Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:40, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является выявление и значение банковского менеджмента как неотъемлемой части развития экономики в структуре деятельности банков.
Задачи данной работы:
1. Дать определение банковского менеджмента, выявить его особенности;
2. Охарактеризовать и выдвинуть основные направления организации финансового менеджмента;
Введение ………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Понятие и содержание банковского менеджмента
1.1 Содержание и особенности финансового менеджмента в банках…….5-7
1.2 Организация службы финансового менеджмента в банке……………..8-9
Глава 2. Организация управления финансовой деятельностью банка
2.1 Управление пассивами банка……………………………………………10-14
2.2 Управление активами банка……………………………………………..15-16
2.3 Управление ликвидностью банка……………………………………….17-21
2.4 Управление доходность банка……………………………………….….22-26
Глава 3. Современные направления развития банковского менеджмента.27-32
Выводы и предложения……………………………………………………..33-35
Список использованной литературы………………………………………….36
из-за снятия клиентами денег со своих счетов;
в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов, которые банк решает принять (это или заявки на получение новых кредитов, или возобновление истекающих договоров о ссудах, или предоставление средств по существующим кредитным линиям).
Для удовлетворения спроса на ликвидные средства банк может привлечь некоторые из потенциальных источников предложения. Как правило, наиболее важными поступлениями являются поступления вкладов от клиентов, средства на новых счетах и поступления на уже существующие счета. Еще одним важным источником предложения ликвидных средств является погашение клиентами взятых ссуд, что дает дополнительные возможности для удовлетворения новых потребностей в ликвидных средствах подобно продаже активов банка, в частности, хорошо реализуемых ценных бумаг из портфеля инвестиций. Ликвидные средства также поступают в виде доходов от предоставления недепозитных услуг (консультирование, операционное обслуживание и др.)[6].
Источники возникновения проблем ликвидности
Банки заимствуют крупные суммы краткосрочных депозитов и резервов у граждан, предприятий и других кредитных учреждений, затем пускают их в оборот и предоставляют долгосрочные кредиты своим клиентам. Так что большинство банков имеют некоторое несоответствие между сроками погашения по своим активам и сроками погашения по основным обязательствам. Проблема, возникающая в случае несовпадения сроков, состоит в том, что банки имеют необычно высокую долю обязательств, требующую немедленного выполнения, таких, как вклады до востребования, текущие счета и займы денежного рынка. Таким образом, банки всегда должны быть готовы удовлетворить безотлагательный спрос на денежные средства, который может быть весьма значительным в отдельные моменты времени.
Другим источником потенциальных проблем ликвидности является чувствительность банков к изменениям процентных ставок. Когда происходит рост процентных ставок, некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей в других местах. Многие клиенты, взявшие ссуды, могут приостановить подачу заявок на новые кредиты или ускорить использование кредитных линий, еще имеющих низкие процентные ставки. Таким образом, изменение процентных ставок отражается на спросе клиентов и на депозиты, и на кредиты, что оказывает сильное влияние на уровень ликвидности банка. Более того, изменение процентных ставок влияет на рыночную стоимость активов, продажа которых может потребоваться банку для получения дополнительных ликвидных средств, и оказывает непосредственное влияние на стоимость займов на денежном рынке.
Вне зависимости от этих факторов удовлетворение спроса на ликвидные средства должно быть для банка высокоприоритетным. Неудачи в этой области могут серьезно подорвать доверие к нему клиентов.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ЛИКВИДНОСТИ
Политика ликвидности имеет дело с решением дилеммы ликвидность — рентабельность. Поэтому перед банком встает задача максимизации доходности своих операций при наличии данного ограничения, причем присутствует четко выраженный фактор неопределенности, так как руководство банка не может с уверенностью предсказать, когда и в каком масштабе возникнет проблема ликвидности. А когда она возникнет, можно только предпринять меры на основе заранее созданного задела — резервов, особой структуры активов и пассивов или наработанных операций.
Наиболее старый способ обеспечения потребностей банка в ликвидных средствах известен как управление ликвидностью через управление активами. В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов — главным образом денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. Когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства. Эту стратегию управления ликвидность часто называют трансформацией активов, поскольку ликвидные средства поступают за счет превращения неденежных активов в наличные средства.
