Цикл проектирования системы управления. Структура системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:54, контрольная работа

Краткое описание

Становление рыночных отношений в России способствует появлению новых, более сложных форм организации управления, имеющих в отличие от традиционных как вертикальные, так и горизонтальные связи, что значительно усложняет систему управления. В этих условиях необходимо разграничить функции и ответственность за выполнение конкретных заданий и работ, обусловленных как вертикальными, так и горизонтальными структурными связям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
I. Общие понятия…………………………………………….………….………………4
II. Исследование и проектирование структур управления….….……………….……5
III.Структура системы управления……………………………………………………15
IV.Основные типы управления организациями.……………………….…….………18
Заключение.…………………………………………………………….………………22
Список литературы.……………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

исследование систем управления.doc

— 212.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Цикл проектирования системы управления.

Структура системы управления. 
 
 
 

                                                              Выполнил:

                                                              студент гр. ММЗ-452с

                                                              Ермолаева Н.П.

                                                              шифр 508435

                                                              Проверил:

                                                              доц.Великанов В.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание: 
 
 

 Введение…………………………………………………………………………………3

 I. Общие понятия…………………………………………….………….………………4

 II. Исследование и проектирование структур управления….….……………….……5

 III.Структура системы управления……………………………………………………15

 IV.Основные типы управления организациями.……………………….…….………18

 Заключение.…………………………………………………………….………………22

 Список литературы.……………………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      «Система  управления организации» – одно из понятий, тесно связанное с целями,  функциями,  процессом  управления, работой менеджеров и распределением между  ними  полномочий  во  исполнение определённых целей. В рамках этой  системы  протекает  весь  управленческий процесс,  в  котором  участвуют  менеджеры  всех   уровней,   категорий   и профессиональной специализации. Система  управления  организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись  своевременно и  качественно.  Отсюда  то  внимание,  которое  уделяют  ей   руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в  целом,  так  и  её  отдельных  составляющих.  Очевидно,  что изучение и совершенствование системы управления,  как  в  рамках  отдельной организации, так и государства, общества в  целом  способствует  скорейшему достижению поставленных целей и задач.

      Организационная структура управления это – целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня. В зависимости от соотношения уровней и структурных подразделений различают линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и матрично-штабную типы организационных структур.

      Становление рыночных отношений в России способствует появлению новых, более сложных  форм организации управления, имеющих  в отличие от традиционных как вертикальные, так и горизонтальные связи, что значительно усложняет систему управления. В этих условиях необходимо разграничить функции и ответственность за выполнение конкретных заданий и работ, обусловленных как вертикальными, так и горизонтальными структурными связям. Правильное соотношение полномочий и ответственности, четкая регламентация деятельности руководителей и исполнителей в организации является непременным условием эффективного развития организаций. 

I. Общие понятия

      Система  –   это   целое,   созданное   из   частей   и   элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди  её основных признаков следует назвать: множественность элементов,  целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе  с  тем система имеет  свойства,  отличные  от  свойств своих  элементов.   Всякая система, в  общем  виде,  имеет  входное  воздействие,  систему  обработки, конечные результаты и обратную связь.

      Управление – это процесс воздействия на систему с целью  поддержания заданного или перевода её в новое состояние.

      Система управления:

      – механизм такого воздействия;

      – совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей,  а также          процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении.

      При этом любая  система  управления  должна  иметь  четыре  основных элемента:

      1. Выход основной системы.

      2. Воспринимающее  устройство,  измеряющее  и   передающее   информацию о состоянии выхода.

      3. Канал обратной связи.

      4. Блок управления, сравнивающий фактический  и заданный  выход  и  в   случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

      Очевидно,  что   именно   система   управления   организации   имеет возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние  воздействия,  что придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях,  делает её саморегулируемой. 
 

      II. Исследование и проектирование структур управления

      Методика  исследования и проектирования структур управления организациями, с одной стороны, должна основываться на научных принципах управления, с другой – учитывать личные качества и опыт руководителей, хорошо знающих возможности организации и те требования, которые регламентируют деятельность каждого из подразделений.

      Эти требования подчеркивают важность системного подхода к формированию либо совершенствованию  организационных структур и к разработке методики с достаточной степенью детализации стадий управления,

      Для системы управления характерен ряд  особенностей, которые вызывают значительные трудности в решении данной задачи и накладывают ограничения на масштабность в методическом плане. Эти особенности заключаются в следующем.

  1. Системе управления присущи статические черты, отражающие форму и структуру управления. Это прежде всего детерминизм, т.е. схема организационного управления с составляющими ее элементами и многочисленными связями.
  2. В системе управления можно указать и динамику, раскрывающую содержание процесса управления. Имеется в виду целенаправленная деятельность руководителей и исполнителей.
  3. Как известно, любая система функционирует при наличии поставленных целей, которые постоянно меняются во времени. Сама же структура консервативна. Отсюда - требование гибкости и адаптивности, неизбежно возникающее перед проектируемой структурой управления.
  4. Среди множества формальных элементов, присущих системе управления, существует и неформальный элемент (человек), который выдвигает проблему психологического климата и от которого в известной степени зависит гармония или дисгармония в производственных отношениях.

