Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:31, курсовая работа
Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации, это особая сфера управления, которая возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики.
Банковский менеджмент необходим при расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы банковского менеджмента……………………..…...4
1.1. Теоретические аспекты банковского менеджмента…………………..…..4
1.2. Цели и задачи банковского менеджмента………………………………....7
1.3. Методические основы организации банковского менеджмента ……….10
1.4. Правовые основы банковского менеджмента……………………………11
1.5. Качество банковского менеджмента и его оценка……………………….12
1.6. Основы управления персоналом в коммерческом банке как составная часть банковского менеджмента………………………………………………..15
1.6.1. Управление персоналом банка…………………………………………...15
1.6.2.Групповое управление взаимоотношениями в коллективе и с профсоюзами ……………………………………………………………………17
2. Уровень развития финансового менеджмента в коммерческом банке, индикатор эффективности его деятельности………………………………….20
2.1.Устойчивость коммерческого банка, понятие и составляющие……...….22
2.2.Организация аналитической работы в банке……………………………...24
2.3.Контроль за выполнением финансовых планов…………………………..27
Заключение……………………………………………………………………....31
Список литературы……………………………………………………………..33
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы банковского менеджмента……………………..…...4
1.1. Теоретические аспекты банковского менеджмента…………………..…..4
1.2. Цели и задачи банковского менеджмента………………………………....7
1.3. Методические основы организации банковского менеджмента ……….10
1.4. Правовые основы банковского менеджмента……………………………11
1.5. Качество банковского менеджмента и его оценка……………………….12
1.6. Основы управления персоналом
в коммерческом банке как составная
часть банковского менеджмента……………………………………………….
1.6.1. Управление персоналом банка…………………………………………...15
1.6.2.Групповое управление взаимоотношениями в коллективе и с профсоюзами ……………………………………………………………………17
2. Уровень развития финансового менеджмента в коммерческом банке, индикатор эффективности его деятельности………………………………….20
2.1.Устойчивость коммерческого банка, понятие и составляющие……...….22
2.2.Организация
аналитической работы в банке……
2.3.Контроль за выполнением финансовых планов…………………………..27
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации, это особая сфера управления, которая возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики.
Банковский менеджмент необходим при расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги.
Анализ эффективности состояния банка в современных условиях является основой принятия управленческих решений в банке и установления доверительных и взаимовыгодных отношений между банками и их клиентами.
Сегодня, когда изменилась экономическая ситуация в стране, и в первую очередь условия функционирования коммерческих банков, достижение их целей становится возможным в основном за счет изменения устойчивости банка. А поскольку финансовая деятельность является специализацией банков, роль финансового анализа в финансовой устойчивости ими трудно переоценить. Коммерческие банки являются важнейшим звеном рыночной экономики. В процессе их деятельности опосредуется большая часть денежного оборота в государстве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения временно свободных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса – государства, хозяйствующих субъектов, населения. При этом коммерческие банки способствуют переливу капиталов из наименее эффективных отраслей и предприятий национальной экономики в наиболее конкурентоспособные.
1.Теоретические основы
1.1. Теоретические аспекты банковского менеджмента
В условиях рыночной экономики компания, корпорация, пред- приятие любой сферы деятельности, в том числе банковской, требует управления. Управление, или менеджмент, предполагает учет колебаний рыночной конъюнктуры, обеспечение конкурентоспособности, стремление к эффективной, рентабельной, социально ориентированной деятельности. Трактовки термина «банковский менеджмент» различны. Чаще всего его понимают как управление банком в условиях рыночной экономики. Научное определение трактует банковский менеджмент как теоретические и методические основы управления конкретной сферой деятельности -банковской деятельностью.
Возникает вопрос: почему на определенном этапе исторического развития возникла острая потребность в менеджменте, в том числе и банковском? Появление банковского менеджмента обусловлено кризисом 1929-1933 гг. Многие коммерческие банки в это время либо обанкротились, либо пережили серьезные потрясения и потерпели убытки. Банковский менеджмент, как и весь менеджмент в западных странах, начинает интенсивно развиваться после Второй мировой войны, когда усиливается система регулирования экономики на микро и макроуровнях.
Циклические колебания и кризисы вынудили капиталистические страны искать пути регулирования экономики, одним из которых являлся менеджмент на микроуровне. Необходимо также отметить, что большую роль при этом сыграл опыт планирования в СССР. В последующем в западных странах возникает теоретическая база менеджмента, основой которого становится внутрифирменное планирование. Наиболее известной является теория эффективного портфеля американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Г. Марковица. Согласно его концепции, совокупный риск компании может быть значительно уменьшен за счет объединения рисковых активов в портфеле (кредитный и валютный портфели и портфель ценных бумаг). При этом большое значение имеют два вывода:
1) в целях минимизации риска инвесторам следует объединить рисковые активы в портфель;
2) уровень риска по каждому отдельному виду активов (рыночный риск) необходимо измерять в тесной связи с риском портфеля в целом. В основе теории Марковица лежит понятие эффективного портфеля. Основным критерием эффективности портфеля является обеспечение ожидаемой доходности или прибыльности (обеспечение рентабельности при любом риске и минимизация риска при любой ожидаемой доходности). Следует отметить, что в системе банковского менеджмента теория эффективного портфеля занимает особое место, так как речь в данном случае идет о привлеченных ресурсах. Именно поэтому формирование эффективных кредитно-ссудных, инвестиционных, валютных, лизинговых и других портфелей банка весьма важная научно-практическая задача банковского менеджмента. Теория портфеля Марковица была дополнена моделями оценки доходности финансовых активов, разработанными западными экономистами, в частности Дж. Митесом, Я. Мойссином, У. Шарфом.
Теоретической основой менеджмента стала также теория структуры капитала, разработанная в конце 1950-х гг. Ф. Модильяни и М. Миллером. Согласно их концепции, компания должна иметь самостоятельную оптимальную структуру капитала, т.е. оптимальное соотношение собственных (самофинансирование) и заемных средств. Причем это соотношение может изменяться под воздействием колебаний экономической конъюнктуры.
Данная теория позволяет компании сначала оценить, а затем определить оптимальную структуру капитала. Основным показателем оптимальной структуры капитала, как правило, является повышение стоимости компании, выраженной в курсе (рыночной стоимости) акций. Данная концепция в полной мере применима и для банков, если понимать под капиталом совокупность ресурсов банка (собственных и привлеченных).
К теоретическим основам менеджмента следует отнести также теорию агентских отношений, которая раскрывает взаимоотношения между акционерами и менеджерами, с одной стороны, и акционерами и кредиторами - с другой. Основная идея концепции сводится к тому, что все взаимоотношения являются источником потенциального конфликта. Так, главная цель акционеров - максимизация стоимости компании за счет повышения стоимости акций, включая их рыночную стоимость и рост дивидендов. В то же время основная цель менеджеров-увеличение размеров фирмы, властных полномочий, собственного статуса и доходов (премий, тантьем и т.д.). Для разрешения подобного конфликта акционер должен либо обладать набором инструментов для ограничения полномочий менеджеров, либо иметь возможность материально стимулировать их деятельность в целях повышения ее эффективности.
Противоречие существует также и между акционерами и кредиторами, когда первые через управляющих добиваются повышения стоимости компании за счет увеличения объема рисковых операций, ущемляя при этом интересы кредиторов. В данном случае менеджеры должны стать агентами как акционеров, так и кредиторов, чтобы сформировать баланс интересов и преодолеть возникающие противоречия в процессе осуществления компанией своей деятельности. Рассмотренные теории управления явились основой для формирования банковского менеджмента как отдельной, обособленной отрасли общего менеджмента.
Банковский менеджмент, будучи составной частью современной теории управления, рассматривает сущность и роль банков в экономике, содержание целей и задач управления банком, специфику объектов, методов и инструментов банковского менеджмента. Банковский менеджмент постепенно развивается и совершенствуется по мере развития науки, практики и появления новых аспектов деятельности банков. Кроме того, в качестве его теоретической основы широко используются психология, деловая этика, социология, математические и статистические модели применительно к от- дельным сферам управления банковской деятельностью. Каждый блок банковского менеджмента имеет определенную направленность, что обусловлено спецификой деятельности банка как особого кредитно-финансового института. [3, с.16-18]
1.2. Цели и задачи банковского менеджмента
Экономические и социальные цели банков
Как правило, цели банковского менеджмента определяются экономическими и социальными целями функционирования банка. Важнейшая экономическая цель любого банка - получение прибыли, что объективно обусловлено природой банка как коммерческого предприятия. Собственники банка (акционеры, пайщики), формируя уставный капитал, рассчитывают на прибыльное размещение денежных средств вкладчиков, приносящих им доход в виде дивидендов. При этом в получении прибыли заинтересованы и вкладчики, так как рентабельность банка свидетельствует о его надежности и устойчивости. Кроме того, в прибыльности банка заинтересован персонал банка - от менеджеров высшего звена управления до мелких служащих. В то же время максимизация прибыли банка может носить краткосрочный характер, который выражается в принципе: заработать больше и максимально снизить издержки.
Такой подход в качестве стратегической цели не направлен на долгосрочную перспективу, поскольку при наличии максимальной текущей прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличение резервов, развитие деловых связей с низкорентабельными, но в дальнейшем перспективными предприятиями. Следовательно, экономическая цель банковского менеджмента должна заключаться не в получении максимальной текущей прибыли, а в максимизации стоимости банка, что означает получение прибыли в долгосрочном плане, потенциальный рост операций банка, повышение стоимости его акций и стабильные дивиденды, а также обеспечение приемлемого уровня риска для кредиторов. Кроме того, банк, аккумулируя свободные денежные средства как юридических, так и физических лиц, должен обеспечить сохранность привлеченных средств и сбережений его вкладчикам. Реализация данной цели предусматривает управление текущей ликвидностью, обеспечение сбалансированности активов и пассивов банка по срокам, суммам и структуре, обладание соответствующими резервами, высокое качество кредитного и депозитного портфелей.
Социальная цель предусматривает удовлетворение потребностей клиентов банка в наборе и качестве услуг, скорости выполнения заявки, высокой культуре обслуживания. В этом случае система управления банком должна включать маркетинговые исследования банковских продуктов и услуг, а также цен на них. Реализация социальных целей банком невозможна без современных информационных технологий и учебных программ, развивающих специальные навыки персонала банка в общении с клиентурой.
К социальным целям банковского менеджмента можно отнести содействие банка развитию экономики путем вложения ресурсов в раз- личные сферы экономики, особенно в промышленность и регионы. Банки, являясь общественным институтом, должны увязывать свою деятельность с общим экономическим развитием страны и таким образом расширять масштабы своих будущих операций. Однако данный аспект социальных целей не всегда реализуется банками, так как их деятельности присущи определенные противоречия: погоня за прибылью, с одной стороны, и нежелание инвестировать средства в производственный сектор - с другой, поскольку прибыль можно получить на спекулятивных или более выгодных, чем инвестирование, операциях (например, валютных).
В качестве примера можно привести деятельность коммерческих банков в России в 1990-е гг., которые, по существу, игнорировали вложения в производственную сферу и развитие отечественной экономики.
Еще один пример: несмотря на наличие этического кодекса для служащих японских банков, в обязанность которых входит осмысление общественного значения этих кредитно-финансовых институтов, его положения не всегда соблюдаются, и под давлением руководства банковские служащие реализуют узкие и эгоистические цели банков. В целом игнорирование социальных целей характерно для большинства коммерческих банков в различных странах, включая крупные западные банки.[3, с.19-20]
Задачи банковского менеджмента
Экономические и социальные цели определяют задачи банковского менеджмента, к основным из которых следует отнести:
1) обеспечение прибыльности банка при допустимом уровне риска, что предполагает организацию эффективной системы управления прибылью, доходами и расходами, стоимостью акций, объектом и структурой пассивных и активных операций банка;
2) поддержание ликвидности при оптимизации объема прибыли, включая управление денежными потоками, развитие и улучшение качественной структуры пассивов, контроль за состоянием высоколиквидных активов, прогнозирование ликвидной позиции банка;
3) управление рисками, что предусматривает организацию прогноза общих параметров развития как собственной, так и мировой экономики, разработку параметров оценки различных банковских рисков, а также прогноз ликвидности на ближайшее будущее;
4) обеспечение максимально эффективной деятельности персонала банка, включая его обучение, материальное стимулирование и внутренний контроль.
1.3. Методические основы организации банковского менеджмента
Банковский менеджмент - довольно сложный процесс, состоящий из ряда подпроцессов, направленных на достижение стратегических целей банка. Банковский менеджмент как процесс управления включает:
• принятие и реализация управленческих решений;
• информационное обеспечение банковского менеджмента;
• экономический механизм банковского менеджмента;
• управление банковской деятельностью;
• управление персоналом;
• управление предпринимательской деятельностью банка.
Управление персоналом
Управление персоналом является важнейшей составляющей банковской деятельности. Оно, как правило, включает:
• прогнозирование потребностей в кадрах определенного качества и квалификации;