Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
 раскрыть сущность бюджетной политики;
 изучить задачи и функции бюджетной политики;
 провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....
1 Теоретические основы бюджетной политики……………………...………...
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политика………………………….....
1.2 Законодательные основы осуществления бюджетной политики государства ………………………………………………………………………
2. Реализация бюджетной политики на практике……………………………...
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации...
2.2 Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. .......
2.3 Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.………..
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………..
3.1 Мероприятия по улучшению реализации бюджетной политики в области доходов …………………………………………………………………
3.2 Пути совершенствования политики в отношении расходов бюджета…...
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А……………………………………………………………………
Приложение Б……………………………………………………………………
Приложение В……………………………………………………………………
Приложение Г……………………………………………………………………
Приложение Д……………………………………………………………………
Приложение Е……………………………………………………………………
Приложение Ж…………………………………………………………………
Приложение З……………………………………………………………………
Приложение И……………………………………………………………………
Приложение К……………………………………………………………………
Приложение Л……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по БС 2.docx

— 226.37 Кб (Скачать)

Поступления налога на прибыль  в 2009 году оказались рекордно низкими  и упали по сравнению с 2008 годом  на 1,3 п.п. ВВП. Однако стоит отметить, что снижение поступлений по налогу на прибыль в федеральный бюджет,  на 87% (1,1 п.п. ВВП) объясняется так называемым «эффектом ставки», в то время  как «эффект базы»  - т.е. снижение доли прибыли в ВВП  в результате кризиса – был менее существенным и составил всего 13% (0,2 п.п. ВВП)[Приложение Е,Ж].

Структура фактических поступлений  налогов и  таможенных пошлин в  федеральный бюджет в 2009 году  в  целом совпала с предусмотренной  в законе о бюджете[19]. Серьезное отклонение наблюдается у налогов на импорт, поступления по которым снизились в результате сильного падения объемов импорта в 2009 году, и у нефтегазовых доходов, поступления по которым выросли вследствие роста мировых цен на энергоносители. Общий объем доходов, поступивших за 2009 год в федеральный бюджет, составил 109,3% от суммы, предусмотренной законом о бюджете[Приложение З].

В 2009 году на рост доходов  федерального бюджета оказали влияние  следующие факторы.

Самым главным фактором увеличения доходов федерального бюджета, стало  ослабление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля  к доллару за рассматриваемый  период составил -12,2%. В номинальном  выражении рубль по отношению  к доллару снизился на 22%. Ослабление рубля привело к росту нефтегазовых доходов  и доходов от экспорта в рублевом выражении и прибавило  федеральному бюджету почти 2,4 п.п. ВВП.

Как уже говорилось выше,  зачисление в федеральный бюджет инвестиционного дохода нефтегазовых фондов также существенно отразилось на доходах и привело к увеличению поступлений по графе доходы от государственного имущества на 0,7 п.п. ВВП по сравнению  с 2008 годом.

Также к росту доходов  федерального бюджета на 0,6 п.п. ВВП  привело увеличение поступлений  по внутреннему НДС. 

Среди факторов, оказавших  негативное влияние на доходы федерального бюджета, самым главным стало  падение мировых цен на энергоносители, снизившее доходы федерального бюджета на 4,8 п.п. ВВП. Цена нефти в 2009 году оказалась существенно ниже (на 33,5 долларов за баррель) аналогичного показателя 2008 года и составила около 61 долларов за баррель.

Налоговые реформы, связанные  со снижением налоговой нагрузки (снижение ставки налога на прибыль  и увеличение необлагаемого минимума по НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель), вступившие в силу в 2009 году привели к снижению доходов федерального бюджета на 1,6 п. ВВП. 

Существенное падение  импорта в  2009 году, составившее  по данным ФТС  37,3%, привело к снижению налогов на импорт (НДС  и акцизов  на импорт), а также импортных  пошлин на 0,8 п.п. ВВП.

Совокупное влияние прочих факторов составило менее 0,1 п.п. ВВП.

Расходы федерального бюджета  за 2009 год составили 9636,8 млрд. рублей или 24,7% ВВП по сравнению с 18,2% ВВП в предыдущем году. В функциональной классификации наибольший объем непроцентных расходов в 2009 году пришелся на межбюджетные трансферты (9,2% ВВП), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 5,6% ВВП), национальную экономику (4,2% ВВП), общегосударственные вопросы (1,7% ВВП) и образование (1,1% ВВП). Расходы по разделу национальная экономика резко возросли по сравнению с предыдущими годами в результате реализации антикризисных мер. Расходы по остальным направлениям составили менее 1% ВВП.

Можно отметить, что в  сравнении с предыдущим годом  по отношению к ВВП повысились расходы по всем разделам. Практически  по всем разделам расходы также возросли в номинальном и реальном выражении (кроме общегосударственных вопросов в целом и социальной политики) [Приложение И].

По итогам года было исполнено 96,9% от уточненной бюджетной росписи  расходов. В 2008 году этот показатель составил 97,7%.

По сравнению с законом  о бюджете на 2009 год кассовые расходы  составили 99,4% (т.е. оказались ниже на 55,4 млрд. рублей). При этом процентные расходы составили 88,9% от запланированных, а непроцентные расходы – 99,7%[Приложение К].

Расходы по обслуживанию долга  составили в 2009 году 176,2 млрд. рублей или 0,5% ВВП, на 0,1 п.п. ВВП выше, чем  в прошлом году.

Бюджетный дефицит за 2009 год составил 2300,1 млрд. рублей или, в  относительном выражении, 5,9% ВВП  по сравнению с профицитом 4,1% ВВП  в предыдущем году. В связи с этим обосновалась необходимость Стабилизационного фонда. Резервный фонд способен сглаживать нестабильность финансовой ситуации. Это один из стратегических резервов финансирования дефицита бюджета и покрытия незапланированных расходов.

Анализируя Федеральный  бюджет России 2010 г. можно отметить следующее: доходы бюджета определены в размере 6,95 трлн рублей, расходы - 9,89 трлн. Дефицит составит 6,8% ВВП или 2,94 трлн рублей. Бюджет рассчитан исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть Urals $58 за баррель. Уровень инфляции - 8%, темпы роста ВВП -1,6%[14].

Сокращен объем зарезервированных  средств на 26,2 млрд рублей. Из этой суммы 25 млрд рублей будут взяты из антикризисного фонда, созданного для поддержки  различных отраслей экономики страны и рынка труда. Еще 1 млрд будет  получен за счет бюджетных ассигнований, зарезервированных на уплату налогов. Кроме того, на 251,3 млн рублей предполагается сократить российский взнос в  антикризисный фонд ЕврАзЭС. Из этих средства 5 млрд рублей потратят на проведение переписи населения, 6,1 млрд рублей - на соцгарантии и компенсации военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов  и работникам органов прокуратуры, еще 3,6 млрд рублей - на оплату труда гражданского персонала Минобороны.

За счет сокращения бюджетных  расходов будут увеличены бюджетные  ассигнования на поддержку сельского  хозяйства - 3,5 млрд рублей. Еще 926,4 млн  рублей пойдут на содержание объектов инфраструктуры "АВТОВАЗа", подлежащих передаче в собственность РФ, 700 млн  рублей - на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов и для школьных бассейнов[20].

За счет сокращения средств, выделяемых на повышение капитализации  банков - с 250 до 100 млрд рублей - будет  увеличен антикризисный фонд - до 195 млрд.

Предусмотренные для имущественного взноса в госкорпорацию "Олимстрой" 68,7 млрд рублей правительство предлагает перераспределить и направить - 60 млрд рубле пойдут на взнос в уставный капитал ОАО "РЖД" для создания объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки Олимпийских  и Паралимпийских игр в 2014 г в  Сочи и 7,8 млрд рублей - на развитие транспортной системы страны.

По сравнению с 2009 годом  возросли расходы на национальную оборону  на 3,4%, они составят 1253,2 млрд рублей. В то же время расходы федерального бюджета на образование по сравнению с 2009 годом сократились на 14 млрд рублей и составили 398,6 млрд рублей.

В 2010 году продолжится реализация приоритетного национального проекта "Образование", на него направляется 14,5 млрд рублей.

По итогам первых трех месяцев  дефицит федерального бюджета составил 3,2% ВВП (307,6 млрд руб.), сообщил Минфин. Расходы казны — 2,2 трлн руб. (22,9% от годового плана), доходы — 1,9 трлн (28,1%). С опережением графика казну  пополняют как нефтегазовый сектор (877,6 млрд руб., или 27,5%), так и остальные  отрасли (1,07 трлн руб., или 28,6%)[21].

Благодаря доходам от инвестирования средств суверенных фондов в январе бюджет был исполнен с профицитом (3% ВВП), февраль и март — уже  с дефицитом (7,9% и 3,9%). В прошлом  месяце для финансирования дефицита казны был распечатан резервный  фонд, из которого было перечислено 169,5 млрд руб. Всего на покрытие дефицита в первом полугодии из фонда может  быть потрачено 1,14 трлн руб., а по действующему закону о бюджете разрыв в доходах  и расходах составит 6,8% ВВП (2,9 трлн руб.).

Результаты I квартала порадовали финансовых экспертов. Бюджет пополняется с опережением графика, доходы растут благодаря дорожающей нефти (средняя цена Urals с начала года — $75,55, в бюджете — $58), но эффект для казны снижается из-за укрепления рубля (33,9 руб./$ в бюджете, сейчас — 29,3 руб./$). Ненефтегазовые доходы поступают быстрее нефтегазовых, замечает она. Сырьевые доходы могут показать более интенсивный рост в апреле, когда на поступлениях скажется подорожание нефти в марте, замечает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог».

По рабочим оценкам  Минэкономразвития, дефицит бюджета  в этом году составит около 6% ВВП. Министр  финансов Алексей Кудрин более осторожен: ранее он оценивал разрыв в 6-6,8%. По словам других специалистов в области финансов и экономики прогнозируют дефицит бюджета в размере 5,9 да 1%, если при этом цена барреляь нефти марки Urals будет в пределах от $80 до $70. В целом итоги I квартала свидетельствуют о стабильности экономики.

 

 

2.3  Итоги реализации  бюджетной политики

Итак, по результатам анализа  исполнения Федерального бюджета за 2008, 2009гг., можно сделать выводы об эффективности бюджетной политики по ряду критериев: исполнение планов по доходам, практически полное исполнение планов по расходам, профицит бюджета в 2008 году и дефицит 2009, сокращение темпов роста государственного долга. Однако перспективные планы по реализации бюджетной политики оказались неэффективными, не предусматривали ситуацию возникновения кризиса в конце 2008, не содержали разработанных методик по предотвращению последствий кризиса.

При определении целей  и задач бюджетной политики следует  исходить из того, что существенно  возросла  неопределенность   на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Замедлены темпы роста  мировой экономики.

Внешние  факторы  оказывают  серьезное  воздействие  на   российскую экономику. Это обусловлено  и  тем обстоятельством,  что, несмотря на высокие темпы экономического роста  в  последние  десять  лет,   нынешняя структура российской экономики еще не отвечает  современным   требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от   структуры экономики развитых стран, где высок  удельный  вес  образования,   науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой  инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетная  политика должна формироваться с  должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая  негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени  использовать все имеющиеся возможности.

Наиболее острой проблемой  в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема[22].

Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность  к  сбережению, подрывает  основы многолетнего бюджетного планирования.

Кроме того, с  точки  зрения  создания  основ  долгосрочного   роста экономики  и  устойчивости  бюджета  важно  преодоление     отрицательных демографических  тенденций.  Согласно  прогнозам,  численность   занятого населения  будет постепенно сокращаться при  одновременном росте количества пенсионеров. Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной  из наиболее серьезных проблем экономической  политики.

Политика предшествующих лет позволила заблаговременно  создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно  смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере.

Но бюджетное планирование на среднесрочную перспективу осуществляется в ситуации, при которой сохраняются  высокие риски продолжения глобального экономического кризиса.

Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые  за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.

Резкое падение государственных  доходов в условиях мирового финансового  кризиса заставило скорректировать бюджет на 2009 год. Впервые за последние десять лет расходы бюджета выше доходов. Накопленные резервы позволили продолжить устойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращение государственного спроса по ряду направлений и заложить возможность осуществления расходов на реализацию антикризисной программы. Общие расходы федерального бюджета превысят ранее запланированный уровень.

К 2010 г. кризис заставил извлечь уроки, чтобы предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные направления  совершенствования бюджетной политики  Российской Федерации

 

3.1 Мероприятия  по улучшению реализации бюджетной  политики в области доходов

 

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию  бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок  для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный  период[23]. При формировании бюджетной политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов.

Во-первых, в кризисный  период произошло резкое снижение доходов  бюджетной системы, прежде всего  налоговых поступлений.

Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации