Банковский Менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 00:26, реферат

Краткое описание

Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

Файлы: 1 файл

Банковский менеджмент(готовый).doc

— 101.50 Кб (Скачать)

    • Программно-целевое управление предусматривает, что банк разрабатывает одну или  несколько целей своей деятельности и создает программы для достижения этих целей.

    Разработка  и проведение кадровой политики

 

    Принцип подбора и расстановки персонала предусматривает разработку конкретных требований к персоналу банка исходя из масштабов его деятельности, конкурентоспособности его на рынке, традиций, а также схему рационального размещения персонала между подразделениями, отделами и филиалами банка.

 Условия  найма и увольнения определяются  конкретными правилами, по которым банк набирает и увольняет персонал. Эти правила содержат определенные требования к персоналу при найме: профессиональная подготовка (включая уровень образования), возраст, рекомендации с прошлых мест работы, размер предлагаемой заработной платы. При этом условия найма соответственно дифференцированы для молодых кадров, уровень которых определяется в основном по степени полученного образования, и кадров старших возрастов, где в основном учитываются профессиональная подготовка и опыт работы в банковской сфере. В условиях увольнения в основном учитываются такие факторы, как нарушение банковской этики и дисциплины, безынициативность, отсутствие стремления повышать квалификацию, выдача банковских тайн и др.

    Обучение  и повышение квалификации предусматривают постоянное обучение персонала банка на всех уровнях либо в рамках самого банка, либо в специальных учебных центрах при высших учебных заведениях (университетах, институтах, колледжах). Необходимость обучения в целях повышения квалификации обусловлена в основном требованиями и конъюнктурой банковского рынка, растущей конкуренцией и высоким уровнем научно-технического прогресса в банковских технологиях.

      Оценка персонала и его деятельности предусматривает анализ работы банковского персонала в течение определенного периода (1-2 года) на всех уровнях с целью повышения эффективности деятельности персонала. После анализа и оценки работы персонала руководством банка принимаются определенные решения в области кадровой политики, которая может заключаться в перемещениях части работников, увольнении, направлении на учебу, в поощрении или санкциях.

    Оплата  и стимулирование труда

         Формы оплаты труда предусматривают разработку руководством банка определенных тарифов в соответствии с квалификацией и ответственностью персонала. Оплата труда может проводится по скользящим тарифным ставкам по усмотрению руководства банка.

      Пути повышения производительности  труда представляют собой важный элемент в управлении персоналом, так как повышение производительности в банковском деле означает снижение издержек и повышение прибыли. Руководство банка придает большое значение этой стороне деятельности и предусматривает внедрение новой техники, рациональной организации труда для борьбы с потерей рабочего времени путем создания благоприятных условий труда для персонала (обеспечение питанием внутри банка, организация отдыха персонала, создание в стенах банка приятного дизайна и другие меры).

 Поощрительная  система оплаты труда означает  постоянное или разовое повышение оплаты труда, выплату ежемесячных, квартальных и годовых премий. В западных странах ряд банков практикует в качестве поощрительной системы выдачу персоналу своих акций, что считается самым высоким уровнем в оплате труда.

    Социально-психологические  аспекты управления

     Мотивация труда персонала и творческая инициатива включают в себя создание руководством банка, с одной стороны, таких условий труда, чтобы персонал банка работал с полной отдачей, был заинтересован в работе, а с другой — чтобы творческая инициатива, разработки, предложения персонала банка поощрялись руководством банка. В результате повышается эффективность банковской деятельности и растет прибыль.

    • Организационная культура банка предусматривает два аспекта. С одной стороны, — это культура обращения персонала банка при обслуживании клиентов по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам. С другой организационная культура внутри самого банка, т.е. создание своеобразных благоприятных бытовых условий для персонала банка (наличие хороших помещений, ресторана или столовой, системы отдыха для персонала, автостоянки и т.д.).

    • Влияние управления персоналом на деятельность банка и его организацию осуществляется через ежегодный анализ и оценку работы банковского персонала с точки зрения расширения операций и увеличения прибыли. Обычно такая оценка производится руководством при подготовке ежегодного баланса и при отчете перед акционерами банка на годовом собрании. Результаты такой оценки могут приводить и, как правило, приводят к изменению кадровой политики, так как персонал является важной производительной силой банка. 

    Цели  и задачи банковского  менеджмента.

    Разработка  банковской политики предполагает определение целей деятельности банка и стратегии ее развития как на ближайшее будущее, так и на перспективу, исходя из потенциальных возможностей и ресурсов банка.

    Цели  банка определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности.

    Стратегия банка — это разработка обоснованных мер и мероприятий для достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены все потенциальные возможности банка.                              

    Разработка  банковской политики предусматривает  следующие направления:

    1) формирование стратегических целей  и задач,

    2) анализ сильных и слабых сторон  работы банка,

    3) оценку действующих и перспективных  направлений банковской деятельности,

    4) анализ внешнего окружения и  его влияния на функционирование банка,

    5) разработку и определение альтернативных  видов банковской деятельности,

    6) выбор стратегии,

    7) составление ежегодного баланса  банка в целом и его подразделений,

    8) внутреннюю и внешнюю аудиторскую  проверку банка.

