Основы банковского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации, это особая сфера управления, которая возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики.
Банковский менеджмент необходим при расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы банковского менеджмента……………………..…...4
1.1. Теоретические аспекты банковского менеджмента…………………..…..4
1.2. Цели и задачи банковского менеджмента………………………………....7
1.3. Методические основы организации банковского менеджмента ……….10
1.4. Правовые основы банковского менеджмента……………………………11
1.5. Качество банковского менеджмента и его оценка……………………….12
1.6. Основы управления персоналом в коммерческом банке как составная часть банковского менеджмента………………………………………………..15
1.6.1. Управление персоналом банка…………………………………………...15
1.6.2.Групповое управление взаимоотношениями в коллективе и с профсоюзами ……………………………………………………………………17
2. Уровень развития финансового менеджмента в коммерческом банке, индикатор эффективности его деятельности………………………………….20
2.1.Устойчивость коммерческого банка, понятие и составляющие……...….22
2.2.Организация аналитической работы в банке……………………………...24
2.3.Контроль за выполнением финансовых планов…………………………..27
Заключение……………………………………………………………………....31
Список литературы……………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

Следует заметить, что задача бюджетного контроля - обратить внимание менеджеров лишь на существенные отклонения, которые требуют детального анализа. Абстрагирование специалистов финансовых служб от незначительных текущих недостатков и концентрация внимания на стратегически важных направлениях обеспечивает максимально эффективное управление при отклонениях.

То есть, управление при отклонениях - это принцип управления, при котором менеджер концентрирует внимание только на существенных отклонениях от плана и не обращает внимания на показатели, которые выполняются удовлетворительно.

Контроль за выполнением финансовой модели и бюджета, а также управления при отклонениях осуществляются с помощью отчетов об исполнении, которые состоят планово-аналитическим подразделением и предоставляются менеджеру, ответственному за принятие соответствующих решений.

Отчет о выполнении - это отчет, в котором дается сравнение запланированных и фактических показателей и расчет отклонений с объяснением причин. Этот отчет состоит обычно ежемесячно.

Отклонения, отраженные в отчете о выполнении (финансовой модели, бюджета и т.д.), могут быть благоприятные (положительные) или неблагоприятные (негативные).

Благоприятными (положительными) есть отклонения, при которых фактический доход превышает запланированный, а фактические расходы меньше от бюджетных.

Неблагоприятными (негативными) есть отклонения, при которых фактический доход меньше от запланированного или фактические затраты больше от бюджетных.

Реакция менеджера на отклонения зависит от величины отклонений и их причин. Если несущественные отклонения, то менеджер может их игнорировать, то есть не изучать причины их появления. Значительные отклонения требуют детального изучения с помощью дополнительной информации. В зависимости от причин возникновения отклонения делятся на две группы:

• отклонения, возникшие в результате планирования;

• отклонения, что появились как результат деятельности.

Первые связаны с ошибками и просчетами в процессе составления прогнозов, определение функций доходов и расходов и т.п. Вторые являются результатом деятельности персонала или определенных действий.

В случае наличия значительных отклонений, в зависимости от их причин, возможны два альтернативных решения:

1) корректировка или пересмотр  финансовых планов, если результаты  контроля свидетельствуют о том, что дальнейшее выполнение их в таком виде нецелесообразно;

2) внесение соответствующих корректив  в действия для достижения запланированных целей.

Таким образом, отчет о выполнении обеспечивает обратную связь, обращая внимание менеджера на существенные отклонения от ожидаемых результатов, что в свою очередь дает возможность осуществлять управление при отклонениях.

Впрочем, не всегда существенное отклонение по определенной статье бюджета возможно трактовать как однозначно негативное или позитивное: естественная сложность организации движения денежных потоков внутри банка обуславливает наличие запутанного механизма взаимосвязей и взаємообумовленостей между количественными и качественными характеристиками тех или иных аспектов банковской деятельности. Так, скажем, существенное превышение лимита на расходы для изготовления рекламно-сувенирной продукции может оказаться просто неизбежным через объявленной банком кампанию повышенных процентных ставок для населения, которая в свою очередь была вызвана неудовлетворительным уровнем наращивание ресурсной базы за счет привлечения средств корпоративных клиентов вследствие чрезмерной экономии на подготовку высококвалифицированных менеджеров-консультантов. Выходом из такой ситуации может стать внедрение одной из самых прогрессивных технологий современного банковского менеджмента - концепции контроллинга. Эта концепция предусматривает создание единой комплексной аналитической системы, которая бы охватывала все процессы, которые имеют место внутри управленческого контура банка, сочетая в себе основные функции финансового менеджмента - планирование, учет, анализ и контроль. Сочетание, например, таких функций как анализ и контроль позволит избежать упомянутых выше проблем с взаимным влиянием различных статей бюджета, поскольку такое развитие ситуации должен быть предусмотрен И смоделирован заранее, не дожидаясь появления отклонений. Тогда как обычный финансовый контроль и анализ позволят лишь выявить отклонения, а затем анализировать причины его появления.

 

 

Заключение

Как мы видим основной составляющей банковского менеджмента является менеджмент финансовый. Он позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала)  и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Финансовый менеджмент в коммерческом банке - это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом – управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. В коммерческом банке большое значение имеет информационное и логико-аналитическое обеспечение финансового менеджмента.

Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке заключается в создании продуктового ряда банка (можно отметить, что на это же направлен и банковский маркетинг). Эта особенность не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению коммерческой и функциональной устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов, что позволяет реализовать основную концепцию любого коммерческого банка: надежный клиент - устойчивый банк.

В условиях бурного развития рынка финансовых услуг, наблюдающегося в мировой экономике на протяжении последних десятилетий, особое значение приобретает проблема идентичности оценки эффективности деятельности, кредитных организаций в транснациональном масштабе.

Понятие эффективности деятельности коммерческого банка многоаспектно, и в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности, так и результативность, а также всю совокупность показателей финансового состояния достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости, как для самого банка, так и для социально-экономической среды его деятельности. Поэтому эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка и контроле за ее реализацией.

На организацию аналитической деятельности в банке влияет множество факторов, наиболее существенными из которых являются: выбранная банком стратегия деятельности, размер капитала и активов, численность персонала, наличие сети учреждений, уровень квалификации персонала и др.

Цель финансового анализа зависит от интересов потребителей результатов анализа: клиентов интересует ликвидность, устойчивость банка; государственные органы в принципе должны интересовать только налоги; акционеров интересуют прибыль и дивиденды. Руководство банка заинтересовано в полной информации, и задача анализа – эту информацию предоставить.

 

 

Список литературы
  1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент / Балабанов И.Т. - М. : Финансы и статистика, 2006. -384 с.
  2. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка : учебник для вузов / Батракова Л.Г. - М. : Логос, 2008. – 216 с.
  3. Банковский менеджмент: учебник, под ред. Е.Ф. Жукова, изд. ЮНИТИ – ДАНА, 2012. -319 с.
  4. Жарковская Е. П. Банковское дело : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Е. П. Жарковская. — 8-е изд., стер. — М. : Издательство «Омега-Л», 2011. - 479 с
  5. Ильясов С.М. О сущности и основных факторах устойчивости банковской системы / Ильясов С.М. // Деньги и кредит. 2006. №2.
  6. Кудашева Ю.С. Оценка конкурентоспособности коммерческих банков / Кудашева Ю.С. // Деньги и кредит. 2006. № 11..
  7. Кроливецкая, Л.П. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Кроливецкая, Е. В. Тихомирова. - М. : КНОРУС, 2009 – 280с.
  8. Марданов Р.Х. Управление персоналом на основе процессорных технологий / Марданов Р.Х., Соколова Ф.М., Онучина В.В., Исханова В.В. // Деньги и кредит. 2007. №6.
  9. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент банка: Учебное пособие. Издат., ЮНИТИ – ДАНА, 2012. - 399 с.
  10. Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка. - М.: ООО ДеКА, 2008. – 287 с.
  11. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: в 3-х кн. - М.: Перспектива, 2009. – 410 с.
  12. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка / Панова Г.С. — М.: Финансы и статистика, 2006. – 274 с.
  13. Питер С. Роуз. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг / Питер С. Роуз. — М., 2007. – 768 с.
  14. Стружкин, Дж.Ф. Управление финансами в коммерческом банке [Текст]: учебное пособие / Под ред. Р.О. Стружкина. – М.: Экономъ, 2010. – 456с.
  15. Сенчагов, В.К.. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник / под.ред. А.И. Архипова – М.: «Проспект», 2007.– 496 с.
  16. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции / Усоскин В.М. — М.: Вазар-Ферро, 2004. – 491 с.
  17. Финансовый менеджмент : теория и практика : учебник / под ред. Е.С. Стояновой – 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во Перспектива, 2009. - 280 с

 

 


Информация о работе Основы банковского менеджмента