Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:36, курсовая работа
Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом полномочий. В современной эффективно функционирующей организации занятие руководящего поста происходит по праву компетентности и принятого в организации порядка. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать. Деятельность современной организации отличает наличие сравнительно большого числа специалистов, не являющихся даже руководителями, которым в силу делегированных им полномочий в организации необходимо принимать важные для организации решения.
Введение
5
1
Управленческие решения
7
1.1
Теоретические основы управленческих решений
7
1.2
Классификация управленческих решений
9
1.3
Условия принятия качественного решения
13
1.4
Уровни принятия решений
15
1.5
Оптимизация управленческих решений
16
2
Проектирование системы управления ИП Данилович
19
2.1
Предварительное описание управленческой ситуации
19
2.1.1
Общая характеристика предприятия
19
2.1.2
Характеристика внешней среды
20
2.1.3
Обоснование проблемы
22
2.2
Проектирование системы стратегического планирования
23
2.2.1
Обоснование миссии предприятия
23
2.2.2
Построение дерева целей
23
2.2.3
Оценка внешней среды, обоснование стратегии
25
2.3
Построение организационной структуры. Разработка
организационно-регламентирующих документов
27
2.3.1
Проектирование организационной структуры
27
2.3.2
Обоснование организационно-регламентирующих документов
28
2.3.3
Распределение функций между должностями
29
2.4
Обоснование системы мотивации работников предприятия
30
2.5
Проектирование системы контроля на предприятии
32
2.6
Разработка и обоснование нормативного стиля руководства
34
3
Обеспечение эффективности системы менеджмента
организации
37
3.1
Принятие и обоснование управленческого решения
37
3.2
Обоснование предпосылок эффективности системы
управления организацией
39
Заключение
40
Список использованных источников
41
Введение |
5 | ||
1 |
Управленческие решения |
7 | |
1.1 |
Теоретические основы управленческих решений |
7 | |
1.2 |
Классификация управленческих решений |
9 | |
1.3 |
Условия принятия качественного решения |
13 | |
1.4 |
Уровни принятия решений |
15 | |
1.5 |
Оптимизация управленческих решений |
16 | |
2 |
Проектирование системы управления ИП Данилович |
19 | |
2.1 |
Предварительное описание управленческой ситуации |
19 | |
2.1.1 |
Общая характеристика предприятия |
19 | |
2.1.2 |
Характеристика внешней среды |
20 | |
2.1.3 |
Обоснование проблемы |
22 | |
2.2 |
Проектирование системы стратегического планирования |
23 | |
2.2.1 |
Обоснование миссии предприятия |
23 | |
2.2.2 |
Построение дерева целей |
23 | |
2.2.3 |
Оценка внешней среды, обоснование стратегии |
25 | |
2.3 |
Построение организационной структуры. Разработка |
||
организационно- |
27 | ||
2.3.1 |
Проектирование организационной структуры |
27 | |
2.3.2 |
Обоснование организационно- |
28 | |
2.3.3 |
Распределение функций между должностями |
29 | |
2.4 |
Обоснование системы мотивации работников предприятия |
30 | |
2.5 |
Проектирование системы контроля на предприятии |
32 |
2.6 |
Разработка и обоснование нормативного стиля руководства |
34 | |
3 |
Обеспечение эффективности системы менеджмента |
||
организации |
37 | ||
3.1 |
Принятие и обоснование управленческого решения |
37 | |
3.2 |
Обоснование предпосылок эффективности системы |
||
управления организацией |
39 | ||
Заключение |
40 | ||
Список использованных источников |
41 |
Введение
Для эффективного осуществления функций управления необходимы связующие процессы, такие, как принятие решений и коммуникация.
Принятие решений присутствует при осуществлении всех управленческих функций, поскольку и при планировании, и при организации, и при мотивации, и при контроле необходимо принимать управленческие решения. Действительно, не приняв соответствующего решения, нельзя реализовать ни одну из перечисленных выше функций управления. При принятии решения перед руководителем стоят две задачи: выработать возможные варианты решений и из них выбрать наилучшее.
Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно, с началом его сознательной коллективной деятельности. Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений. Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании. Современные организации отличает от организаций старого типа наличие существенно большего числа крупных и гигантских организаций. А в таких организациях роль управленческого решения возрастает. В отличие от организаций старого типа в современных организациях большое количество руководителей высшего и среднего управленческого звена.
Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом полномочий. В современной эффективно функционирующей организации занятие руководящего поста происходит по праву компетентности и принятого в организации порядка. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать. Деятельность современной организации отличает наличие сравнительно большого числа специалистов, не являющихся даже руководителями, которым в силу делегированных им полномочий в организации необходимо принимать важные для организации решения. Коллективная работа и рациональность, в основе которых профессиональное управленческое решение, стали стержнем организационной культуры современной фирмы.
Перечисленные выше причины оказали значительное влияние на возникновение принципиально нового характера управления, на интенсивное развитие теории и практики принятия управленческого решения.
Актуальность темы подтверждают следующие аспекты: принятие управленческих решений становится сегодня одной из основных проблем совершенствования системы управления.
Безусловно, немалые возможности таит в себе совершенствование технологии реализации основных управленческих функций, но качество принимаемых решений является все-таки определяющим. Развитие современной науки об управлении, активное использование компьютерной техники, возрастающие объем и сложность информации делают процесс выработки и принятия управленческого решения тем «узким местом», которое наиболее чувствительно к малейшим изменениям в выборе эффективного пути реализации той или иной управленческой идеи.
Управление предприятием означает, прежде всего, поиск технических, экономических, производственных, социально-психологических проблем, выработку и реализацию комплекса мер по их предотвращению или устранению. Следовательно, процесс управления — это процесс реагирования руководителя на постоянно возникающие проблемы и новые возможности.
Таким образом, можно считать, что центральное место в процессе управления занимает принятие управленческого решения. Деятельность любой организации представляет собой непрерывный процесс разработки и реализации различных управленческих решений. Управленческое решение составляет основу процесса управления.
Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем.
Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.
Решение — это выбор альтернативы.
Ежедневно мы принимаем сотни решений,
даже не задумываясь, каким образом это
делаем. Дело в том, что цена таких решений,
как правило, невысока, да и цену эту определяет
сам субъект, их принявший. Конечно, существует
ряд проблем, касающихся отношений между
людьми, здоровья, семейного бюджета, неудачное
решение которых может повлечь далеко
идущие последствия, но это скорее исключение,
чем правило.
Однако в управлении принятие решения
— более систематизированный процесс,
чем в частной жизни.
Основные отличия между управленческими решениями и решениями в частной жизни.
1. Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации;
2. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей.
Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы;
3. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений;
4. Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
В зависимости от базиса, положенного в основу принятия решения, различают:
Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или «шестым чувством», и есть интуитивные решения. Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что, «в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау» [2, с.157] .
Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Суждение как основа управленческого решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому покорению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде, что является основным достоинством запрограммированных решений.
Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.
Рациональные решения основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
В зависимости от личностных характеристик менеджера, принимающего решение, принято различать:
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками».
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Информация о работе Проектирование системы управления ИП Данилович