Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть сущность бюджетной политики;
изучить задачи и функции бюджетной политики;
провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
Введение……………………………………………………………………….....
1 Теоретические основы бюджетной политики……………………...………...
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политика………………………….....
1.2 Законодательные основы осуществления бюджетной политики государства ………………………………………………………………………
2. Реализация бюджетной политики на практике……………………………...
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации...
2.2 Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. .......
2.3 Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.………..
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………..
3.1 Мероприятия по улучшению реализации бюджетной политики в области доходов …………………………………………………………………
3.2 Пути совершенствования политики в отношении расходов бюджета…...
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А……………………………………………………………………
Приложение Б……………………………………………………………………
Приложение В……………………………………………………………………
Приложение Г……………………………………………………………………
Приложение Д……………………………………………………………………
Приложение Е……………………………………………………………………
Приложение Ж…………………………………………………………………
Приложение З……………………………………………………………………
Приложение И……………………………………………………………………
Приложение К……………………………………………………………………
Приложение Л……………………………………………………………………
Кроме выше изложенных основополагающих документов к данной группе относятся и «Основные направления налоговой политики РФ на очередной финансовый год», нормативных правовые акты органов исполнительной власти, в частности, определяющие более конкретные направления, пути и меры развития федерального бюджетного законодательства на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Так, например, Правительством РФ была утверждена «Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год»[7] в стадии разработки «Программа по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов»[8]. Так же к данной группе можно отнести Указы и Распоряжения Президента РФ, например Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»[9].
Ко второй группе - законодательной основе бюджетной политики актов относится различные кодексы РФ и группа базовых, взаимосвязанных законов Российской Федерации. Например, Бюджетный кодекс Российской Федерации[10]. Действующий Бюджетный кодекс был принят Государственной Думой 17 июля 1998г. Бюджетный кодекс является «основой основ» в бюджетном законодательстве, все издаваемые нормативные правовые акты никак не могут противоречить данному Кодексу. Налоговый Кодекс РФ[11]. В перечисленные базовые Кодексы ежегодно вносятся дополнения и изменения, связанный с решением Конституционного Суда РФ, Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ.
За последние годы в Российской Федерации складывается система законодательства о бюджетной политики, в которой инициаторы законодательных инициатив, органы федеральной законодательной и исполнительной власти стремятся использовать все положительное в данной области правового регулирования, что накоплено за многие годы.
Вместе с тем, необходимо признать, что жизнь не стоит на месте и пределов совершенствования бюджетной политики и бюджетного законодательства не существует.
2 Реализация бюджетной политики на практике
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации
Важнейшими задачами бюджетной политики являются:
В период 2006-2008гг. при формировании бюджетной политики важнейшей задачей Правительства РФ была сбалансированность федерального бюджета. Высокие цены на нефть и газ, а также последствия дефолта автоматически решили эту задачу. Доходы от экспорта превысили все планы и ожидания.
По итогам реализации этой задачи законодательно определен новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
С 2004г. в Российской Федерации действует Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. В него перечисляются государственные доходы от добычи и экспорта нефти при превышении мировой цены на нефть специально определенной «цены отсечения». Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:
Действовавший в 2004-2007годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3069 млрд руб.), призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.), ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.
Резервный фонд представляет
собой часть средств
Федеральным законом о
федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период
устанавливается нормативная
Если величина Резервного фонда превысит
10 % ВВП, то излишние средства перечисляются
в Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд формируется за счет:
Фонд национального
Таким образом, бюджетная
политика на данном этапе развития
формируется в условиях финансовой
и экономической стабильности. Впервые
появилась реальная возможность
для выхода страны на траекторию устойчивого
роста экономики. Для этого накоплены
необходимые валютные резервы и
сложилась благоприятная
Однако уже в начале
2009г. возникла тенденция снижения темпов
развития мировой экономики. Внешние
факторы оказывают серьезное
воздействие на российскую экономику.
В связи с этим появляется необходимость
сглаживания последствий
Перед Правительством Российской Федерации совместно с Банком России в 2009г. была поставлена задача принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции[6].
Второй важнейшей задачей бюджетной политики этого периода является развитие среднесрочного финансового планирования.
Бюджетная политика разрабатывается и реализуется Министерством финансов РФ. Оно разработало бюджетную политику РФ на среднесрочную перспективу - на 2006-2008 гг., которая в итоге трансформировалась в среднесрочные (трехлетние) федеральный бюджет и региональные бюджеты на 2008-2010 годы. Определение бюджетной политики на среднесрочную перспективу осуществляется в России впервые, хотя это обычная практика для развитых стран мира. В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.
В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009-2011 годы в формате "скользящей трехлетки". Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-х летние бюджеты.
Бюджетной политикой на 2009г. определена задача усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу[6].
Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям - на более отдаленную перспективу.
В 2009г. планировалось разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.
Однако среднесрочные и долгосрочные бюджетные планы не предусматривали возникновение глубокой кризисной ситуации. Поэтому с сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.
Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения[7].
Программа обеспечивает оптимальное
сочетание антикризисных мер
и долгосрочных проектов, ориентированных
на строительство новой, более эффективной
экономики. В антикризисном плане
выделено семь приоритетов. Первый и
главный приоритет - социальная защита
граждан. Защита будет осуществляться
от безработицы, защищать будут и
наиболее уязвимые социальные слои. Второй
приоритет - сохранение промышленного
и технологического потенциала экономики.
Третьим приоритетом является активизация
внутреннего спроса, в том числе
за счет импортозамещения и введения
определенных преференций для российских
товаров по отношению к иностранным
там, где это возможно и целесообразно.
Четвертый приоритет - соответствие
антикризисных мер долгосрочным
планам развития страны. Пятый приоритет
- снижение административных барьеров
для бизнеса, включая противодействие
коррупции и развитие малого и
среднего бизнеса. Шестой приоритет - поддержка
национальной финансовой системы, включая
банки, финансовые рынки и небанковские
финансовые организации. Седьмой приоритет
- проведение ответственной
Программные мероприятия были учтены уже в параметрах федерального бюджета на 2009 год, который имел ярко выраженный антикризисный характер.
Социально-экономическая
политика Правительства Российской
Федерации и бюджетные
Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации