инновациями,  сложившихся в современных условиях;

    - рассмотрение  мировых тенденций развития науки  и техники и влияния их на  структуру хозяйства мировой  экономической системы.

    Актуальность  данной темы заключается в  том, что структурными источниками  экономического развития общества  являются: факторы производства (природные  ресурсы, производственные фонды,  трудовые ресурсы); инвестиции; инновационная  деятельность. В структуре источников  экономического развития промышленно  развитых стран приоритет отдается  инновационной деятельности, а в  развивающихся странах – факторам  производства. Развитие на основе  активации инновационной деятельности  должно осуществляться в области  базовых наукоемких отраслей  народного хозяйства, обеспечивающих  повышение качества объектов  и ресурсосбережение по стадиям  их жизненного цикла. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Глобальная конкуренция  как фактор экономического  развития 

    В  настоящее время определенные  успехи в деятельности отдельных  российских организаций многие  ассоциируют со знаниями, неразрывно  связанными с инновациями, и  рассматривают их как один  из важнейших ресурсов, предполагающих  наличие системы управления процессом  получения, развития и преобразования  знаний в коммерческий продукт  с целью обеспечения преимуществ  перед конкурентами.

    Конкурентоспособность  - одна из главных отличительных  особенностей любой фирмы. Она  определяется как ее преимущество  по сравнению с другими хозяйствующими  субъектами. Это сравнение может  основываться как на качественных  характеристиках продукции и  оказываемых услуг, так и на  основе количественных (единичных,  групповых, интегральных) характеристик.  Следует отметить одно важное  обстоятельство. Конкурентоспособность  не является имманентным качеством  фирмы. Это означает, что оценка  конкурентоспособности фирмы может  быть обнаружена (оценена) только  в рамках группы фирм, относящихся  к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары (услуги) - субституты. Выявить конкурентоспособность,  можно только сравнивая фирмы  между собой как в рамках  отрасли, так и в масштабе  всей страны и даже мирового  рынка.

    Наиболее  сложной задачей является оценка  степени конкурентоспособности,  то есть выявление характера  конкурентного преимущества по  инновационным продуктам, процессам  и услугам. Краткосрочное преимущество  той или иной фирмы может  достигаться за счет минимизации  издержек и квалифицированного  управления. Иначе обстоит дело  с долгосрочными конкурентными  преимуществами в инновациях. Практика  показывает, что долгосрочных преимуществ  фирма может достичь только, постоянно  обновляя свою продукцию (услуги), заменяя устаревшие виды и  разрабатывая новые, призванные  удовлетворить постоянно меняющиеся  потребности. Это возможно только  в рамках инновационного процесса.

    По  уровню конкурентоспособности Россия  в 1998 г. занимала 127-е место в  мире (на 1-м - США). Удельный вес  промышленной продукции, экспортируемой  российскими предприятиями в  1998 г., составил около одного процента. Основными причинами такого положения  являются отсутствие федеральной  стратегии перехода России на  рыночные отношения,  слабая  финансовая  система,  неотработанная  система  управления,  пассивная  инновационная  деятельность.[3]

    Можно  выделить 4 стадии конкурентного  развития страны: стадия развития  на основе факторов производства; стадия инвестиционного развития; стадия инновационного развития; стадия развития на основе  благосостояния.

    На  основе рассмотренного деления  стадий конкурентного развития  можно выделить следующие структурные  источники экономического развития  страны:

    1) развитие  на основе факторов производства;

    2) развитие  на основе инвестиций;

    3) развитие  на основе инновационной деятельности.

    Каждая  страна, одновременно использует  все источники развития. Конкурентоспособность  и эффективность экономики определяются  структурой источников. Если для  функционирования и развития  народного хозяйства страны, приобретения  потребительских товаров используется  в основном валюта от экспорта  природных ресурсов, то уровень  экономического развития такой  страны будет низким. Направление развития на основе инвестиций характеризуется и жжениями капитала не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство. В российской экономике в настоящее время инвестиций не хватает даже на простое воспроизводство, вследствие этого растет удельный вес изношенных основных фондов, повышается их аварийность. Экономическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, т. к. кредиты надо возвращать, и с большими процентами.

    Приоритет  должен быть отдан не развитию  страны на основе факторов  производства и инвестиций, а  развитию на основе активизации  инновационной деятельности в  области базовых наукоемких отраслей  народного хозяйства, являющихся  двигателями развития экономики.  Факторы производства и инвестиции  являются средствами научно обоснованной  инновационной деятельности, а не  с целью.[4]

    По  нашей приблизительной оценке, экономики  промышленно развитых стран в  конце XX — начале XXI веков будут  иметь тенденции развития, указанные  в табл. 1.

    Таблица  1.

    Стратегические  тенденции развития экономики  промышленно развитых стран (оценка  автора)

Характеристика Конец XX в. Начало XXI в.
1 2 3
1. Стратегия  развития общества Технократизм, накопление капитала в различных формах, повышение качества жизни Полицентризм, антроцент-ризм, вложение средств в развитие интеллекта
2. Идеология Роль и место  личности определены системой Раскрепощение человеческих возможностей, гуманитаризм, гармоничное развитие личности
3. Приоритеты  государственного регулирования  экономики Повышение конкурентоспособности страны, развитие инновационной деятельности Сохранение  экосистемы, повышение благосостояния общества
4. Информационные  технологии На основе микроэлектроники, спутниковой связи, Интернета На основе новых  носителей информации DVD, трехмерной оптико-электронной памяти, Интернет-2
5. Номенклатура  выпускаемых товаров Широкая диверсификация Расширение  по общему количеству и в рамках корпораций
6. Жизненный  и воспроизводственный циклы  товара от 2 до 5 лет  
(по компьютерам – 1 год)
Сокращение  в 2 раза
 
 
 
 
 
 
7. Стандартизация Экономико-правовое регулирование процессов управления безопасностью и качеством товаров на всех уровнях Расширение  систем и количества международных, европейских, национальных, региональных, фирменных стандартов
8. Интеграция  инновационной деятельности Интеграция  по стадиям жизненного цикла товаров, формирование технопарков, технополисов и других форм Разработка  глобальных инновационных проектов, международная интеграция на базе глобальных стратегий
9. Тип  конкуренции Приоритет чистой конкуренции Развитие гиперконкуренции
10. Расходы  на НИОКР 2,5–3,5% от ВВП 3–7% от ВВП,  рост объема продаж и обмена  патентами
11. Тип  производства Крупносерийное, массовое автоматизированное производство Интегрированные производственные автоматизированные модули и системы
 
 
12. Технологии производства
Преимущественно дискретные процессы на основе ГПС  и т.п. Непрерывные процессы на основе микроэлектроники, биотехнологий, генной инженерии с использованием экстремальных условий в замкнутых безотходных циклах автоматизированного производства
13. Форма  организации производства Развитие всех форм концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства на всех уровнях иерархии Развитие всех форм организации производства в международном масштабе в рамках ТНК, МНК, глобализация производства
14. Качество  товаров Высокое. Повышение  качества товаров – цель фирм, корпораций, изготовителей Дальнейшее  повышение качества товаров в направлении обеспечения их полезности, безопасности и удобства в применении, ресурсосбережения
15. Ресурсоемкость  товаров в сфере производства Снижение ресурсоемкости является приоритетной стратегией фирмы За 15 лет ресурсоемкость товаров на единицу полезного эффекта может снизиться вдвое
16. Ресурсоемкость  товаров в сфере потребления  (эксплуатации) Высокая (за срок службы в 5 раз больше цены). Снижение текущих затрат у потребителя товара не выступает приоритетной целью изготовителя За 15 лет может  снизиться примерно вдвое. Снижение затрат у потребителя будет приоритетной целью фирмы
17. Система  менеджмента Становление и  развитие Автоматизация системы с целью повышения качества управленческого решения

Информация о работе Развитие социально-экономической системы. Управление развитием