Развитие социально-экономической системы. Управление развитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение теоретических основ управления процесса превращения достижений науки и техники в конкурентные преимущества, а также рассмотрены конкуренции, как основного фактора экономического развития в России.

Достижение этой цели возможно путем решения ряда задач:

- изучение методологических подходов к определению инновации и инновационных процессов как объектов управления;

- исследования возможных форм организации управления инновационной деятельностью организации;

- анализа основных тенденций в области организации управления инновациями, сложившихся в современных условиях;

- рассмотрение мировых тенденций развития науки и техники и влияния их на структуру хозяйства мировой экономической системы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… 3

1. Глобальная конкуренция как фактор экономического развития …………..…. 5

2. Инновации как основной элемент повышения конкурентоспособности организации……………………………………………………………………………….8

3. Мировые тенденции развития науки и техники. Результаты их влияния

на структуру хозяйства мировой экономической системы……………………………10

4. Основные результаты экономического развития в России в постсоветский период……………………………………………………………………………………..13

Заключение ……………………………………………………………………….………15

Список используемых источников………………………… ………………….………..18

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 49.05 Кб (Скачать)
 

    Если  Правительство РФ и законодательная  власть не предпримут в ближайшее  время конкретные шаги по ориентации  развития экономики на активизацию  инновационной деятельности с  применением научных подходов  и методов менеджмента, то трудно  будет спрогнозировать год входа  России в число промышленно  развитых стран. 
 
 
 
 
 

2. Инновации как  основной элемент  повышения конкурентоспособности  организаций

    Инновация  - это конечный результат внедрения  новшества с целью улучшения  объекта управления и получения  экономического, социального, экологического, научно-технического или другого  вида эффекта. Новшество - оформленный  результат фундаментальных и  прикладных исследований, разработок  или экспериментальных работ  в какой-либо сфере деятельности  по повышению ее эффективности.  Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов: товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс: организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации. Процесс по стратегическому маркетингу. НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью.

    Только  в начале XX века стали изучаться  закономерности технических нововведений. В 1911г. И. Шумпетер в упоминаемой нами работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни: статическую (рутинный кругооборот); динамическую (инновация).[5]

    Динамическая  ситуация в понимании Шумпетера означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота. Новшество в экономике внедряются, как правило, не после того, как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а после того, как само производство приучит потребителя к новым потребностям.

    Анализируя  различные определения инновации  можно придти к выводу, что  специфическое содержание инновации  составляют изменения, а главной  функцией инновационной деятельности  является функция изменения. И.  Шумпетер выделял пять типичных изменений[6]: 1. Изготовление нового, т.е. еще не известного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага. 2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности практически неизвестного, метода способа) производства, в основе которого лежит научное открытие и который может заключаться также в новом способе, коммерческого использования соответствующего товара. 3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет. 4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его только предстояло создать. 5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста), или подрыв монопольного положения другого предприятия. Нововведение, как процесс, не может считаться полностью завершенным, если оно остановится на одной из промежуточных стадий. В свою очередь жизненный цикл новшества может прекратиться на стадии использования, если не сомкнётся с нововведением.[7]

    Таким  образом, оба жизненных цикла  взаимосвязаны, взаимообусловлены  и невозможны один без другого.  Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационный процесс и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс ее коммерциализации. В любом случае процесс перевода новшества в нововведение требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

    Постоянные  нововведения – главный фактор  преуспевания на рынке любого  банка. В настоящее время быстро  сокращается жизненный цикл услуги, резко обостряется конкуренция,  повышаются требования потребителя  к продукции. Чтобы выжить в  такой обстановке необходимо  непрерывно улучшать качества  продукции.

    Содержание  фаз жизненного цикла проекта  представлено в таблице 2.

  Таблица  2.

    Содержание  фаз жизненного цикла проекта

Прединвестиционная фаза проекта Инвестиционная  фаза проекта
Прединвестиционные исследования и планирование проекта Разработка документации и подготовка к реализации Проведение  торгов и заключение контрактов Реализация проекта Завершение проекта
1. Изучение  прогнозов 1. Разработка плана  проектно-изыскательских работ 1. Заключение  контрактов 1. Разработка плана  реализации проекта 1.Пусконаладочные  работы
2. Анализ  условий для воплощения первоначального  замысла, разработка концепции  проекта. 2. Задание на разработку  ТЭО и разработка ТЭО. 2. Договор на  поставку оборудования. 2. Разработка графиков. 2. Пуск объекта.
3. Предпроектное обоснование инвестиций. 3.Согласование, экспертиза  и утверждение ТЭО. 3.Договор на  подрядные работы. 3. Выполнение работ. 3. Демобилизация ресурсов, анализ результатов.
4. Выбор  и согласование места размещения. 4. Выдача задания  на проектирование. 4. Разработка  планов. 4. Мониторинг и  контроль. 4. Эксплуатация.
5. Экологическое  обоснование. 5. Разработка, согласование  и утверждение.   5. Корректировка плана  проекта. 5. Ремонт и развитие  производства.
6. Экспертиза. 6. Принятие окончательного  решения об инвестировании.   6. Оплата выполненных  работ. 6. Закрытие проекта,  демонтаж оборудования.
7. Предварительное  инвестиционное решение.        

       Поиск эффективных организационных  форм управления нововведениями  идет в двух направлениях. Первое  связано с выделением и обособлением  подразделений, занимающихся нововведениями  и долгосрочными проблемами развития  предприятия. Другое направление  отражает необходимость создавания механизма интеграции и координации деятельности подразделений.

3. Мировые тенденции  развития науки  и техники. Результаты  их влияния на  структуру хозяйства  мировой экономической  системы

    Конкурентное  развитие страны происходит на  основе факторов производства, инвестиций, инноваций или благосостояния (высший  уровень развития). Страны, входящие  и мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция), в настоящее время развиваются  преимущественно на основе активизации  инновационной деятельности. Российской  экономике необходимо с преимущественно  первого и второго уровней  развития переходить на третий  — на основе инноваций.

    Инновация  — конечный результат внедрения  новшества с целью изменения  объекта управления и получения  экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида  эффекта. Новшество — оформленный  результат фундаментальных, прикладных  исследований, разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности  по повышению ее эффективности.  Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т.д.

    Промышленно  развитые страны, сделавшие инноваций  приоритетным направлением развития, занимают передовые позиции в  мире по всем показателям развития  экономики. А Россия, например, которая  в 1996 г. использовала свои ресурсы  в 2—2,8 раза хуже, чем передовые  страны, занимала 48-е место по  конкурентоспособности, 57-е — по  жизненному уровню населения.  Причинами такого отставания  являются: в прошлом — приоритет  государственной собственности  и отсутствие конкуренции; в  настоящем — прошлые недостатки  плюс слабое государственное  регулирование экономики, отсутствие  научной системы менеджмента  на всех уровнях иерархии, снижение  инновационной активности.

    Поскольку  основным импульсом развития  любого объекта является инновация,  то необходимость любого финансирования, правового, нормативно-методического,  информационного обеспечения следует  обосновывать через призму эффективности  инновационной деятельности. Следует  глубже изучить опыт Японии, ФРГ,  восстановивших экономику после второй мировой войны на основе активизации инновационной деятельности.[8]

    С  точки зрения уровня развития  стран, международной кооперации  и интеграции мировое сообщество  делят на следующие группы  стран:

    1. Технологическое  ядро: США, Япония, Германия, Англия, Франция.

    2. Страны 1-го технологического круга (ТК): Италия, Канада, Швеция, Голландия, Австралия,  Южная Корея и др.

    3. Страны 2-го технологического круга: наиболее  продвинувшиеся развивающиеся страны.

    4. Постсоциалистические страны Восточной Европы.

    5. Страны  СНГ и ближнего зарубежья.

    6. Наименее  развитые из развивающихся стран.

    Технологическое  ядро пятого технологического  уклада включают Японию, США, Германию, Швецию, страны ЕЭС, Канаду, Южную  Корею, Австралию. К инструментам  пятого технологического уклада  относятся следующие.

    Ядро  технологического уклада: электронная  промышленность, вычислительная техника,  программное обеспечение, авиационная  промышленность, телекоммуникации, оптические  волокна, информационные услуги, производство и потребление газа.

    Ключевой  фактор уклада: микроэлектронные  компоненты. Формирующееся ядро  нового технологического уклада: биотехнологии, космическая техника,  тонкая химия.

    В  мировой практике используются  следующие виды налоговых работ,  стимулирующие инновационную деятельность: предоставление исследовательского  и инвестиционного налогового  кредита, т. е. отсрочка налоговых  платежей в части затрат из  прибыли на инновационные цели; уменьшение налога на прирост  инновационных затрат; «налоговые  каникулы» в течение нескольких  лет на прибыль, полученную  от реализации инновационных  проектов; льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций; снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР; связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполнимых проектов; льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности; уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям; вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций; зачисление части прибыли инновационной организации на социальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

Информация о работе Развитие социально-экономической системы. Управление развитием