Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:40, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является выявление и значение банковского менеджмента как неотъемлемой части развития экономики в структуре деятельности банков.
Задачи данной работы:
1. Дать определение банковского менеджмента, выявить его особенности;
2. Охарактеризовать и выдвинуть основные направления организации финансового менеджмента;
Введение ………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Понятие и содержание банковского менеджмента
1.1 Содержание и особенности финансового менеджмента в банках…….5-7
1.2 Организация службы финансового менеджмента в банке……………..8-9
Глава 2. Организация управления финансовой деятельностью банка
2.1 Управление пассивами банка……………………………………………10-14
2.2 Управление активами банка……………………………………………..15-16
2.3 Управление ликвидностью банка……………………………………….17-21
2.4 Управление доходность банка……………………………………….….22-26
Глава 3. Современные направления развития банковского менеджмента.27-32
Выводы и предложения……………………………………………………..33-35
Список использованной литературы………………………………………….36
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Ульяновская сельскохозяйственная академия
Кафедра: «Финансы и кредит»
Регистрационный номер
Курсовая работа
по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»
на тему: «Основы банковского менеджмента»
Специальности: «Финансы и кредит»
Оценка:
Проверил:
Дата:
Ульяновск 2011
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Понятие и содержание банковского менеджмента
1.1 Содержание и особенности финансового менеджмента в банках…….5-7
1.2 Организация службы финансового менеджмента в банке……………..8-9
Глава 2. Организация управления финансовой деятельностью банка
2.1 Управление пассивами банка……………………………………………10-14
2.2 Управление активами банка……………………………………………..15-16
2.3 Управление ликвидностью банка……………………………………….17-21
2.4 Управление доходность банка……………………………………….….22-26
Глава 3. Современные направления развития банковского менеджмента.27-32
Выводы и предложения…………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….36
Введение
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги.
Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом. Банковский менеджмент можно определить как систему управленческих мер, предпринимаемых соответствующими организационными структурами для обеспечения непрерывности и своевременности движения кредитных ресурсов, целью которых является достижение как микро-, так и макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим приоритетам могут относиться: устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические приоритеты лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. Поэтому осуществление банком такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы. В связи с этим возникает вопрос оценки менеджмента, т.е. наличия соответствующей системы показателей. Но сначала необходимо отметить, что сам менеджмент как составное направление оценки банковской деятельности отражен в ряде рейтинговых систем, и в частности, в рейтинговой системе «САМЕЬ», используемой в США для оценки состояния и положения банков.
Целью написания курсовой работы является выявление и значение банковского менеджмента как неотъемлемой части развития экономики в структуре деятельности банков.
Задачи данной работы:
1.
2.
3.
Глава 1. Понятие и содержание банковского менеджмента
1.1 Содержание и особенности финансового менеджмента в банках
Менеджмент — это рыночная модель управления экономикой, ориентированная на максимизацию прибыли путем наилучшего удовлетворения интересов потребителей.
Банковский менеджмент — научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела.
Банк представляет собой прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, то есть на надежность и доверие вкладчиков[1].
Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:
- управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);
- управление персоналом.
Содержание банковского менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.
Общее планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов.
Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам, показывает взаимодействие всех сторон деятельности банка через сводные показатели, дает возможность соотнести их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития[2].
Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика).
Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков.
Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главным направлением анализа является оценка динамики объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка.
Наряду с этим коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям:
- анализ кредитного портфеля банка;
- анализ портфеля ценных бумаг;
- анализ кредитоспособности клиентов;
- анализ достаточности собственного капитала;
- анализ процентной маржи и др.
Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы “чужих” денег, государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.
Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк Российской Федерации и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.
Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
1.2 Организация службы финансового менеджмента в банке
Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением в соответствии с целями и задачами конкретного банка.
Основными направлениями финансового менеджмента являются:
- разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.);
- банковский маркетинг;
- управление активами и пассивами банка;
- управление ликвидностью и доходностью;
- управление собственным капиталом;
- управление кредитным портфелем;
- управление банковскими рисками (риск-менеджмент).
Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения. Постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.
Объектом деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке являются процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке заключается в следующем: в разработке и использовании систем и методик рационального планирования; в реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка[3].
Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, персонал банка, которые посредством различных форм управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта.
Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами).