Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
 раскрыть сущность бюджетной политики;
 изучить задачи и функции бюджетной политики;
 провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....
1 Теоретические основы бюджетной политики……………………...………...
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политика………………………….....
1.2 Законодательные основы осуществления бюджетной политики государства ………………………………………………………………………
2. Реализация бюджетной политики на практике……………………………...
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации...
2.2 Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. .......
2.3 Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.………..
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………..
3.1 Мероприятия по улучшению реализации бюджетной политики в области доходов …………………………………………………………………
3.2 Пути совершенствования политики в отношении расходов бюджета…...
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А……………………………………………………………………
Приложение Б……………………………………………………………………
Приложение В……………………………………………………………………
Приложение Г……………………………………………………………………
Приложение Д……………………………………………………………………
Приложение Е……………………………………………………………………
Приложение Ж…………………………………………………………………
Приложение З……………………………………………………………………
Приложение И……………………………………………………………………
Приложение К……………………………………………………………………
Приложение Л……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по БС 2.docx

— 226.37 Кб (Скачать)

Кроме выше изложенных основополагающих документов к данной группе относятся и «Основные направления налоговой политики РФ на очередной финансовый год», нормативных правовые акты органов исполнительной власти, в частности, определяющие более конкретные направления, пути и меры развития федерального бюджетного законодательства на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Так, например, Правительством РФ была утверждена «Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год»[7] в стадии разработки «Программа по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов»[8]. Так же к данной группе можно отнести Указы и Распоряжения Президента РФ, например Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»[9].

Ко второй группе - законодательной основе бюджетной политики актов относится различные кодексы РФ и группа базовых, взаимосвязанных законов Российской Федерации. Например, Бюджетный кодекс Российской Федерации[10]. Действующий Бюджетный кодекс был принят Государственной Думой 17 июля 1998г. Бюджетный кодекс является «основой основ» в бюджетном законодательстве, все издаваемые нормативные правовые акты никак не могут противоречить данному Кодексу. Налоговый Кодекс РФ[11]. В перечисленные базовые Кодексы ежегодно вносятся дополнения и изменения, связанный с решением Конституционного Суда РФ, Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

За последние годы в Российской Федерации складывается система  законодательства о бюджетной политики, в которой инициаторы законодательных инициатив, органы федеральной законодательной и исполнительной власти стремятся использовать все положительное в данной области правового регулирования, что накоплено за многие годы.

Вместе с тем, необходимо признать, что жизнь не стоит на месте  и пределов совершенствования бюджетной  политики и бюджетного законодательства не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Реализация бюджетной  политики на практике

 

2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации

 

Важнейшими задачами бюджетной  политики являются:

  • улучшение качества жизни населения,
  • создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере,
  • решение проблем макроэкономической сбалансированности,
  • снижение темпов инфляции;
  • повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

В период 2006-2008гг. при формировании бюджетной политики  важнейшей задачей Правительства РФ была сбалансированность федерального бюджета. Высокие цены на нефть и газ, а также последствия дефолта автоматически решили эту задачу. Доходы от экспорта превысили все планы и ожидания.

По итогам реализации этой задачи законодательно определен новый механизм использования нефтегазовых доходов  федерального  бюджета,  установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

С 2004г. в Российской Федерации  действует Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. В него перечисляются государственные доходы от добычи и экспорта нефти при превышении мировой цены на нефть специально определенной «цены отсечения». Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

  • является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
  • обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
  • может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

Действовавший в 2004-2007годах  Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3069 млрд руб.), призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых   расходных обязательств в случае  недостаточности нефтегазовых  доходов, и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.), ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости   пенсионной системы.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному  учёту и управлению в целях  осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения  указанного трансферта.

Федеральным законом о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов  прогнозируемого на соответствующий  финансовый год объема валового внутреннего  продукта, указанного в федеральном  законе о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период.  
Если величина Резервного фонда превысит 10 % ВВП, то излишние средства перечисляются в Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд формируется  за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств  федерального бюджета, подлежащих обособленному  учету и управлению в целях  обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения  сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства фонда будут  инвестироваться в корпоративные  облигации и акции вне России. Фонд национального благосостояния формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Таким образом, бюджетная  политика на данном этапе развития формируется в условиях финансовой и экономической стабильности. Впервые  появилась реальная возможность  для выхода страны на траекторию устойчивого  роста экономики. Для этого накоплены  необходимые валютные резервы и  сложилась благоприятная ценовая  конъюнктура на российскую экспортную продукцию на мировых рынках в  долгосрочном периоде.

Однако уже в начале 2009г. возникла тенденция снижения темпов развития мировой экономики. Внешние  факторы оказывают серьезное  воздействие на российскую экономику. В связи с этим появляется необходимость  сглаживания последствий мирового финансового кризиса.

