Шпаргалка по "Банковскому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:46, шпаргалка

Краткое описание

1. Особенности банковского менеджмента (БМ)
Теоретические основы

31. Стратегия продаж банковских продуктов и услуг

Файлы: 1 файл

БМ (Автосохраненный).docx

— 85.65 Кб (Скачать)

   6. Маркетинг  - выявление потребностей внешней  среды и мониторинг ее изменений.

   7. Контрольно-административная  деятельность, которая включает  обслуживание процессов оперативного  сопровождения управляющих воздействий.

   8. Экспертиза  и консультации - экспертиза, консультации  и сопровождение направлений,  связанных с управляющими воздействиями  внешней среды.

   9. Обеспечение  - материально-техническое и кадровое  обеспечение.

   10. Паблик  рилейшнс - информационно-исследовательское  обеспечение, реклама и продвижение  схемы "банковский продукт-клиент" на рынок. [7 c. 125]

   Таким образом, система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих  воздействий, охватывает основные параметры  банковской деятельности, не затрагивая изменений основополагающих банковских операций и услуг в процессе ее реализации.

   6. Содержание (БМ)

      С точки зрения содержания  БМ подразделяется на два блока: 

   1) Финансовый  менеджмент (управление д.с.):

   - теории  финансового менеджмента (теория  портфеля, теория структуры капитала, теория агентских отношений); - специфические  для банка теории.

      Направления финансового менеджмента  - стратегическое и текущее планирование, формирование банковской политики, маркетинг, управление активами, управление пассивами, управление  ликвидностью и т.д.

   2) Управление  персоналом (где теория финансового  менеджмента опирается на психологию, деловую этику, социологию и  другие науки, максимальное использование  потенциала коллектива и каждого  сотрудника).

      Направления блока «управление  персоналом» - мотивация труда,  организационная структура банка,  система подготовки и переподготовки  кадров, механизм оплаты труда,  организация внутреннего контроля  и т.д. 

      С точки зрения управленческого  процесса финансовый менеджмент  включает следующие этапы:

   1) Планирование (определение локальных  и общих  перспектив, разработка перспективных  и текущих планов).

   2) Анализ (оценка деятельности банка в  целом и по отдельным направлениям  на основе сравнения фактически  достигнутых результатов с прогнозными,  с результатами истекших периодов  и лучших банков).

   3) Регулирование:

   - государственное;

   - внутрибанковское.

   4) Контроль:

   - внешний  (осуществляет ЦБ РФ и  внешние  аудиторы);

   - внутренний (организуется самим банком и  является частью его менеджмента).

     7. Правовая основа БМ включает 3 блока:

   Отличительной чертой банковской деятельности является ее высокая рискованность. Формирование ресурсов банков и их размещение напрямую зависит от множества факторов макроэкономического  характера: политической и экономической  стабильности в стране, уровня инфляции, доверия кредиторов и инвесторов к банковской системе, развития и  устойчивости рынка ценных бумаг  и др. Методами централизованного  регулирования банковской деятельности являются законодательные акты и  нормативные документы органов  банковского надзора. К числу  основных законодательных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций  в Российской Федерации, относятся: федеральные законы "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)"; "О банках и банковской деятельности"; "О банкротстве  кредитных организаций"; "О  реструктуризации кредитных организаций". Указанные и иные федеральные  законы, имеющие отношение к банкам, составляют первый блок правовых документов, определяющих требования к организации  БМ.

   Второй  блок нормативно-правовых актов составляют нормативные документы ЦБ, определяющие состав и содержание пруденциальных норм и требованиий к КБ.

   Третий  блок документов, обусловливающих содержание БМ, составляют нормативные документы  самих кредитных организаций. К  ним относятся различные положения, инструкции, методики, определяющие политику кредитной организации в целом  и по определенным направлениям, плановые показатели деятельности, порядок осуществления  отдельных операций и предоставления услуг, методики осуществления аналитических  разработок, порядок осуществления  внутрибанковского контроля, требования к кредитной документации и другие вопросы.

   Правовая  основа БМ постоянно расширяется  и совершенствуется, что требует  повышения профессионализма банковских менеджеров.

   7. Оценка качества банковского менеджмента (БМ).

      Качественные характеристики финансового  менеджмента: достаточность капитала  банка, качество активов и достаточность  созданных резервов, состояние ликвидности,  прибыльность.

    Другими  критериями качества менеджмента  выступают: профессионализм менеджеров  банка, способность их к лидерству,  способность к планированию и  оперативному реагированию на  изменение конъюнктуры, характер  проводимой банком политики и  оценка ее выполнения, риск инсайдерских  сделок, эффективность управления  персоналом банка и др.

    Положительные оценки по названным критериям определяют менеджмент в целом как хороший.

      Опрос независимых специалистов  зарубежных стран выявил 10 основных  характеристик современного управления:

   1) открытая  культура;

   2) наличие  общих ценностей;

   3) нацеленность  на прибыль;

   4) акцент  на удовлетворении потребностей  клиентов;

   5) желание  вкладывать средства в новые  продукты;

   6) сильное  и последовательное руководство  и стратегическое мышление;

   7) стремление  к набору наилучших сотрудников;

   8) вложения  в подготовку персонала;

   9) наличие  системы информации о продуктах  или клиентах, позволяющей осуществить  оценку их прибыльности;

   10) хорошее  управление кредитным риском.

