Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:46, шпаргалка
1. Особенности банковского менеджмента (БМ)
Теоретические основы
31. Стратегия продаж банковских продуктов и услуг
Приоритетность общих целей, выраженных в количественных показателях или путем формулирования общих направлений, может быть представлена следующим образом:
   1) обеспечение 
оптимальной рентабельности. Это объем 
депозитных операций, уровень и норма 
прибыли (размеры прибыли, норма прибыли 
на вложенный капитал или активы, отношение 
прибыли к акционерному капиталу, к объему 
операций, ежегодные темпы прироста объема 
различных  операций и прибыли, доход 
на одну акцию); доля на рынке, структура 
капитала, цена акций на первичном и вторичном 
рынках, уровень дивиденда, сумма выплаченной 
заработной платы, уровень 
качества банковских продуктов;
обеспечение устойчивости положения банка. Сюда включаются следующие элементы: техническая политика (расходы на исследование и разработку новых продуктов); потенциал конкурентоспособности (снижение издержек, усиление конкурентоспособности выпускаемых продуктов); прогнозирование новых рынков, организация зарубежной деятельности, инвестиционная и кредитная политика; кадровая политика;
разработка новых направлений развития, новых видов деятельности банка. Сюда входят: диверсификация деятельности, включая новые продукты; приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм и компаний, а также кредитно-финансовых институтов, акции которых подлежат покупке; разработка новых секторов банковской деятельности.
   Специфические 
цели разрабатываются в рамках общих 
целей по основным видам деятельности 
в каждом подразделении и могут 
выражаться количественными и 
1) определение рентабельности по каждому подразделению банка (уровень прибыли, норма прибыли, прирост дивиденда на акцию). Другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности и носят характер подцелей;
   2) другие 
специфические цели включают достижения 
в области маркетинга (уровень реализации 
на одном или нескольких рынках, внедрение 
новых продуктов, расширение услуг); в 
области новых исследований и разработок; 
в установлении нормативных показателей 
для более эффективного использования 
банковских ресурсов (снижение издержек, 
повышение качества продуктов и разработка 
новых); в области финансов — определение 
структуры и источников финансирования, 
минимизация налогообложения;
3) цели филиалов и отделений банков, которые формулируются штаб-квартирой банка и сводятся к следующему: увеличение операций, повышение доли банка на рынке, рост прибыли и особенно нормы при были, расширение зарубежной деятельности филиала.
Все эти цели банком достигаются, как правило, путем принятия решений по тем или иным вопросам и проблемам, выработкой следующих стратегий:
   продуктово-рыночная  
стратегия   —   определение 
конкретных видов банковских продуктов 
и услуг, метода их реализации, способа 
повышения 
стратегия маркетинга — гибкое приспособление банка к рыночным условиям;
конкурентная стратегия, направленная на снижение издержек за счет индивидуализации и повышения качества продукта, определения их путем сегментации новых сфер деятельности банка;
стратегия нововведений — внедрение новых технологий и видов продуктов;
стратегия инвестиций — расширение вложений на рынке ценных бумаг с целью увеличения доходов банка;
стратегия развития, предусматривающая обеспечение устойчивых темпов развития банка, включая устойчивость темпов накопления капитала как в сфере пассивных, так и активных операций. Это также касается развития филиалов банка как внутри страны, так и за рубежом;
стратегия поглощений, связанная с приобретением акций других банков или кредитно-финансовых институтов;
стратегия зарубежного инвестирования, предусматривающая как поглощение зарубежных банков, так и увеличение вложений в иностранные ценные бумаги и недвижимость;
стратегия внешнеэкономической экспансии, связанная как с расширением деятельности за границей, так и с созданием там своих филиалов, отделений и агентств.
   Достижение 
этих стратегий может осуществляться 
с помощью следующих 
управление на основе контроля. Осуществляется при стабильном развитии на перспективу и использует в основном финансовый контроль;
управление на основе экстраполяции. Применяется, когда в перспективе будут обнаруживаться те же тенденции, что и в прошлом периоде. В этих условиях используются составление текущих балансов, оценка инвестиций, целевое управление, долгосрочное инвестирование;
управление на основе разработки принципиально новых стратегий. Используется тогда, когда возникают новые тенденции развития, которые требуют нового стиля и принципов управления;
   управление 
на основе принятия оперативных решений. 
Применяется при чрезвычайных и непредвиденных 
обстоятельствах 
11. Методические основы организации банковского менеджмента
   Содержание 
банковского менеджмента 
Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам. Планирование позволяет взаимоувязать все стороны деятельности банка через сводные показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы развития банка.
Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика).
   Анализ 
направлен на оценку деятельности банка 
в целом и по отдельным направлениям 
на основе сравнения фактически достигнутых 
результатов с прогнозными, с 
результатами истекших периодов и с 
результатами лучших банков. Материалы 
анализа позволяют выявить 
   Специфика 
работы банка на рынке, особенности 
стратегической программы, среды, в 
которой он действует и целый 
ряд других факторов предопределяют 
его организационную структуру, 
которая призвана максимально соответствовать 
обстановке рынка. Можно считать, что 
в любом коммерческом банке России 
присутствуют (или должны быть) следующие 
организационные структурные 
ПРАВЛЕНИЕ БАНКА
Подразделение стратегического развития
Подразделение маркетинга и аналитических исследований
Подразделение трастовых операций
Подразделение
краткосрочного
кредитования
и расчетов
Подразделение депозитов и ценных
бумаг
Подразделение долгосрочного кредитования и инвестиций
Подразделение по работе с вкладами населений
Организационное построение банка, если он хочет добиться реальных успехов на рынке, должно обеспечивать тесное взаимодействие всех звеньев управления, четкое разделение труда и строгую регламентацию работы каждого сотрудника. В российской действительности преобладают структурная организация коммерческих банков не на фундаментальной основе, а по дивизиональному признаку, который обеспечивает ориентирование на предоставление банковских услуг самого разного рода, работу с различными группами клиентов, а также учет региональных факторов. В этом случае управление строится таким образом, чтобы обеспечивать руководство в рамках этих направлений сформулирован сравнительно недавно: управление не только наука, но и искусство, в котором огромную роль играет интуиция, опыт, человеческие чувства. Поэтому не следует полностью доверяться " точным" технологиям управления, научным рекомендациям, компьютерным системам. Их нужно, конечно, изучать и использовать, но все-таки главным инструментом управления следует считать опыт и разум коллектива банка и его руководителей. Постоянно анализировать происходящее, советоваться с коллективом и снова анализировать
   - 
единственно надежная основа 
эффективного управления 
12 Ликвидность банка — способность банка обеспечить своевременное и полное исполнение своих обязательств.
Управление ликвидностью банка направлено на предотвращение и устранение как недостатка, так и излишка ликвидности. Недостаточная ликвидность может привести к неплатежеспособности банка, а чрезмерная может неблагоприятно повлиять на его доходность.
Типы ликвидности
По источникам
Накопленная
денежная наличность (деньги в кассе и на корреспондентских счетах);
активы, которые можно быстро превратить в наличность (например, ценные бумаги).
Покупная
межбанковские кредиты, которые можно получить с межбанковского рынка
возможные кредиты от основного регулятора банковской деятельности в стране (в России — Центральный банк Российской Федерации)
По срочности
мгновенная
краткосрочная
среднесрочная
долгосрочная
Управление ликвидностью банка
   Управление 
ликвидностью банка означает установление 
оптимального соотношения между 
отдельными видами активов и пассивов, 
которое определяется показателями 
ликвидности и банковскими 
   Управление 
ликвидностью банка включает в себя 
целый спектр мер: разработка финансовой 
политики банка; выбор методов оценки 
и анализа регулирования 
Оценка ликвидности банка
Оценка ликвидности банка зависит от многих факторов, которые можно условно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним относятся:
наличие значительных собственных денежных средств
качество и количество активов и депозитов
определенная зависимость от внешних источников и факторов
сопряженность активов и пассивов по срокам.
К внешним факторам относятся:
политическая и экономическая обстановка в стране и мире
развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка
организация системы рефинансирования