      Эти особенности, органически соединяясь в системе управления, требуют комплексного подхода к вопросам, связанным с построением организационного обеспечения системы управления. Представляется важным изучение ряда теоретических предпосылок, которые могут быть положены в основу разрабатываемой методики исследования и проектирования структуры управления.

      Такими  предпосылками являются:

  1. Наличие принципиально различных типовых схем управления, одну из которых можно выбрать в качестве базовой для анализа и проектирования структуры управления.
  2. Известно, что любая организация управляется путем принятия решений. Следовательно, можно выявить полный перечень управленческих решений, принимаемых в организации, и процесс распределения их по уровням (важный этап в проектировании структуры управления) определенным образом формализовать.
  3. Известен также технологический характер взаимоотношений руководителей и исполнителей в процессе подготовки и принятия управленческих решений, т.е. регламентирован порядок управленческих функций или отдельных их этапов.

      Для разработки методического аппарата проектирования структуры управления необходимо кроме имеющихся теоретических предпосылок, знать сущность организационного проектирования. Организационное проектирование — это моделирование системы управления предприятием, осуществляемое перед его строительством, либо накануне значительных преобразований.

      Последовательность  задач организационного проектирования, вытекающих из общей теории систем, можно изобразить в виде блок-схемы (см. рис.1).

      Организационной основой системы управления является ее структура. Структура определяет состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненности и взаимосвязи, форму разделения управленческих решений по уровням, а следовательно, и само число уровней управления. Иными словами, структура управления является той организационной формой, в рамках которой осуществляется процесс управления. Таким образом, спроектировать достаточно эффективную структуру управления — значит определить такое соотношение ее элементов, при котором наиболее оперативно и своевременно выполняются требования объекта управления.

Рис.1. Последовательность задач организационного проектирования системы управления

      Широкие возможности для исследования и  проектирования структуры управления в целом создает органицационное моделирование. Это один из методов исследования, в основе которого лежит кибернетическая модель, позволяющая для каждого уровня управления распределить полномочия и ответственность работников, которые, в свою очередь, являются базой для построения и оценки различных вариантов организационной структуры. Преимущества данного метода раскрываются следующими обстоятельствами:

  1. Метод организационного моделирования позволяет решать задачи, основными параметрами которых являются непосредственные характеристики организационной структуры, например, задачу группировки управленческих решений по уровням, задачу формирования состава и перечня структурных подразделении, разработки документации, регламентирующей деятельность подразделении и системы в целом.
  2. Организационное моделирование развивается как в научно-теоретическом плане, так и в направлении, носит прикладной характер и может охватывать различные аспекты при формировании структуры управления: управленческий, информационный, социально-психологический. Это создает возможность для комплексного рассмотрения вопросов, стоящих на пути решения проблемы, начиная с расчета количественных параметров и кончая организационным регламентированием подразделений.
  3. Данный подход позволяет моделировать различные варианты организационной структуры, не прибегая к натурным экспериментам, проведение которых в реальных условиях связано, как правило, с различными трудностями финансового и временного характера.

      Таким образом, метод организационного моделирования является наиболее универсальным и современным для проектирования организационной структуры и процессов принятия решений.

      Рассмотрим  подробнее, как это осуществляется.

      Проектирование системы управления в реальных условиях основывается на типовых структурах управления, в которых всегда фиксированы количество уровней, наименования и численность функциональных подразделений и т.д. Поэтому первостепенной задачей в начальной стадии проектирования организационной структуры является научно обоснованный выбор типовой схемы управления в качестве теоретической модели структуры. Для решения этой задачи необходимо проанализировать диалектику развития производственно-хозяйственных организаций как объекта управления. В результате такого анализа выяснилось следующее. Любая организация как объект управления представляет собой сложную систему, которая нуждается в четком и оперативном управлении в целях повышения эффективности функционирования всех ее элементов. Долгое время с этой задачей вполне справлялась система управления, в основе которой была линейно-функциональная структура.

      С развитием и становлением рыночных отношений к объекту управления предъявляются все новые требования, расширяется круг задач, обусловленных постоянно меняющимися целями функционирования. Эффективность управления в данном случае будет зависеть от того, насколько оперативно и своевременно производственный аппарат способен решать эти задачи. С такими задачами вполне успешно справляется матрично-штабная структура, поскольку позволяет управлять всей системой как единым объектом, сохраняя при этом различную целевую направленность структурных звеньев. Отсюда – универсальность, которая выражается в том, что матрично-штабная структура сочетает в себе все возможные варианты иерархической соподчиненности: линейную, тематическую, функциональную.

Информация о работе Цикл проектирования системы управления. Структура системы управления