Многие банки в качестве источника ликвидных средств все чаще стали использовать займы на денежном рынке. Это стратегия заемной ликвидности, часто называемая управлением покупной ликвидностью или управлением пассивами, в чистом виде предполагает заем быстрореализуемых средств в количестве, достаточном для покрытия всего ожидаемого спроса на ликвидные средства. Однако к займам прибегают только тогда, когда возникает такая необходимость, чтобы избежать накопления слишком большого объема незадействованных ликвидных средств в активах. Если спрос на ликвидные средства превышает его первоначально ожидаемый уровень, банк будет просто поднимать предлагаемую им ставку, до тех пор, пока не получит необходимую сумму быстрореализуемых средств. Заем ликвидных средств является наиболее рисковым способом решения банком проблем ликвидности (но он дает более высокую ожидаемую прибыль) из-за изменчивости процентных ставок денежного рынка и доступности кредита[7].
Метод фондового пула
На практике был выработан ряд подходов к контролю и управлению риском ликвидности или, другими словами, управлению способностью банка приобретать денежные средства в наличной и безналичной форме быстро и по разумной цене для выполнения своих текущих обязательств. Управление ликвидностью можно осуществлять сравнением степени ликвидности активов и постоянства пассивов? или, иначе, методом управления фондами. Указанный метод состоит в сопоставлении общей потребности в ликвидности и всех имеющихся у банка источников ее покрытия. Для этого применяются показатели оценки ликвидности баланса.
Измерение движения денежных средств
Другой подход к измерению ликвидности состоит в отслеживании динамики изменения объема потребности в ликвидности и источников ее удовлетворения. В качестве примера достоверного возрастания потребности в ликвидности можно привести договора об открытии кредитных линий. Напротив, если один из крупных вкладчиков заранее уведомил об изъятии через оговоренный срок крупного срочного депозита, мы достоверно можем говорить о сокращении в известный момент в будущем источников ликвидных ресурсов[8].
Другие подходы к управлению ликвидностью
Метод управления резервной позицией является методом с большими преимуществами и большими недостатками. Его содержание заключается в следующем: определяем резервную позицию, т.е. не формируем заранее вторичные резервы, а лишь прогнозируем количество фондов, которое мы можем купить на денежном рынке и тем самым профинансировать возможный отток денежных средств. В первую очередь, речь идет о привлечении средств на межбанковском рынке и заимствовании у ЦБР[9].
Метод управления кредитной позицией заключается в определении особой кредитной позиции — того объема денежных средств, которые банк получит в краткосрочном периоде, если не будет возобновлять краткосрочные кредиты. При этом подходе к управлению ликвидностью также присутствует фактор риска доступности фондов и, как и в предыдущем варианте, его актуальность будет возрастать по мере развития денежного рынка.
2.4 Управление доходность банка
Как бы ни были важны для банка цели и приоритеты, реализуемые в процессах управления пассивами, активами, комплексного управления активами и пассивами, банк является предпринимательской структурой и, следовательно, важнейшая его цель — получение дохода, прибыльность деятельности.
Прибыль играет в деятельности банка определяющую, но разноплановую роль. Прибыль — это:
— приращение капитала через капитализацию нераспределенной прибыли;
— ресурсы для экспансии в новые сферы экономики, социальные сферы, территории и для роста;
— создание запаса прочности (резерва) на случай проблемных ситуаций, потенциальных убытков;
— обеспечение выплат дивидендов инвесторам;
— внушение доверия реальным и потенциальным инвесторам и кредиторам в сохранности их средств и получении доходов;
— измерение и индикация продуктивной способности банка (в первую очередь его активных операций)[10].
Базовая, целевая установка на максимизацию прибыли за счет достижения наиболее высоких доходов при минимальных расходах банка может быть воспринята менеджментом в «чистом виде» только в весьма редких случаях. Банковские доходы могут быть диверсифицированы по довольно широкому кругу признаков:
— по порядку получения (процентные, непроцентные, пр.);
— по источникам получения (предпринимательские структуры, население, биржи);
— по частоте получения (стандартные, неопределенные);
— по гарантии получения (наличные, счета, ценные бумаги, материальные объекты);
— по срокам получения — инвестиционному временному эффекту — разнице между моментом инвестиции финансовых ресурсов и получения дохода (кратко-, средне-, долгосрочные и т.д.)[11].
Соответственно, и целевые, и методические, и организационные подходы менеджмента формируются в очень широком диапазоне и часто в разных направлениях.
