Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:48, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является: изучение всевозможных структур управления, их составляющих, плюсов и минусов, и затем проектирование организационной структуры предприятия АО Бирюса на основе изученного материала.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования организационных
структур управления предприятием 5
1.1. Виды организационной системы управления 5
1.2 Анализ факторов, влияющих на формирование организационных структур управления. 14
2. Проектирование организационной структуры АО «Бирюса» 18
2.1 Особенности отрасли производства бытовых холодильников 18
2.2. Описание схемы спроектированной организационной структуры 24
3. Анализ разработанной организационной структуры 27
3.1 Оценка эффективности проектируемой организационной структуры 27
3.2 Выводы и рекомендации 29
Заключение 32
Список используемых источников 33
Курсовая работа
На тему: «Проектирование эффективных управленческих структур»
Содержание
Введение
1. Теоретические основы формирования организационных
структур управления предприятием
1.1. Виды организационной системы управления
1.2 Анализ факторов, влияющих на формирование организационных структур управления.
2. Проектирование организационной структуры АО «Бирюса» 18
2.1 Особенности отрасли производства бытовых холодильников 18
2.2. Описание схемы спроектированной организационной структуры 24
3. Анализ разработанной организационной структуры
3.1 Оценка эффективности проектируемой организационной структуры 27
3.2 Выводы и рекомендации
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1. Организационная структура АО «Бирюса»
Введение
Предприятие имеет право на существование как структура, как организация в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, то есть технологию производства и управления.
Анализ состояния систем управления предприятиями показывает, что многие проблемы, возникающие при их функционировании, порождаются несовершенством структур, которое, в свою очередь, является следствием несовершенства методов их проектирования. Рыночная экономика в совокупности с требованиями современного этапа развития производства формулирует перед организационной структурой предприятия новые условия с точки зрения гибкости, динамичности, соответствия сложившейся рыночной конъюнктуре.
Результаты научных и практических исследований доказали, что композиция организационной структуры определяется выбором стратегии предприятия. Однако при этом практически отсутствуют рекомендации по использованию универсальных количественных критериев, обосновывающих, в той или иной степени, уровень эффективности функционирующей организационной структуры или необходимость ее структурной реорганизации.
Существующие отечественные теории управления проектированием организационной структуры направлены, в основном, на решение проблем оптимального проектирования промышленных предприятий, функционирующих в стационарных условиях плановой экономики. В этом направлении накоплен значительный теоретический и эмпирический опыт.
Не существует лучшей организационной структуры для всех организаций и предприятий. На протяжении деятельности организации может потребоваться несколько раз осуществить замену организационной структуры, приведя ее в соответствие с новыми целями и условиями функционирования фирмы. Для каждой компании на каждой стадии ее развития существует эффективная структура, при которой цели функционирования компании достигаются оптимальным способом. Отсюда становится понятным актуальность рассматриваемого в курсовой работе вопроса.
Объектом курсовой работы является АО «Бирюса».
Предметом курсовой работы является процесс проектирования эффективной организационной структуры предприятия.
Целью этой курсовой работы является: изучение всевозможных структур управления, их составляющих, плюсов и минусов, и затем проектирование организационной структуры предприятия АО Бирюса на основе изученного материала.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать понятие организационной структуры;
2. Рассмотреть виды организационной системы управления;
3. Провести анализ факторов, влияющих на формирование организационных структур управления;
4. Спроектировать эффективную структуру управления для АО «Бирюса»;
5. Дать оценку эффективности предложенных рекомендаций по проектированию и организационному изменению АО «Бирюса».
1. Теоретические основы формирования организационных структур управления
1.1 Виды организационной системы управления
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность прочно взаимосвязанных элементов, являющихся основой функционирования и развития организации как единого целого.
Ключевыми понятиями систем управления являются элементы, связи(отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
Структура организации включает в себя все средства, с помощью которых осуществляется:
Распределение различных видов деятельности между компонентами организации
координация деятельности этих компонентов
Известное исследование Бернса показывает, что работа в организации может быть разделена и скоординирована совершенно различными способами. Для того, чтобы это было сделано успешно: выбранные средства (то есть организационная структура) должны соответствовать обстоятельствам и условиям, сложившимся в данной организации и ее внешнему окружению.
Это означает, что в зависимости от конкретных условий из нескольких различных структур одна может быть более, а другая менее подходящей. Ни одна из них, по всей видимости, не будет весьма эффективной, но некоторые из них будут отвечать нуждам организация больше, чем другие.
Бернс определил два вида структур организации: механистические и органические. Он считал, что в разных случаях подходящими будут различные структуры. В органических структурах инструкций значительно меньше. Органические структуры поддерживают любые связи и взаимодействие, по вертикали или по горизонтали, которые содействуют выполнению работы. Континуум между механистической и органической структурами позволяет найти в его рамках место разным структурам, первая из которых пригодна при стабильных условиях, а вторая - при управлении инновациями и в условиях неопределенности.
Согласно Бернсу, организацию нужно рассматривать как совокупность трех социальных систем: формальная система руководства, структура карьеры и политическая система.
Эти утверждения представляют основные положения так называемой "ситуационной теории организационной структуры".
В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления. организационный структура управление
Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.
Преимуществами такой структуры можно назвать:
Простое построение
Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности
Жесткое руководство органами управления
Оперативность и точность управленческих решений
Недостатки:
Затруднительные связи между инстанциями
Концентрация власти в управляющей верхушке
Сильная загрузка средних уровней управления
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.
Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
К преимуществам такой структуры можно отнести:
Сокращение звеньев согласования
Уменьшение дублирования работ
Укрепление вертикальных связей и усиление контроля над деятельностью нижестоящих уровней
Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций
К недостаткам:
Неоднозначное распределение ответственности
Затруднённая коммуникация
Длительная процедура принятия решений
Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место
Функционально-линейная структура представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения , которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
Информация о работе Проектирование эффективных управленческих структур