      В России оценка качества банковского  менеджмента осуществляется в  процессе аудиторских проверок  в соответствии с требованиями  Банка России. В зависимости от  причин, вызывающих неудовлетворительное  управление банком, выделяют 4 типа  такого управления: неграмотное  управление, косметическое управление, безнадежное руководство и мошенничество.

   8 Принципы БМ

   Основные  требования к банковскому менеджменту  выражаются в принципах управления, являющимися общими для всех сфер деятельности. [5 c.29]

   К общим  принципам современного менеджмента  относятся, в частности, принцип  оптимального сочетания централизации  и децентрализации в управлении, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, принцип демократизации управления. Наряду с общими в каждой сфере могут действовать принципы, выражающие специфические требования к управлению в данной сфере деятельности, отражающие ее особенности.

   Исходя  из особенностей банковской системы, основные принципы банковского менеджмента  можно сформулировать следующим  образом:

   * разграничение  функций между двумя уровнями  банковской системы - Центральным  банком и коммерческим банком;

   * сочетание  экономических интересов коммерческого  банка с требованиями государственной  денежно-кредитной политики;

   * поднадзорность  коммерческого банка Центральному  банку;

   * минимизация  банковских рисков.

  1. Методы реализации Б стратегии

   Сегодня маркетинговая стратегия банка  предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры.

   Банковская  стратегия и политика — это  система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы ее реализации. Составными элементами политики и стратегии выступают маркетинг, процентная политика, расширение зарубежной деятельности, информационное обеспечение банковской деятельности, расширение банковских операций.

   Разработка  научно-технической политики Б означает разработку и организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг, снижения издержек, повышения конкуренции.

   Разработка  и внедрение новых банковских продуктов и услуг представляет собой конкретную разработку новых банковских продуктов и внедрение (реализацию) их на рынке среди различных категорий физических и юридических лиц. Организация научно-технической деятельности включает в себя организацию специальных подразделений банка, обеспечение персоналом, информацией и технической базой для проведения исследовательских работ.

   Разработка  и обеспечение политики по важнейшим  направлениям банковской деятельности включает в себя разработки таких  важнейших направлений, как расширение пассивных и активных операций и  их отдельных элементов, процентная политика, маркетинг, обеспечение ликвидности, инвестиции, информационное обеспечение.

   Развитие  банковских технологий — это разработка конкретных операций и документооборота в рамках пассивных и активных операций.

   Обеспечение мат-тех ресурсами включает в  себя обеспечение зданиями, помещениями, тех средствами, включая ЭВМ, ксероксы, фототехнику, пишущие машинки, автомобильный парк.

   Повышение качества и конкурентоспособности  предусматривает улучшение качества банковских продуктов и услуг и расширение рынка. Повышение производительности труда — это уменьшение затрат на единицу банковского продукта, на одного работника, внедрение новых технических средств.

   Стратегия банка — это разработка обоснованных мер и мероприятий для достижения намеченных целей,  в которых должны быть учтены все потенциальные возможности  банка.

   Разработка  банковской политики предусматривает  следующие направления:

  • формирование стратегических целей и задач,
  • анализ сильных и слабых сторон работы банка,
  • оценку действующих и перспективных направлений банковской деятельности,
  • анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование банка,
  • разработку и определение альтернативных видов банковской деятельности,
  • выбор стратегии,
  • составление ежегодного баланса банка в целом и его подразделений,
  • внутреннюю и внешнюю аудиторскую проверку банка.

   Базой для разработки политики — целей  и стратегии банка — служит полная информационная обеспеченность, которая достигается в результате деятельности банка как за текущий период, так и на перспективу. Анализ предусматривает оценку тех тенденций, которые способны оказать воздействие на результаты работы банка. Например, анализ положения банка в конкурентной борьбе предусматривает оценку и определение результатов, которых можно достичь, изменив конкурентную стратегию банка.

   При разработке стратегических позиций  Б пользуются опред–ми кач–ми и колич–ми показателями. Качественные называются ориентирами, а количественные — заданиями. Ориентир — это более отдаленная цель, которую Б стремится достичь путем разработки стратегии.

   Определение цели — это более конкретный уровень принятия решений, который требует выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия для одних целей не может быть использована для достижения других.

   Между ориентирами, целями и стратегией существует тесная взаимозависимость. Стратегия, разработанная правлением банка, может стать целью и ориентиром для отдельных его подразделений. Поэтому различают общие цели (глобальные), которые разрабатываются в целом для банка, и специфические цели — в основном для различных подразделений банка.

   Общие цели отражают концепцию развития Б  и ставятся на длительную перспективу. Они определяют основные направления  программ развития Б, что требует  точного формулирования целей и  их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием целей происходит оценка приоритетов, или ранжирование.

Информация о работе Шпаргалка по "Банковскому менеджменту"