Так, процентные доходы (разделяемые на процентные по рублевым кредитам и проценты по валютным кредитам или на проценты по ссудам, по депозитам в банках, по лизингу клиентам, по портфелю долговых ценных бумаг) в принципе могут быть оптимизированы в рамках конкурентных, ресурсных, социальных и иных внешних ограничений, а также ограничений по качеству (доля повышенных процентных доходов по просроченным кредитам, например, не может превышать 2-5% в структуре доходов банка)
Непроцентные доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по долевым ценным бумагам и доходы от совместной деятельности) в редких случаях могут быть значительно увеличены, так как их доходность редко является единственной целью инвестиций. Чаще предполагается согласование с иными целями, что обусловливает некоторое снижение доходности относительно затрат на управление, информацию, диверсификацию и др.
Непроцентные комиссионные доходы (оплата открытия и ведения счетов, комиссии по лизингу, факторингу, агентские доходы по трастам и т.д.) являются по сути возмещающими, т.е. должны соответствовать затратам и качеству операции, а их чрезмерный рост означает потерю качества менеджмента, потерю имиджа банка.
Непроцентные торговые доходы (купля-продажа валюты, ценных бумаг и иных финансовых инструментов — фьючерсов, опционов, валютный дилинг и арбитраж), формируемые краткосрочными колебаниями котировок активов, есть следствие не традиционных банковских операций, а скорее банковских сделок, в общем, для банков не характерные и во многих странах даже запрещенные как чрезвычайно рискованные. Следовательно, доля этих доходов в структуре доходов банков резко ограничена вследствие их нестабильности. Соответственно, и их максимизация не предполагается.
Непроцентные «интеллектуальные» доходы от оплаты услуг (консультации, посреднические услуги, гарантии, поручительства) и доходы от оплаты или аренды нематериальных активов (методики и методические разработки, ноу-хау, программное обеспечение и т.д.), разработанных или приобретенных банком, отличаются самым высоким качеством, характеризуют менеджмент банка как высокопрофессиональный и компетентный.
И наоборот, доходы, получаемые банком от финансовых санкций (штрафы, пени и др.), примененных к проблемным заемщикам и вообще к нарушителям условий договоров, с точки зрения менеджмента банка крайне негативны и в принципе должны быть минимизированы.
Прочие доходы, такие, например, как возврат потерянного кредита в случае санации проблемного заемщика и «расчистки» его долгов и обязательств для восстановления имиджа, являются по сути лишь частичным возмещением убытков и должны быть минимизированы.
Естественно, что целевая установка на максимизацию доходов вредна при переходе к случайным доходам, от стандартных к неопределенным, от материальных объектов к наличным. Можно сказать, что и в сфере расходов банка общая целевая установка на их минимизацию дает уже при начальной диверсификации неоднозначный результат.
Так, процентные расходы по депозитам клиентов, депозитам банков, эмитированным и размещенным долговым ценным бумагам, имеют четко определенный, граничный уровень максимизации, превышение которого приводит к потере клиентов, дефициту ресурсов, снижению темпов роста. Однако в экстремальных ситуациях для выполнения своих обязательств перед вкладчиками, клиентами, бюджетом проблемные банки могут снизить отдельные виды своих расходов, и довольно значительно (транспортные расходы, заработная плата, командировочные), а некоторые расходы и вообще свести к нулю (представительские и рекламные расходы, благотворительность и т.д.). Продолжительность периода такой экономии не может быть большой, так как нарастающая социальная напряженность в коллективе банка и неизбежное снижение его имиджа негативно скажутся на качестве его менеджмента.
Только расходы по санкциям (уплачиваемые банком штрафы, пени, неустойки и др.) представляют тот редкий случай, когда целевая установка на управление банковской прибылью предполагает их полную, предельно возможную минимизацию, да и то не всегда. Если речь идет о стремлении менеджеров банка не допустить нарушений, предполагающих применение санкций, то такая минимизация расходов характеризует их менеджмент как несомненно качественный.
Что же касается «экономии» на налогах, резервировании, страховании, то здесь речь может идти лишь об оптимизации их уровня в рамках нормативно предусмотренных льгот и адекватности рискам.
Однако, несмотря на важность прироста количественных параметров, для менеджмента банка огромное значение имеют качественные параметры доходов, что обязательно должно учитываться при выработке приоритетов управленческих решений. С позиций их качества доходы разделяются на следующие группы и подгруппы: