Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:46, шпаргалка
1. Особенности банковского менеджмента (БМ)
Теоретические основы
31. Стратегия продаж банковских продуктов и услуг
Приоритетность общих целей, выраженных в количественных показателях или путем формулирования общих направлений, может быть представлена следующим образом:
1) обеспечение
оптимальной рентабельности. Это объем
депозитных операций, уровень и норма
прибыли (размеры прибыли, норма прибыли
на вложенный капитал или активы, отношение
прибыли к акционерному капиталу, к объему
операций, ежегодные темпы прироста объема
различных операций и прибыли, доход
на одну акцию); доля на рынке, структура
капитала, цена акций на первичном и вторичном
рынках, уровень дивиденда, сумма выплаченной
заработной платы, уровень
качества банковских продуктов;
обеспечение устойчивости положения банка. Сюда включаются следующие элементы: техническая политика (расходы на исследование и разработку новых продуктов); потенциал конкурентоспособности (снижение издержек, усиление конкурентоспособности выпускаемых продуктов); прогнозирование новых рынков, организация зарубежной деятельности, инвестиционная и кредитная политика; кадровая политика;
разработка новых направлений развития, новых видов деятельности банка. Сюда входят: диверсификация деятельности, включая новые продукты; приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм и компаний, а также кредитно-финансовых институтов, акции которых подлежат покупке; разработка новых секторов банковской деятельности.
Специфические
цели разрабатываются в рамках общих
целей по основным видам деятельности
в каждом подразделении и могут
выражаться количественными и
1) определение рентабельности по каждому подразделению банка (уровень прибыли, норма прибыли, прирост дивиденда на акцию). Другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности и носят характер подцелей;
2) другие
специфические цели включают достижения
в области маркетинга (уровень реализации
на одном или нескольких рынках, внедрение
новых продуктов, расширение услуг); в
области новых исследований и разработок;
в установлении нормативных показателей
для более эффективного использования
банковских ресурсов (снижение издержек,
повышение качества продуктов и разработка
новых); в области финансов — определение
структуры и источников финансирования,
минимизация налогообложения;
3) цели филиалов и отделений банков, которые формулируются штаб-квартирой банка и сводятся к следующему: увеличение операций, повышение доли банка на рынке, рост прибыли и особенно нормы при были, расширение зарубежной деятельности филиала.
Все эти цели банком достигаются, как правило, путем принятия решений по тем или иным вопросам и проблемам, выработкой следующих стратегий:
продуктово-рыночная
стратегия — определение
конкретных видов банковских продуктов
и услуг, метода их реализации, способа
повышения
стратегия маркетинга — гибкое приспособление банка к рыночным условиям;
конкурентная стратегия, направленная на снижение издержек за счет индивидуализации и повышения качества продукта, определения их путем сегментации новых сфер деятельности банка;
стратегия нововведений — внедрение новых технологий и видов продуктов;
стратегия инвестиций — расширение вложений на рынке ценных бумаг с целью увеличения доходов банка;
стратегия развития, предусматривающая обеспечение устойчивых темпов развития банка, включая устойчивость темпов накопления капитала как в сфере пассивных, так и активных операций. Это также касается развития филиалов банка как внутри страны, так и за рубежом;
стратегия поглощений, связанная с приобретением акций других банков или кредитно-финансовых институтов;
стратегия зарубежного инвестирования, предусматривающая как поглощение зарубежных банков, так и увеличение вложений в иностранные ценные бумаги и недвижимость;
стратегия внешнеэкономической экспансии, связанная как с расширением деятельности за границей, так и с созданием там своих филиалов, отделений и агентств.
Достижение
этих стратегий может осуществляться
с помощью следующих
управление на основе контроля. Осуществляется при стабильном развитии на перспективу и использует в основном финансовый контроль;
управление на основе экстраполяции. Применяется, когда в перспективе будут обнаруживаться те же тенденции, что и в прошлом периоде. В этих условиях используются составление текущих балансов, оценка инвестиций, целевое управление, долгосрочное инвестирование;
управление на основе разработки принципиально новых стратегий. Используется тогда, когда возникают новые тенденции развития, которые требуют нового стиля и принципов управления;
управление
на основе принятия оперативных решений.
