Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
 раскрыть сущность бюджетной политики;
 изучить задачи и функции бюджетной политики;
 провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....
1 Теоретические основы бюджетной политики……………………...………...
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политика………………………….....
1.2 Законодательные основы осуществления бюджетной политики государства ………………………………………………………………………
2. Реализация бюджетной политики на практике……………………………...
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации...
2.2 Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. .......
2.3 Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.………..
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………..
3.1 Мероприятия по улучшению реализации бюджетной политики в области доходов …………………………………………………………………
3.2 Пути совершенствования политики в отношении расходов бюджета…...
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А……………………………………………………………………
Приложение Б……………………………………………………………………
Приложение В……………………………………………………………………
Приложение Г……………………………………………………………………
Приложение Д……………………………………………………………………
Приложение Е……………………………………………………………………
Приложение Ж…………………………………………………………………
Приложение З……………………………………………………………………
Приложение И……………………………………………………………………
Приложение К……………………………………………………………………
Приложение Л……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по БС 2.docx

— 226.37 Кб (Скачать)

Во-вторых, большинство граждан  и организаций находятся сегодня  в сложном финансовом положении.

В-третьих, принятые решения  о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной  пенсионной системы и соответствующее  повышение размеров платежей приведут - при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с  учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).

Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы  налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение  необходимого уровня доходов бюджетной  системы[24].

Структура и уровень налогообложения  должны минимизировать искажающее и  оказывать позитивное воздействие  на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия  для развития предпринимательской  деятельности и инновационной активности.

Бизнес должен проявить высокую  степень ответственности при  выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - умышленное уклонение  от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых  в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.

В последующие годы должна быть продолжена работа по оптимизации  налоговой системы.

Требуется дополнительно  проанализировать последствия повышения  страховых взносов в системе  пенсионного и медицинского страхования  для финансового положения организаций  и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения  потенциального отрицательного эффекта.

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении  субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться  со снижением уровня пенсионного  обеспечения.

С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным  ресурсам и проблем с ликвидностью следует принять следующие меры налоговой политики:

  • увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;
  • установить временный специальный порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности  производства.

В целях создания условий  для развития научно-технической  и инновационной деятельности, а  также внедрения результатов  такой деятельности необходимо усовершенствовать  порядок амортизации нематериальных активов.

Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных  доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением  налоговых обязательств, в том  числе за счет внедрения современных  технологий налогового администрирования.

Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования  схем уклонения от уплаты налогов.

В этой связи целесообразно  реализовать следующий комплекс мер:

1) законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов;

2) оперативно принять поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием.

3) законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует  проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и  инвестиций.

Необходимы также решения  и активная работа по следующим направлениям:

  • инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;
  • скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;
  • увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;
  • повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;
  • оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.

 

3.2 Пути совершенствования  политики в отношении расходов  бюджета

 

Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов  федерального бюджета и необходимость  соблюдения объективно обусловленных  ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность  пересмотра объемов и структуры  бюджетных расходов, что может  привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета  по сравнению с предыдущими годами.

Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных  расходов. Необходимо обеспечить максимально  эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих  первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового  обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие  государства в тех сферах, где  в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться  рыночными частными институтами.

В связи с этим необходимо ввести среднесрочные "потолки" бюджетных  расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем  чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте  их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.

При этом следует применять  единые, прозрачные принципы, учитывающие  как приоритеты государственной  политики, так и полномочия ведомств по оптимизации расходов в рамках действующего законодательства.

В дальнейшем необходимо расширять  полномочия министерств по внедрению  и использованию инструментов реализации государственной политики в соответствующей сфере, в том числе путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности соответствующих расходов. Принятие новых обязательств по инициативе министерств должно осуществляться только в рамках установленных ограничений расходов, при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств.

По отдельным направлениям государственной политики целесообразно  использование следующих подходов :

1) Финансовое обеспечение пенсионной реформы. Формирование современной пенсионной системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, требует завершения перехода к новой структуре ресурсного обеспечения пенсионной системы в течение двух лет. Кроме того, необходимо принятие дополнительных решений, направленных на увеличение роли добровольного пенсионного страхования.

Целевая структура пенсионной системы должна быть надежной и сбалансированной, располагать собственной финансовой базой, основу которой составят страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование. Шкала тарифов должна подлежать  ежегодной корректировке в увязке с ростом средней заработной платы  в стране. Должны быть также предусмотрены  достаточные трансферты для покрытия возникающего дефицита бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации, в том  числе за счет средств Фонда национального  благосостояния.

2) Безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи. Средства, направляемые на социальную поддержку, не должны необоснованно распыляться среди широкого круга получателей.

Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить реализацию мер, направленных на повышение адресности социальной помощи, на исключение из числа получателей  тех, кто в ней реально не нуждается.

Считаю необходимым подготовить  предложения по расширению полномочий субъектов Российской Федерации  в сфере социальной защиты населения  в целях увязки предоставления субсидий и льгот социального характера  с уровнем доходов получателей  соответствующих видов социальной поддержки.

3) Формирование заделов на будущее. Прежде всего требуется обеспечить полноценную реализацию приоритетных национальных проектов, сконцентрировав усилия на распространении наилучшего опыта, полученного в предшествующие годы. Целесообразно продолжить последовательный переход к реализации проектов в рамках долгосрочных государственных программ.

Особого внимания требует  сфера жилищного строительства. Возможность улучшения жилищных условий не должна быть привилегией  лишь немногочисленной группы лиц с  очень высокими доходами. Необходимо добиться повышения доступности  жилья для граждан до уровня, ранее  определенного в рамках соответствующего национального проекта, прежде всего  на основе реализации программ ипотечного кредитования, в том числе с  использованием механизмов субсидирования первоначальных взносов и процентных ставок.

Использование государственных  средств, выделяемых на решение этой задачи по различным направлениям, включая развитие рынка ипотечного жилищного кредитования, обеспечение  жильем военнослужащих, ветеранов Великой  Отечественной войны и ряда других категорий граждан, а также деятельность фондов реформирования жилищно-коммунального  хозяйства и содействия развитию жилищного строительства должны быть скоординированы.

При этом государственный  спрос в этом секторе не должен становиться причиной роста цен  на жилье.

При осуществлении расходов на образование и здравоохранение, прямо связанных с развитием  человеческого капитала, интеллектуальным ресурсом нации, ее духовным и физическим здоровьем, необходимо применение финансовых механизмов, обеспечивающих нацеленность на максимальную отдачу и эффективное  использование ресурсов, на доступ к качественным услугам для возможно большего числа граждан.

В то же время расходы, не связанные с конкретными положительными результатами, а поддерживающие существование  неэффективных организаций, должны быть исключены из практики.

Требуется реализовать меры государственной поддержки предоставления образовательных кредитов студентам  высших учебных заведений.

4) Стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Не должны приниматься и реализовываться меры, которые, решая краткосрочные проблемы отдельных секторов экономики, в дальнейшем могут помешать достижению долгосрочных целей, привести к консервации образовавшихся перекосов и дисбалансов.

Из этого следует, что  должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных средств. Кризис не должен становиться поводом  для иждивенческих настроений в  экономике и социальной сфере. Государственная  поддержка за счет бюджетных средств  должна оказываться по веским основаниям, при этом финансовая помощь должна выделяться только в обоснованных и  выверенных размерах.

В нынешних условиях нельзя идти на принятие популистских решений, которые повлекут за собой рост неэффективных  бюджетных расходов.

Регионы и организации  должны ориентироваться на обеспечение  своей деятельности в большей  степени за счет собственных средств. Оказание дополнительной финансовой помощи должно рассматриваться не как стандартное  финансирование, а как временная  мера. Следует задействовать необходимые  стимулы для решения вопросов обеспеченности собственной финансовой базы самими регионами и организациями.

5) Повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки. Приоритет должен отдаваться мероприятиям, направленным на модернизацию производства и создание спроса со стороны смежных отраслей. Поддерживать нужно только те предприятия реального сектора экономики, которые имеют рынки сбыта своей продукции. Или же государство само должно выступать заказчиком этой продукции.

В случае же необходимости  принятия решений об отказе в поддержке  неэффективных предприятий следует  предусматривать компенсирующие механизмы, обеспечивающие сохранение стабильной социальной среды. Все такие решения  должны также сопровождаться информационной поддержкой.

Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации