Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть сущность бюджетной политики;
изучить задачи и функции бюджетной политики;
провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
Введение……………………………………………………………………….....
1 Теоретические основы бюджетной политики……………………...………...
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политика………………………….....
1.2 Законодательные основы осуществления бюджетной политики государства ………………………………………………………………………
2. Реализация бюджетной политики на практике……………………………...
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации...
2.2 Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. .......
2.3 Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.………..
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………..
3.1 Мероприятия по улучшению реализации бюджетной политики в области доходов …………………………………………………………………
3.2 Пути совершенствования политики в отношении расходов бюджета…...
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А……………………………………………………………………
Приложение Б……………………………………………………………………
Приложение В……………………………………………………………………
Приложение Г……………………………………………………………………
Приложение Д……………………………………………………………………
Приложение Е……………………………………………………………………
Приложение Ж…………………………………………………………………
Приложение З……………………………………………………………………
Приложение И……………………………………………………………………
Приложение К……………………………………………………………………
Приложение Л……………………………………………………………………
Законодательно установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов.
В качестве новых бюджетных
инструментов введены долгосрочные
и ведомственные целевые
Бюджетные расходы направлены на реализацию приоритетов экономического и социального развития страны.
Были увеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, денежное довольствие военнослужащих. Была продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров. За период 2006-2009гг была увеличена базовая часть трудовой пенсии, несколько раз произведена индексация. Увеличены размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг, размеры "детских" и других социальных пособий.
Начата реализация приоритетных
национальных проектов. Создается основа
для решения назревших проблем
повышения качества образования, улучшения
здоровья населения, обеспечения граждан
доступными комфортным жильем, формирования
достойных условий жизни на селе
и развития агропромышленного
Мероприятия, предусмотренные
приоритетными национальными
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное
жилье - гражданам России" оказала
существенное воздействие на
расширение объемов жилищного
строительства. Выполнены
В рамках реализации приоритетного
национального проекта в
сфере агропромышленного
В сфере налоговой политики
продолжен курс на снижение общей
налоговой нагрузки на экономику. Приняты
решения, направленные на стимулирование
инвестиционной и инновационной
деятельности. Осуществлены меры по улучшению
администрирования НДС, совершенствованию
налогообложения прибыли
Продолжено сокращение объема государственного внешнего долга. Возросла роль Российской Федерации в усилиях международного сообщества по решению проблемы долгового бремени беднейших стран.
Принятые в 2007 году поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
2.2 Анализ исполнения бюджета
Чтобы получить наиболее полное представление о результатах проведения бюджетной политики в РФ, необходимо провести анализ исполнения Федерального бюджета за период 2008, 2009 гг., а также рассмотреть проект Федерального бюджета за 2010 год и предварительные итоги исполнения за первый квартал 2010 г.
Федеральные бюджеты на 2008г., 2009г., 2010г. утверждены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» соответственно[12,13,14,15 ].
В 2008г. Федеральным законом предусматривалось, что доходы федерального бюджета запланированы в размере 8965,74 млрд рублей, расходы - 7021,9млрд руб. Планируемый уровень ВВП в 2008 году составит 35 000,0 млрд рублей, инфляция в 2008 г. прогнозировалось на уровне 7%[12].
По итогам 2008г. Федеральный бюджет РФ исполнен по доходам на 103,44%, по расходам – на 107,8%[16]. Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 22,3% ВВП, что на 1,3 п.п. ВВП ниже поступлений прошлого года. Налоговые доходы составили 12,6% ВВП, что ниже уровня 2007 года на 0,6 п.п. ВВП, неналоговые же доходы выросли на 0,9 п.п., составив 9,7% ВВП. Главной причиной превышения неналоговых доходов над показателями 2007 года является увеличение в 2008 году по сравнению с 2007 мировых цен на энергоносители, а также рост физобъемов экспорта газа. Структура фактических поступлений налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет в 2008 году практически совпала с предусмотренной в законе о бюджете. Единственным налогом, фактическое поступление которого существенно отличается от запланированного, является внутренний НДС. Причиной этого расхождения служит решение о рассрочке платежей по этому налогу за третий квартал 2008. [Приложение А,Б].