Применяется при чрезвычайных и непредвиденных
обстоятельствах
11. Методические основы организации банковского менеджмента
Содержание
банковского менеджмента
Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам. Планирование позволяет взаимоувязать все стороны деятельности банка через сводные показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы развития банка.
Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика).
Анализ
направлен на оценку деятельности банка
в целом и по отдельным направлениям
на основе сравнения фактически достигнутых
результатов с прогнозными, с
результатами истекших периодов и с
результатами лучших банков. Материалы
анализа позволяют выявить
Специфика
работы банка на рынке, особенности
стратегической программы, среды, в
которой он действует и целый
ряд других факторов предопределяют
его организационную структуру,
которая призвана максимально соответствовать
обстановке рынка. Можно считать, что
в любом коммерческом банке России
присутствуют (или должны быть) следующие
организационные структурные
ПРАВЛЕНИЕ БАНКА
Подразделение стратегического развития
Подразделение маркетинга и аналитических исследований
Подразделение трастовых операций
Подразделение
краткосрочного
кредитования
и расчетов
Подразделение депозитов и ценных
бумаг
Подразделение долгосрочного кредитования и инвестиций
Подразделение по работе с вкладами населений
Организационное построение банка, если он хочет добиться реальных успехов на рынке, должно обеспечивать тесное взаимодействие всех звеньев управления, четкое разделение труда и строгую регламентацию работы каждого сотрудника. В российской действительности преобладают структурная организация коммерческих банков не на фундаментальной основе, а по дивизиональному признаку, который обеспечивает ориентирование на предоставление банковских услуг самого разного рода, работу с различными группами клиентов, а также учет региональных факторов. В этом случае управление строится таким образом, чтобы обеспечивать руководство в рамках этих направлений сформулирован сравнительно недавно: управление не только наука, но и искусство, в котором огромную роль играет интуиция, опыт, человеческие чувства. Поэтому не следует полностью доверяться " точным" технологиям управления, научным рекомендациям, компьютерным системам. Их нужно, конечно, изучать и использовать, но все-таки главным инструментом управления следует считать опыт и разум коллектива банка и его руководителей. Постоянно анализировать происходящее, советоваться с коллективом и снова анализировать
-
единственно надежная основа
эффективного управления
12 Ликвидность банка — способность банка обеспечить своевременное и полное исполнение своих обязательств.
Управление ликвидностью банка направлено на предотвращение и устранение как недостатка, так и излишка ликвидности. Недостаточная ликвидность может привести к неплатежеспособности банка, а чрезмерная может неблагоприятно повлиять на его доходность.
Типы ликвидности
По источникам
Накопленная
денежная наличность (деньги в кассе и на корреспондентских счетах);
активы, которые можно быстро превратить в наличность (например, ценные бумаги).
Покупная
межбанковские кредиты, которые можно получить с межбанковского рынка
возможные кредиты от основного регулятора банковской деятельности в стране (в России — Центральный банк Российской Федерации)
По срочности
мгновенная
краткосрочная
среднесрочная
долгосрочная
Управление ликвидностью банка
Управление
ликвидностью банка означает установление
оптимального соотношения между
отдельными видами активов и пассивов,
которое определяется показателями
ликвидности и банковскими
Управление
ликвидностью банка включает в себя
целый спектр мер: разработка финансовой
политики банка; выбор методов оценки
и анализа регулирования
Оценка ликвидности банка
Оценка ликвидности банка зависит от многих факторов, которые можно условно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним относятся:
наличие значительных собственных денежных средств
качество и количество активов и депозитов
определенная зависимость от внешних источников и факторов
сопряженность активов и пассивов по срокам.
К внешним факторам относятся:
политическая и экономическая обстановка в стране и мире
развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка
организация системы рефинансирования