Развитие социально-экономической системы. Управление развитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение теоретических основ управления процесса превращения достижений науки и техники в конкурентные преимущества, а также рассмотрены конкуренции, как основного фактора экономического развития в России.

Достижение этой цели возможно путем решения ряда задач:

- изучение методологических подходов к определению инновации и инновационных процессов как объектов управления;

- исследования возможных форм организации управления инновационной деятельностью организации;

- анализа основных тенденций в области организации управления инновациями, сложившихся в современных условиях;

- рассмотрение мировых тенденций развития науки и техники и влияния их на структуру хозяйства мировой экономической системы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… 3

1. Глобальная конкуренция как фактор экономического развития …………..…. 5

2. Инновации как основной элемент повышения конкурентоспособности организации……………………………………………………………………………….8

3. Мировые тенденции развития науки и техники. Результаты их влияния

на структуру хозяйства мировой экономической системы……………………………10

4. Основные результаты экономического развития в России в постсоветский период……………………………………………………………………………………..13

Заключение ……………………………………………………………………….………15

Список используемых источников………………………… ………………….………..18

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

    В  настоящее время можно выделить  три главных типа модели научно-инновационного  развития промышленно развитых  стран:

    1) страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной до-wu научно-инновационного потенциалов оборонном секторе (США, Англия, Франция);

    2) страны, ориентированные на распространение  нововведений, издание благоприятной  инновационной среды, рационализацию  всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

    3) страны, стимулирующие нововведения путем  развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к  достижениям мирового научно-технического  прогресса, координации действий  различных секторов в области  науки и технологий (Япония, Южная  Корея).

    По  представлению Национального научного  фонда США наиболее эффективные  исследовательские центры и венчурные  фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

    По  данным Национального научного  фонда США, на современном этапе  НТП возросла роль в НИР  малого бизнеса. Мелкие и средние  фирмы (с численностью до 500 человек)  за последние два десятилетия выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с числом занятых более 10 тысяч человек).[9]

    Как  и в других странах технологического  ядра, в США действуют венчурные  фирмы (фирмы «рискованного» капитала).

    В  целях развития инновационной  деятельности в США в 1984 был  принят «Закон о кооперации  в сфере НИОКР».

    В  США большое внимание уделяется  прогнозированию, стандартизации, оптимизации  управленческого решения, государственной  экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики  инноваций.

    Национальный  научный фонд США широко использует  вневедомственную экспертизу проектов  при распределении своего бюджета,  постоянно совершенствуя этот  процесс. Организационно процесс  оценки предлагаемых проектов  НИОКР является поэтапным. Все  предложения изучаются руководствами  соответствующих программ, затем  рассылаются наиболее квалифицированным  специалистам в данной области,  в т. ч. и зарубежным. Ответы  экспертов должны быть составлены  по прилагаемой форме и содержать  всё необходимые сведения, включая  вклад проекта НИОКР в развитее национальной науки и экономики. На втором этапе проводятся совещания независимых экспертов и принимаются решения Национальным научным фондом.

    Особенностями  стран Евросоюза являются: дороговизна  рабочей - ИЛМ.И природных ресурсов, земли; высокая плотность народонаселения; высокий технологический уровень производства и информатизации; уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям; государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные результаты  экономического развития  в России в постсоветский  период

    В экономике России, в связи с большими возможностями для экстенсивного развития (огромная территория, дешевые природные ресурсы и рабочая сила), участием в многочисленных войнах, низким уровней интеграции с развитыми странами, получением из стран Совета Экономической Взаимопомощи сложного оборудования и товаров народного потребления, к концу 90-х гг. прослеживается схема международных экономических связей России

    При  запуске в производство инновационного  продукта предприятиям в научно-технической  сфере в некоторых случаях  требуется специфическое оборудование, отсутствующее у предприятий,  а средств на его закупку  нет. В подобной ситуации выходом  является заключение договоров  о лизинге, в связи с чем важными документами, способными поддержать инновационные проекты, являются постановления Правительства РФ «О государственной поддержке развитая лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 27 июня 1996 г., «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. № 633 (в редакции постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 528), а также «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд» от 29 апреля 1996 г. № 523, «О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» от 4 декабря 1995 г. № 1184 и др.

    Большая  роль в поддержке и развитии  инновационной деятельности принадлежит  не только законодательной базе, но и формированию в стране  соответствующей инфраструктуры. Создание  развитой инфраструктуры поддержки  и регулирования деятельности  субъектов инновационного предпринимательства  имеет первостепенное значение.[10]

    Определяющее  значение в структуре федеральных  органов регулирования и поддержки  инновационного предпринимательства  занимают Президент Российской  федерации и высшие законодательные  органы: Федеральное собрание, Государственная  Дума, а так же Правительство  РФ, министерства и ведомства.  Создание бюджетных и внебюджетных  федеральных фондов для содействия  завершению рентабельных научных  проектов, включая патентование  за рубежом и сертификацию  мирового уровня, что необходимо  для выхода отечественных инновационных  фирм на зарубежный рынок.

    Российская  экономика продолжает переживать  глубокий кризис.

    Основными  причинами этого кризиса являются: незавершенность экономических  преобразований; слабость рыночных  инструментов экономики; сохранение  экономических отношений с внешним  миром, основанных на импорте  высокотехнологического оборудования, машин, товаров народного потребления  в обмен на экспорт топливно-сырьевых  ресурсов; возрастание неравномерного  развития регионов; катастрофический  спад производства.

    Этот  перечень считаем целесообразным  дополнить следующим: причинами: 1) отсутствие на всех уровнях  управления систем менеджмента,  ориентированных на повышение  качества, ресурсосбережение, социальное  развитие, конкурентоспособность; 2) ориентация  развития российской экономики  не на активизацию инновационной  деятельности, а на факторы производства  и инвестиционную политику. Факторы  производства и инвестиции должны  быть не целью функционирования  большинства российских социально-экономических  систем всех уровней иерархии, а средством резко роста количества  и эффективности инноваций и  повышения за счет этого благосостояния  людей.[11]

    Характеристика  технологических укладов современного этапа развития экономики России представлена в табл. 3.

    Таблица  3.

Характеристики  уклада Технологические уклады
III IV V
1. Период  доминирования 1880 – 1930 1930 – 1980 1980 –2040
2. Ядро технологического уклада Ведущая промышленность
Электротехническое  и

тяжелое машиностроение

Автомобиле и тракторостроение Электронная промышленность, роботостроение
Прогрессивное направление развития промышленности
Электрификация  производства. Прокат

стали

Химизация производства. Цветная металлургии 
     
Оптоволоконная  техника. Телекоммуникации 
 
     
Прогрессивные черты машиностроения
Универсальное машиностроение и металлообработка Специализированное

машиностроение 
 

     
Обрабатывающие  центры, гибкие производственные систем
Развитие  транспорта
Тепло и электровозы Автомобильный

транспорт

     
Авиация.

Трубопроводы

Прогресс  в конструкционных материалах
Сталь Пластмассы. Цветные

металлы

Конструкционные

материалы

Первичный энергоноситель
Уголь Нефть Природный газ
3. Ключевой

фактор

Электродвигатель.

Сталь

     
Двигатель внутреннего  сгорания. Нефтехимия Микроэлектронные

компоненты. Атомная

энергетика

4. Формирующееся  ядро нового уклада Автомобилестроение.

Органическая  химия.

Цветная металлургия.

Добыча и  перегонка

нефти

Радары. Строительство

трубопроводов. Авиа-

промышленность. Добыча и переработка

газа

Биотехнология.

Космическая техника.

Тонкие химические

технологии

 

    В  1996 г. спад производства в промышленности  по сравнению с 1989 г. составил 40%, 20% оборудования имеет возраст  свыше 20 лет, промышленный потенциал  страны к 2000 г. составит 30% потенциала 1992 г.[12]

    Для  выхода из кризиса необходимо  разработать стратегию сохранения  и развития научно-технического  и инновационного потенциала  страны по следующим направлениям:

    1) реструктуризация  научно-технического потенциала  в различных отраслях экономики  с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных  ресурсов на прорывных направлениях  науки и техники;

    2) создание  фонда имущества науки и инноваций  за счет объектов науки, являющихся  федеральной собственностью и  не используемых по назначению;

    3) разработка  системы использования лизинга  как эффективность рыночного  механизма для субъектов инновационной  деятельности, разрабатывающих и  производящих наукоемкую продукцию  с использованием дорогостоящих  приборов и оборудования;

    4) совершенствование  механизмов системы привлечения  банковского кредита для расширения  инновационной деятельности и  создания условий для развития  рынка капитала;

    5) разработка  и использование системы обязательных  отчислений части прибыли от  экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья  для создания фонда инноваций  в топливно-энергетический комплекс;

    6) создание  в финансово-промышленных группах  наряду с системой консолидации  финансовых и производственных  потенциалов социальных инновационных  центров, координирующих и реализуй7-хщих  инновационные проекты;

    7) формирование  института разработчиков и управляющих  инновационными проектами из  числа научно-технических работников, ученых и специалистов;

    8) образование  на базе фондов, поддерживающих  инновационную деятельность (Федеральный  фонд производственных инноваций,  Российский фонд технологического  развития, Фонд содействия развитию  малых форм предпринимательства  в научно-технической сфере и  др.), ассоциации фондов с развитым  финансовым капиталом для помощи  прорывным проектам;

    9) формирование  системы целевого использования  средств амортизационного фонда  на финансирование мероприятий,  связанных с проведением НИОКР,  экспериментальных и других видов  работ, освоением инноваций, патентованием  новых решений, приобретением  и освоением отечественных и  зарубежных патентных и беспатентных  лицензий;

    10) разработка  предложений об изменении налогового  законодательства, обеспечивающих  значительное повышение инновационной  активности.

    Инструментами государственного регулирования должны стать: социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.; государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы; федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов; государственные заказы и современные контрактные системы; индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности; механизм интеграции регуляторов и структур.

    К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относят следующие: 1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации; 2) координация инновационной деятельности; 3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; 4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; 5) кадровое обеспечение инновационной деятельности; 6) формирование научно-инновационной инфраструктуры; 7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; 8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; 9) повышение общественного статуса инновационной деятельности; 10) региональное регулирование инновационных процессов; 11) регулирование международных аспектов инновационных процессов. 
 
 

Заключение

    Государственное  регулирование международных связей  в инновационной сфере должно  базироваться на ряде общих  принципов, таких как взаимная  выгода, недопущение дискриминации,  эквивалентная технологическая  зависимость сторон, рациональное  сочетание либерализации и протекционизма  и т. п. Как и при воздействии  на внутренние научно-инновационные  процессы, здесь используются прямые  и косвенные связи.

    Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные инновационные программы, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров и т. д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические — таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.

Информация о работе Развитие социально-экономической системы. Управление развитием