Перед  Правительством Российской Федерации совместно с Банком России в 2009г. была поставлена задача принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции[6].

Второй важнейшей задачей  бюджетной политики этого периода  является развитие среднесрочного финансового  планирования.

Бюджетная политика разрабатывается  и реализуется Министерством  финансов РФ. Оно разработало бюджетную  политику РФ на среднесрочную перспективу - на 2006-2008 гг., которая в итоге трансформировалась в среднесрочные (трехлетние) федеральный бюджет и региональные бюджеты на 2008-2010 годы. Определение бюджетной политики на среднесрочную перспективу осуществляется в России впервые, хотя это обычная практика для развитых стран мира. В целях обеспечения преемственности и  предсказуемости бюджетных проектировок,  создания  правовой  основы  для  заключения многолетних государственных контрактов, формирования  среднесрочных  ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.

В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009-2011  годы   в формате "скользящей трехлетки". Многие субъекты Российской  Федерации   и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-х летние бюджеты.

Бюджетной политикой на 2009г. определена задача усилить роль бюджета  в  стимулировании   роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу[6].

Начиная  с  2009  года  проекты  федерального  бюджета  и   бюджетов государственных  внебюджетных фондов на очередной 3-летний период   должны формироваться  с  учетом  основных  параметров  бюджетных    прогнозов на 15-летний период, а по отдельным  направлениям  -  на  более   отдаленную перспективу.

В 2009г.  планировалось  разработать   долгосрочную бюджетную  стратегию на период до 2023 года. Она  должна включать  в   себя основные параметры  бюджетной  системы,  выявить  долгосрочные    риски  и установить  целевые  ориентиры,  для  достижения   которых     необходимо мобилизовать    бюджетные    ресурсы    в  интересах повышения  конкурентоспособности  российской  экономики  и  адресности    социальной политики.

Однако среднесрочные  и долгосрочные бюджетные планы  не предусматривали возникновение  глубокой кризисной ситуации. Поэтому  с сентября 2008 года, когда мировой  экономический кризис начал оказывать  серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных  мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Программа антикризисных  мер Правительства Российской Федерации  на 2009 год является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению  кризисных явлений в экономике  страны и пути их решения[7].

Программа обеспечивает оптимальное  сочетание антикризисных мер  и долгосрочных проектов, ориентированных  на строительство новой, более эффективной  экономики. В антикризисном плане  выделено семь приоритетов. Первый и  главный приоритет - социальная защита граждан. Защита будет осуществляться от безработицы, защищать будут и  наиболее уязвимые социальные слои. Второй приоритет - сохранение промышленного  и технологического потенциала экономики. Третьим приоритетом является активизация  внутреннего спроса, в том числе  за счет импортозамещения и введения определенных преференций для российских товаров по отношению к иностранным  там, где это возможно и целесообразно. Четвертый приоритет - соответствие антикризисных мер долгосрочным планам развития страны. Пятый приоритет - снижение административных барьеров для бизнеса, включая противодействие  коррупции и развитие малого и  среднего бизнеса. Шестой приоритет - поддержка  национальной финансовой системы, включая  банки, финансовые рынки и небанковские финансовые организации. Седьмой приоритет - проведение ответственной макроэкономической политики, чтобы не выйти за рамки  прогноза инфляции в скорректированном  бюджете на 2009 год - 13%. Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут  активизированы действия, повышающие эффективность и конкурентоспособность  экономики и ускоряющие ее переход  на инновационный тип развития в  соответствии с Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и  основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года. К ним относятся  наращивание человеческого потенциала, модернизация здравоохранения и  пенсионной системы, образования и  национальной инновационной системы, создание технологических и инфраструктурных заделов на будущее. Последовательно  будет обеспечиваться развитие рыночных институтов.

Программные мероприятия  были учтены уже в параметрах федерального бюджета на 2009 год, который имел ярко выраженный антикризисный характер.

Социально-экономическая  политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) будут разрабатываться с  учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года исходя из необходимости:

  • проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышение эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;
  • сокращения дифференциации населения по уровню доходов;
  • снижения зависимости экономического роста от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции на товарных рынках;
  • повышения защищенности частной собственности, совершенствования экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;
  • значительного роста инновационной активности и ускорения технологической модернизации отраслей экономики, стимулирования повышения ресурсо- и энергоэффективности;
  • развития производственной инфраструктуры;
  • обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращения бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок, устойчивости рубля и повышения его международной привлекательности;
  • повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого финансового рынка;
  • уменьшения региональной дифференциации, ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов.

Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации