Шпаргалка по "Банковскому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:46, шпаргалка

Краткое описание

1. Особенности банковского менеджмента (БМ)
Теоретические основы

31. Стратегия продаж банковских продуктов и услуг

Файлы: 1 файл

БМ (Автосохраненный).docx

— 85.65 Кб (Скачать)

   1. Особенности банковского  менеджмента (БМ).

      Менеджмент - рыночная модель управления  экономикой, ориентированная на  извлечение максимальной прибыли  при наиболее полном удовлетворении  потребительского спроса.

      БМ представляет собой самостоятельный  вид профессиональной деятельности  в кредитной организации. 

      Особенности БМ:

   1) содействие  движению финансовых резервов;

   2) извлечение  прибыли за счет использования  преимущественно привлеченного  капитала;

   3) высокий  уровень конкуренции на финансовых  рынках;

   4) своеобразие  банковского продукта;

   5) высокие  риски всех банковских операций;

   6) наличие  внешнего регулирования и надзора  за текущей деятельностью со  стороны ЦБ;

   7) необходимость  использовать передовые  информационные  системы. 

      Функции БМ:

   1) Выбор  долгосрочной стратегии банковской  деятельности.

   2) Координация  целей, управляющих воздействий  и действий всех элементов  системы управления.

   3) Организация  технологического цикла банковской  деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами  и т.д ).

      Принципы БМ:

   1) Учет  макроэкономических факторов и  конъюнктуры финансового рынка.

   2) Учет  нормативных требований ЦБ.

   3) Ориентация  деятельности на рыночный спрос  на услуги кредитных организаций.

   4) Оптимизация  доходности и рисков банковских  операций.

   5) Сочетание  принципов централизации и децентрализации  в управлении.

      Виды БМ: стратегический (общий), финансовый  и менеджмент персонала

   2 Значение БМ в  периоды экономического  подъема и кризиса.

   При всех различиях предметов и инструментов управления деятельностью Центрального и коммерческого банков необходимость  БМ является достаточно очевидной. Банки - не просто хранилище денег; они  являются участниками общественных отношений, а их деятельность не совершается  автоматически. Банковская деятельность, как и всякая иная деятельность, нуждается в управлении: планировании, организации, регулировании и контроле. При этом ситуация осложняется тем, что речь идет о наиболее сложной  деятельности - деятельности субъектов  в сфере денежно-кредитных отношений. Через банки проходят денежные потоки, отражающие производство, распределение, обмен и потребление общественного  продукта. На денежных и товарных рынках банки выполняют самые разнообразные  операции и услуги.

   На  банковской деятельности сказывается  весь ход воспроизводственного процесса, различные макроэкономические показатели развития производства и обращения  товаров. Экономический подъем благоприятно отражается на банковской деятельности, расширяется спрос и предложение  банковского капитала, при прочих равных условиях сокращаются банковские риски. В период подъема экономики  возрастают накопления, и как следствие  увеличиваются денежные средства на счетах предприятий и населения, а следовательно, и пассивы банков в целом.

   Экономический подъем, выражающийся в таких макроэкономических показателях, как рост валового внутреннего  продукта, объема промышленного и  сельскохозяйственного производства, товарооборота, инвестиций, внешнеэкономической  деятельности и т.п., создает идеальные  условия для развития банков. Это, однако, не означает, что в период экономического подъема полностью  удается предотвратить диспропорции в развитии отдельных производств, избежать банкротств предприятий и  банков. Поэтому и в благоприятных  условиях экономического подъема менеджмент играет важную роль в отношении прибыльности и надежности кредитных организаций. Задачи БМ становятся более значимыми  в период экономического спада, кризиса  производства и обращения.

   Вслед за экономическим кризисом следует  кризис банковской системы. При банковском кризисе происходит насильственный невозврат кредита, его резкое "замораживание" и сокращение, банкротство кредитных  организаций. В период кризиса ощущается  острая нехватка ссудного капитала, существенное его удорожание и массовое изъятие  вкладов из кредитных организаций. Кризис затрагивает как крупные, так и мелкие банки.

   К сожалению, довольно часто банковский кризис воспринимается как только явное и глубокое падение  в развитии банков, как катастрофа, выраженная в массовом их банкротстве. Если катастрофы нет, если рушатся лишь отдельные банки, то, следовательно, нет и банковского кризиса. Главной  причиной последующего обвала как в  экономике в целом, так и в  банковском секторе стал слабый БМ.

   3.  Теоретические основы.

   Термин  менеджмент  характеризуется кратко, как "управление предприятием в условиях рыночной экономики".

    Менеджмент  как наука отражает теоретические  и методологические основы управления  определенными сферами деятельности. Управление в банковской сфере  включает финансовый менеджмент  и управление Персоналом. Каждое из указанных направлений БМ можно рассматривать и как науку, и как практическую деятельность.

   Теоретические основы финансового менеджмента 

   Финансовый  менеджмент как самостоятельная  наука сформировался сравнительно недавно. Первые разработки в этой области  относятся к середине XX в. Сердцевину науки составляют теория портфеля и  теория структуры капитала, раскрывающие принципиальные подходы к формированию активов и пассивов банка, а также  теория агентских отношений.