Нефтегазовые доходы в 2008 года составили 10,6 % ВВП, что больше аналогичного показателя 2007 года на 1,8 п.п. ВВП. Ненефтегазовые поступления снизились – на 1,4 п.п. ВВП, составив 11,8 % ВВП.[17, приложение В,Г].
Важнейшие источники доходов:
доходы от внешнеэкономической
В 2008 году на рост доходов федерального бюджета оказали влияние следующие факторы.
Самым главным фактором увеличения
доходов федерального бюджета являлся
рост цен на энергоносители. Несмотря
на текущее падение цен на нефть,
наблюдаемое с августа 2008 года, средняя
цена на нефть в 2008 году находилась
на уровне 94 долларов за баррель, что
почти на 25 долларов больше цены 2007
года. Рост мировой цены на газ,
имевший место на протяжении
всего 2008 года, продолжился и в
декабре, даже несмотря на падение цен
на нефть. Это объясняется временным
лагом, связывающим дату заключения
контракта на поставку газа и дату
непосредственного его
Увеличение физобъемов экспорта газа и нефтепродуктов также положительно сказалось на доходах федерального бюджета и добавило еще 0,3 п.п. ВВП.
Укрепление рубля
отрицательно сказалось на
Кризисная ситуация в экономике привела к сужению налоговых баз по налогу на прибыль и НДС, что в совокупности «отняло» у федерального бюджета еще 0,5 п.п. ВВП.
Также на 0,5 п.п. ВВП сократились доходы федерального бюджета по статье «доходы от использования государственного имущества». Данное снижение объясняется тем, что в декабре 2007 года по этой статье были зачислены средства от инвестирования средств Стабфонда. А поскольку с 2008 года Стабфонд был реструктурирован в нефтегазовые фонды, то в декабре 2008 года аналогичных зачислений не произошло.
Совокупное влияние прочих факторов снизило доходы федерального бюджета еще на 0,2 п.п. ВВП.
Расходы федерального бюджета за 2008 год составили 7566.6 млрд. рублей или 18.2% ВВП, на 0.1 п.п. ВВП выше, чем в предыдущем году (на 0,7 п.п. ВВП выше без учета однократных перечислений в институты развития из федерального бюджета в конце 2007 года).
В функциональной классификации наибольший объем непроцентных расходов в 2008 году пришелся на межбюджетные трансферты (6,4% ВВП), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 4,5% ВВП), расходы на общегосударственные вопросы (1,6%) и национальную экономику (2,5%). Расходы по остальным направлениям составили менее 1% ВВП.
Можно отметить, что в сравнении с предыдущим годом повысились расходы на национальную экономику (20,8%), здравоохранение и спорт, социальную политику (на 12,7%), межбюджетные трансферты(на 5,9%). Такое повышение преимущественно связано с началом реализации антикризисных мер в конце 2008 года, дополнительными перечислениями в региональные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов Расходы на общегосударственные вопросы и образование снизились, как и расходы на ЖКХ. Однако, расходы на ЖКХ в 2007 году включают перечисление средств из федерального бюджета в Фонд реформирования ЖКХ в ноябре [Приложение Д]. По сравнению с первоначальным законом о бюджете можно отметить снижение общегосударственных расходов, в том числе, снижение обслуживания государственного долга.
По сравнению с первоначальным
законом о бюджете можно
Расходы по обслуживанию долга составили в 2008 году 153,3 млрд. рублей или 0,4% ВВП, аналогично уровню расходов в предыдущем году. Из них около 70,0 млрд. было направлено на обслуживание внешнего долга (в предыдущем году – 76,6 млрд.), а 83,4 млрд. – на обслуживание внутреннего долга (в предыдущем году – 65,5 млрд.).
Профицит за 2008 год составил 1707,5 млрд. рублей или, в относительном выражении, 4,1% ВВП, что на 1,3 п.п. ВВП ниже величины в 2007 году.
В 2008г. бюджет был исполнен с профицитом 1707,51 млрд руб., что оказалось ниже запланированного на 12,16%. В 2009г. впервые за последние 10 лет бюджет оказался дефицитным. Это связано со сложившейся кризисной ситуацией на мировом финансовом рынке. По предварительным данным Минфин по итогам 2009г. дефицит составил 2326,14 млрд руб., 5,9% ВВП., доходы 7,3 трлн руб, расходы – 9,6 трлн руб.
В 2009г. Федеральным законом предусматривалось, что доходы федерального бюджета запланированы в размере 10927,137 млрд рублей, расходы - 9024,654млрд руб.[13] В феврале 2009г. на заседании Правительства об уточненном планировании бюджета были внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 2008г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Где прогнозируемые доходы в 2009 году сократились до 6713,8 млрд. рублей. Это потребовало существенной переструктуризации расходов федерального бюджета в соответствии с приоритетами антикризисной политики. Общая величина расходов увеличилась до 9692,2 млрд. рублей. Прогнозируемый уровень ВВП в 2009 году составлял 51 475,0 млрд рублей, инфляция в 2009 г. прогнозировалась на уровне 8,5%.
Как следует из проекта бюджета, реализация приоритетных национальных проектов продолжится. На нацпроект "Образование" планируется израсходовать в 2009 году 30,9 млрд рублей. На нацпроект "Здоровье" в 2009 году будет выделено 111,9 млрд рублей. На проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2009 году в проекте федерального бюджета заложено 91,2 млрд рублей. В бюджете на 2009 год на 60 млрд рублей увеличатся расходы на национальную оборону, общая сумма расходов на оборону составит в следующем году 1,375 трлн рублей.
По уточненным данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета в 2009 году составили 18,8% ВВП, что на 3,5 п.п. ВВП ниже поступлений в 2008 года. Однако, в январе, апреле, июле, октябре и декабре 2009 года в федеральный бюджет был зачислен доход от инвестирования средств нефтегазовых фондов в объеме 297,6 млрд. руб., что исказило реальную картину бюджетных доходов. Если исключить из доходов эти средства, а также очистить доходы 2008 года от части инвестиционного дохода Стабфонда за 2007 год в размере 28,6 млрд. руб., зачисленного в бюджет в феврале 2008 года, то доходы федерального бюджета в 2009 году составили всего 18,0% ВВП, что ниже доходов 2008 на 4,1 п.п. ВВП.
Налоговые поступления в 2009 году составили 10,0% ВВП, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,6 п.п. ВВП. Неналоговые доходы составили 8,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП ниже аналогичных показателей 2008 года. Неналоговые доходы, за исключением инвестиционного дохода, снизились на 1,6 п.п. ВВП, опустившись до отметки 8,1 % ВВП.
Нефтегазовые доходы в 2009 году составили 7,6% ВВП, что меньше аналогичного показателя 2008 года на 2,9 п.п. ВВП. Совокупный объем ненефтегазовых поступлений снизился по сравнению с 2008 годом на 0,6 п.п. ВВП, составив 11,2 % ВВП. За вычетом инвестдоходов фондов ненефтегазовые доходы в 2009 году упали на 1,2 п.п. ВВП и составили 10,4% ВВП.
13 января 2010 на заседании Президиума Правительства России А.Кудрин доложил о том, что доходы бюджета 2009 года исполнены по объему 7 трлн 332 млрд рублей, что на 618 млрд рублей больше, чем планировалось в феврале на заседании Правительства об уточненном планировании бюджета.
В общей сумме доходы 2009г. к уровню доходов 2008 г., то есть к предыдущему, оказались меньше на 20,9%. При этом расходы федерального бюджета выполнены на уровне 9 трлн 651 млрд рублей. Министерства и ведомства не освоили 286 млрд до конца года[18].
Нефтегазовые доходы снизились по сравнению с 2008 годом на 32% и составили 2984,0 млрд. руб.
Ненефтегазовые доходы (за
вычетом инвестдоходов
Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации