Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:31, курсовая работа
Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации, это особая сфера управления, которая возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики.
Банковский менеджмент необходим при расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы банковского менеджмента……………………..…...4
1.1. Теоретические аспекты банковского менеджмента…………………..…..4
1.2. Цели и задачи банковского менеджмента………………………………....7
1.3. Методические основы организации банковского менеджмента ……….10
1.4. Правовые основы банковского менеджмента……………………………11
1.5. Качество банковского менеджмента и его оценка……………………….12
1.6. Основы управления персоналом в коммерческом банке как составная часть банковского менеджмента………………………………………………..15
1.6.1. Управление персоналом банка…………………………………………...15
1.6.2.Групповое управление взаимоотношениями в коллективе и с профсоюзами ……………………………………………………………………17
2. Уровень развития финансового менеджмента в коммерческом банке, индикатор эффективности его деятельности………………………………….20
2.1.Устойчивость коммерческого банка, понятие и составляющие……...….22
2.2.Организация аналитической работы в банке……………………………...24
2.3.Контроль за выполнением финансовых планов…………………………..27
Заключение……………………………………………………………………....31
Список литературы……………………………………………………………..33
Следует заметить, что задача бюджетного контроля - обратить внимание менеджеров лишь на существенные отклонения, которые требуют детального анализа. Абстрагирование специалистов финансовых служб от незначительных текущих недостатков и концентрация внимания на стратегически важных направлениях обеспечивает максимально эффективное управление при отклонениях.
То есть, управление при отклонениях - это принцип управления, при котором менеджер концентрирует внимание только на существенных отклонениях от плана и не обращает внимания на показатели, которые выполняются удовлетворительно.
Контроль за выполнением финансовой модели и бюджета, а также управления при отклонениях осуществляются с помощью отчетов об исполнении, которые состоят планово-аналитическим подразделением и предоставляются менеджеру, ответственному за принятие соответствующих решений.
Отчет о выполнении - это отчет, в котором дается сравнение запланированных и фактических показателей и расчет отклонений с объяснением причин. Этот отчет состоит обычно ежемесячно.
Отклонения, отраженные в отчете о выполнении (финансовой модели, бюджета и т.д.), могут быть благоприятные (положительные) или неблагоприятные (негативные).
Благоприятными (положительными) есть отклонения, при которых фактический доход превышает запланированный, а фактические расходы меньше от бюджетных.
Неблагоприятными (негативными) есть отклонения, при которых фактический доход меньше от запланированного или фактические затраты больше от бюджетных.
Реакция менеджера на отклонения зависит от величины отклонений и их причин. Если несущественные отклонения, то менеджер может их игнорировать, то есть не изучать причины их появления. Значительные отклонения требуют детального изучения с помощью дополнительной информации. В зависимости от причин возникновения отклонения делятся на две группы:
• отклонения, возникшие в результате планирования;
• отклонения, что появились как результат деятельности.
Первые связаны с ошибками и просчетами в процессе составления прогнозов, определение функций доходов и расходов и т.п. Вторые являются результатом деятельности персонала или определенных действий.
В случае наличия значительных отклонений, в зависимости от их причин, возможны два альтернативных решения:
1) корректировка или пересмотр
финансовых планов, если результаты
контроля свидетельствуют о
2) внесение соответствующих
Таким образом, отчет о выполнении обеспечивает обратную связь, обращая внимание менеджера на существенные отклонения от ожидаемых результатов, что в свою очередь дает возможность осуществлять управление при отклонениях.
Впрочем, не всегда существенное отклонение по определенной статье бюджета возможно трактовать как однозначно негативное или позитивное: естественная сложность организации движения денежных потоков внутри банка обуславливает наличие запутанного механизма взаимосвязей и взаємообумовленостей между количественными и качественными характеристиками тех или иных аспектов банковской деятельности. Так, скажем, существенное превышение лимита на расходы для изготовления рекламно-сувенирной продукции может оказаться просто неизбежным через объявленной банком кампанию повышенных процентных ставок для населения, которая в свою очередь была вызвана неудовлетворительным уровнем наращивание ресурсной базы за счет привлечения средств корпоративных клиентов вследствие чрезмерной экономии на подготовку высококвалифицированных менеджеров-консультантов. Выходом из такой ситуации может стать внедрение одной из самых прогрессивных технологий современного банковского менеджмента - концепции контроллинга. Эта концепция предусматривает создание единой комплексной аналитической системы, которая бы охватывала все процессы, которые имеют место внутри управленческого контура банка, сочетая в себе основные функции финансового менеджмента - планирование, учет, анализ и контроль. Сочетание, например, таких функций как анализ и контроль позволит избежать упомянутых выше проблем с взаимным влиянием различных статей бюджета, поскольку такое развитие ситуации должен быть предусмотрен И смоделирован заранее, не дожидаясь появления отклонений. Тогда как обычный финансовый контроль и анализ позволят лишь выявить отклонения, а затем анализировать причины его появления.
Как мы видим основной составляющей банковского менеджмента является менеджмент финансовый. Он позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Финансовый менеджмент в коммерческом банке - это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом – управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. В коммерческом банке большое значение имеет информационное и логико-аналитическое обеспечение финансового менеджмента.
Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке заключается в создании продуктового ряда банка (можно отметить, что на это же направлен и банковский маркетинг). Эта особенность не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению коммерческой и функциональной устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов, что позволяет реализовать основную концепцию любого коммерческого банка: надежный клиент - устойчивый банк.
В условиях бурного развития рынка финансовых услуг, наблюдающегося в мировой экономике на протяжении последних десятилетий, особое значение приобретает проблема идентичности оценки эффективности деятельности, кредитных организаций в транснациональном масштабе.
Понятие эффективности деятельности коммерческого банка многоаспектно, и в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности, так и результативность, а также всю совокупность показателей финансового состояния достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости, как для самого банка, так и для социально-экономической среды его деятельности. Поэтому эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка и контроле за ее реализацией.
На организацию аналитической деятельности в банке влияет множество факторов, наиболее существенными из которых являются: выбранная банком стратегия деятельности, размер капитала и активов, численность персонала, наличие сети учреждений, уровень квалификации персонала и др.
Цель финансового анализа зависит от интересов потребителей результатов анализа: клиентов интересует ликвидность, устойчивость банка; государственные органы в принципе должны интересовать только налоги; акционеров интересуют прибыль и дивиденды. Руководство банка заинтересовано в полной информации, и задача анализа – эту информацию предоставить.