    Базой для разработки политики — целей  и стратегии банка — служит полная информационная обеспеченность, которая достигается в результате деятельности банка как за текущий период, так и на перспективу. Анализ предусматривает оценку тех тенденций, которые способны оказать воздействие на результаты работы банка. Например, анализ положения банка в конкурентной борьбе предусматривает оценку и определение результатов, которых можно достичь, изменив конкурентную стратегию банка.

    При разработке стратегических позиций  банка пользуются определенными качественными и количественными показателями. Качественные называются ориентирами, а количественные — заданиями. Ориентир — это более отдаленная цель, которую банк стремится достичь путем разработки стратегии.

    Определение цели — это более конкретный уровень принятия решений, который требует выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия для одних целей не может быть использована для достижения других.

    Все цели банком достигаются, как правило, путем принятия решений по тем  или иным вопросам и проблемам, выработкой следующих стратегий:

    • продуктово-рыночная стратегия –  определение конкретных видов банковских продуктов и услуг, метода их реализации, способа повышения конкурентоспособности;

    • стратегия маркетинга — гибкое приспособление банка к рыночным условиям;

    • конкурентная стратегия, направленная на снижение издержек за счет индивидуализации и повышения качества продукта, определения их путем сегментации. новых сфер деятельности банка;

    • стратегия нововведений — внедрение  новых технологий и видов продуктов;

    • стратегия инвестиций — расширение вложений на рынке ценных бумаг с целью увеличения доходов банка;

    • стратегия развития, предусматривающая  обеспечение устойчивых темпов развития банка, включая устойчивость темпов накопления капитала как в сфере пассивных, так и активных операций. Это также касается развития филиалов банка как внутри страны, так и за рубежом;

    • стратегия поглощений, связанная  с приобретением акций других банков или кредитно-финансовых институтов;

    • стратегия зарубежного инвестирования, предусматривающая как поглощение зарубежных банков, так и увеличение вложений в иностранные ценные бумаги и недвижимость;

    • стратегия внешнеэкономической  экспансии, связанная как с расширением деятельности за границей, так и с созданием там своих филиалов, отделений и агентств.

    Достижение  этих стратегий может осуществляться с помощью следующих принципиальных методов управления:

    • управление на основе контроля. Осуществляется при стабильном развитии на перспективу и использует в основном финансовый контроль;

    • управление на основе экстраполяции. Применяется, когда в перспективе будут  обнаруживаться те же тенденции, что и в прошлом периоде. В этих условиях используются составление текущих балансов, оценка инвестиций, целевое управление, долгосрочное инвестирование;

    • управление на основе разработки принципиально  новых стратегий. Используется тогда, когда возникают новые тенденции развития, которые требуют нового стиля и принципов управления;

    • управление на основе принятия оперативных  решений. Применяется при чрезвычайных и непредвиденных обстоятельствах.

    Формирование  банковского менеджмента является довольно сложным процессом и  состоит из ряда важнейших компонентов, направленных на достижение разработанных целей и выработанной стратегии банка. К таким компонентам относятся:

    • процесс принятия и реализации управленческих решений,

    • информационное обеспечение менеджмента,

    • экономический механизм банковского  менеджмента,

    • управление банковской деятельностью,

    • управление персоналом,

    • регулирование предпринимательской деятельности банка.

    Рассмотрим  более подробно содержание каждого  компонента

    • Процесс принятия и реализации управленческих решений предусматривает три стадии: подготовка решений, принятие решений и реализация.

    Подготовка  решения — это экономический анализ ситуации банка на микро- и макроуровне, который заключается в поиске, сборе и обработке информации. На этой стадии формируются проблемы, требующие решения.

    Принятие  решения — это разработка и оценка альтернативных решений, проводимых на основе многовариантных расчетов. На этой стадии осуществляется выбор оптимального решения.

    Реализация  решения — осуществляются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, проводится контроль за его выполнением, вносятся коррективы и дается оценка полученного результата. Цель этой стадии — получение оптимальных результатов в конкретных условиях.

    Методы  принятия решений для достижения поставленных целей могут быть различными:

    • интуитивный метод, который базируется на основе накопленного опыта и суммы знаний в конкретной деятельности, что позволяет принимать решения;

    • метод на основе "здравого смысла", когда решения принимаются путем  обоснования последовательным доказательством на основе практического опыта;

    • метод, основанный на научно-практическом подходе, когда принимается оптимальное решение на основе переработки большого количества информации. Этот метод требует применения современных технических средств, особенно компьютеров. Принятие управленческих решений предусматривает использование следующих принципов: иерархии; создания целевых межфункциональных групп; соблюдения формальных правил и процедур; планирования; выполнения горизонтальных связей.

Информация о работе Банковский Менеджмент