Банковский Менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 00:26, реферат

Краткое описание

Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

Файлы: 1 файл

Банковский менеджмент(готовый).doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Банковский  менеджмент.

    Банковский  менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

    Банковский  менеджмент — управление банком в  условиях рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов:

    • ориентация любого банка на спрос  и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

    • постоянное стремление к повышению  эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов;

    • корректировка целей, задач и  программ банка в зависимости  от состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

    • учет окончательного результата работы банка и его отделений (филиалов) в процессе деятельности на рынке;

    • обязательное использование современной информационной базы (компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

    • рациональный подбор персонала и  его эффективное использование.

    Под понятием "банковская деятельность" подразумевается организация технологической цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги и т.д.), обеспечение процесса работы банка всеми необходимыми ресурсами.

    Банковская  деятельность включает: разработку и  совершенствование банковской технологии, обеспечение требуемого уровня качества банковских продуктов и услуг, выполнение банковских операций и всех видов расчетов, техническое обслуживание операций, материально-техническое снабжение банковской деятельности, обеспечение персоналом, поддержание стабильное» ликвидности.

    При этом от банка требуется такой  стиль работы, который должен предусматривать  постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать средства для решения поставленных задач из различных источников, добиваться повышения эффективности и максимальных результатов при минимальных затратах.

    Конкретные  цели деятельности банка могут быть ближними и на дальнюю перспективу. Управление банком путем определения целей (management by objectives) производится с учетом оценки потенциальных возможностей банка и его обеспеченности соответствующими ресурсами. Банк определяет цели общие и специфические. Общие — это общая концепция развития банка в целом, специфические — разработка задач по основным видам деятельности в рамках общих целей.

    Использование банковских и трудовых ресурсов подразумевает  достижение целей путем минимизации  затрат и максимальной эффективности деятельности персонала банка на основе мотивации его труда.

    Под "банковским механизмом" следует  понимать три взаимосвязанных звена: внутрибанковское управление, управление операциями, управление персоналом. Использование банковского механизма предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Он обусловлен банковской деятельностью в рыночных условиях, когда результаты управленческой и банковской деятельности получают оценку в процессе проведения различных банковских операций.

    Рассмотрим  содержание каждой из этих составляющих.

    Принципы

     Принцип централизации означает, что основные стратегические цели в банковской политике формируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров.

    • Принцип децентрализации означает, что отдельные конкретные цели и  элементы политики разрабатываются на уровне отделов или департаментов банков.

    • Принцип сочетания централизации  и децентрализации содержит в себе разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.

    • Принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.

    • Демократизация управления представляет собой участие персонала банка  в высшем звене управления путем подготовки рекомендаций в выработке целей и стратегии их достижения.

    Функции внутрибанковского управления

    • Функция маркетинга предусматривает  изучение рынка и спроса на нем  в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах.

    • Функция планирования и прогнозирования  включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайшее и перспективное будущее.

    • Функция организации означает разработку таких структуры банка и его  механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии банка.

    • Функция контроля и учета предусматривает  постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит и проверку работы банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности.

    Банковские  методы

     Пассивные и активные операции — это основные операции банка, которые являются стержнем всех банковских методов в рамках внутрибанковского

    управления.

    • Внутрибанковский расчет предусматривает  организацию расчетных операций внутри банка между его различными отделами и подразделениями, отделениями, филиалами, агентствами.

    • Процентная политика — важный элемент банковских методов, так как от размера процентов, взимаемых по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам, зависит расширение банковских операций и повышение их доходности.

    • Банковская стратегия и политика — это система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы ее реализации. Составными элементами политики и стратегии выступают маркетинг, процентная политика, расширение зарубежной деятельности, информационное обеспечение банковской деятельности, расширение банковских операций.

    Разработка  научно-технической политики банка  означает разработку и организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг, снижения издержек, повышения конкуренции.

    Разработка  и внедрение новых банковских продуктов и услуг представляет собой конкретную разработку новых банковских продуктов и внедрение (реализацию) их на рынке среди различных категорий физических и юридических лиц.

    Организация научно-технической деятельности включает в себя организацию специальных подразделений банка, обеспечение персоналом, информацией и технической базой для проведения исследовательских работ.

    Обеспечение развития банковской деятельности

     Разработка и обеспечение политики по важнейшим направлениям банковской деятельности включает в себя разработки таких важнейших направлений, как расширение пассивных и активных операций и их отдельных элементов, процентная политика, маркетинг, обеспечение ликвидности, инвестиции, информационное обеспечение.

    • Развитие банковских технологий — это разработка конкретных операций и документооборота в рамках пассивных и активных операций.

    • Обеспечение материально-техническими ресурсами включает в себя обеспечение  зданиями, помещениями, техническими средствами, включая ЭВМ, ксероксы, фототехнику, пишущие машинки, автомобильный парк.

    • Повышение качества и конкурентоспособности  предусматривает улучшение качества банковских продуктов и услуг и расширение рынка.

    • Повышение производительности труда  — это уменьшение затрат на единицу банковского продукта, на одного работника, внедрение новых технических средств.

    Обеспечение реализации банковских продуктов

     Разработка политики реализации банковских продуктов и услуг предусматривает конкретные меры по продвижению банковских продуктов на рынок (решение вопросов — какие продукты, какие рынки, кто реализует и т.д.).

    • Выбор путей и методов реализации банковских продуктов означает, как, каким образом банк будет осуществлять реализацию банковских продуктов — через свою сеть отделений, путем рекламы, путем расширения информации.

    • Организация реализации — это  система и механизм реализации банковских продуктов.

    Сфера банковского менеджмента

    Подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом.

    Финансовый  менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками.

    Особенностью  финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

    Второй  сферой банковского менеджмента  является управление персоналам, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих, как необходимое условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда, организацию труда сотрудников банка, расстановку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы общения в коллективе.

    Научной основной управления персоналом является психология и деловая этика, позволяющая найти дифференцированные подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру и организовать материальное стимулирование.

Особое  внимание уделяется выявлению факторов неправильного менеджмента. К ним  относят: технические ошибки в процессе управления из-за слабой компетентности руководителей банка и его сотрудников попытка завуалировать создавшееся тяжелое финансовое положение путем привлечения временных источников (межбанковских кредитов), попытки исказить отчетность путем сокрытия нереальных активов и убытков, прямой обман и мошенничество. Своевременное выявление фактов неправильного менеджмента является задачей органов государственного надзора, которые обладают правами воздействия на подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации или реорганизации банка. 

    Организационная структура управления банком

     Функциональная структура управления означает, что банк работает в обычном функциональном режиме сложившейся банковской практики.

    • Линейно-функциональная — работает в обычном режиме, но с определенным направлением в одну из сфер своей деятельности, например, стремится повысить свою конкурентоспособность.

    • Проблемно-целевое управление означает, что перед банком стоит определенная проблема, и он разрабатывает цель для её разрешения.

Информация о работе Банковский Менеджмент