   Согласно  теории портфеля, совокупный риск активов может быть снижен за счет объединения рисковых активов в кредитный портфель; ценных бумаг - в портфель ценных бумаг, инструментов срочного валютного рынка - в валютный портфель и т.д. Для менеджеров особое значение имеют два вывода: во-первых, для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфели; во-вторых, уровень риска по каждому отдельному виду активов (рыночный риск) следует измерять во взаимосвязи с риском портфеля в целом. На основе этой теории выводится, в частности, понятие эффективного портфеля, критериями которого являются обеспечение ожидаемой доходности при любом риске и обеспечение минимизации риска про любой ожидаемой доходности. На практике данная теория определяет подходы к формированию оптимального портфеля рисковых активов. Теория портфеля в финансовом менеджменте банков занимает особое место, поскольку ресурсы последних в основном формируются за счет привлеченных ресурсов. Поэтому формирование эффективных кредитных, инвестиционных, валютных и других портфелей банка представляет важную научную и практическую задачу менеджмента.

   Теория  структуры капитала, также лежащая в основе финансового менеджмента, посвящена исследованию структуры финансовых ресурсов. Начало разработки теории относится к 1958. В соответствии с этой теорией каждая фирма имеет индивидуальную оптимальную структуру капитала, т.е. соотношение собственных и заемных средств. Критерием оптимальности структуры капитала является повышение стоимости фирмы, выраженной в курсовых ценах акций. Данная теория позволяет оценить оптимальную структуру капитала банка, понимая в этом случае под капиталом совокупность ресурсов банка (собственных и привлеченных). К теории финансового менеджмента относится также теория агентских отношений, раскрывающая закономерности взаимоотношений между акционерами и менеджерами, акционерами и кредиторами.

      4. Цели и задачи БМ.

   Цели  БМ:

   1) Экономические  цели (повышение стоимости банка,  обеспечением его ликвидности,  потенциальный рост объемов операций  банка, приемлемый риск для  кредиторов и т.д.).

   2) Социальные  цели (наиболее полное удовлетворение  потребностей клиентов и содействии  банка развитию экономики в  целом).

   Таким образом, можно выделить структуру  основных задач банковского менеджмента  с учетом их содержания:

   I Банковская  политика

   1) Постановка  главных задач, выделение основной  цели существования банка;

   2) Разработка  комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных  целей существования банка;

   3) Разработка  методологии управления деятельностью  банка;

   4) Разработка  организационной структуры банка  в соответствии с выбранной  политикой развития банка;

   5) Стратегия  управления персоналом банка:  в области организации работы, мотивации, определения эффективности  работы, стимулирования инновационного  потенциала и продвижения персонала.

   II Банковский  маркетинг

   1) Установление  существующих и потенциальных  рынков банковских услуг;

   2) Выбор  конкретных рынков и выявление  потребностей банковской клиентуры;

   3) Установление  долго- и краткосрочных целей  для развития существующих и  создания новых видов банковских  услуг;

   4) Внедрение  новых видов услуг в практику  и контроль банка за реализацией  программ внедрения.

   III Создание  банковских продуктов

   1) Разработка  методов изменения состояния,  свойств, формы денежных средств  в процессе деятельности банка  для удовлетворения потребностей  существующих и потенциальных  клиентов банка;

   2) Внедрение  новых банковских технологий  обслуживания клиентов.

   IV Формирование  клиентской базы банка, обслуживание  клиентов, продажа услуг

   1) Укрепление  позиций на освоенных сегментах  рынка банковских услуг (кредитных,  операционных, инвестиционных, трастовых)  для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные  учреждения, физические лица);

   2) Завоевание  новых рынков банковских услуг;

   3) Повышение  конкурентоспособности, расширение  ресурсной базы банка, создание  дополнительных доходоприносящих  денежных потоков;

   4) Получение  прибыли.

   V Экономика  и финансы

   1) Приращение  капитала;

   2) Управление  прибылью и ликвидностью;

   3) Максимизация  управленческого вознаграждения;

   4) Обеспечение  стабильности развития банка;

   5) Обоснование  финансовых решений;

   б) Управление издержками банка.

   VI Информационно-аналитическое  обеспечение

   1) Создание  информационно-аналитической системы  планирования и реализации финансовых  операций.

   VII Администрирование

   1) Приведение  организационной структуры банка,  классификации и квалификации  персонала в соответствие с  выбранной стратегией развития  банка.

   Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим  образом:

   1. Программирование  деятельности банка - формирование  целевой программы исходя из  схемы: "банковский продукт - клиент".

   2. Планирование  деятельности банка - разработка  количественных параметров, которые  должны соответствовать программным  целям кредитной организации.  Критические параметры - размер  собственного капитала, достаточность  собственного капитала, допустимые  параметры изменения во времени  портфеля активных и пассивных  операций, структура активных пассивных  операций, мультиплицирующий эффект  собственного капитала банка  и т. д. - должны изменяться на  интервале планирования деятельности.

   3. Информационно-аналитическое  обеспечение - его основой являются  первичные документы, регистрирующие  конкретную операцию или сделку  с банковской клиентурой. Именно  сделка, но не бухгалтерская проводка, является первичной информационной  ячейкой.

   4. Экономика  и финансы - обоснование заданных  нормативных ограничений на параметры  деятельности банка и контроль  над случайными факторами, которые  могут привести к отклонению  от заданной целевой программы,  а также оценка степени выполнения  программы банка.

   5. Технологии - разработка функционально-технологической  документации, которая отражает  потребности внешней среды, а  также корреспонденция разработанной  функционально-технологической документации  с действующим регламентом банковских  операций и услуг.

Информация о работе Шпаргалка по "Банковскому менеджменту"