Основы банковского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является выявление и значение банковского менеджмента как неотъемлемой части развития экономики в структуре деятельности банков.
Задачи данной работы:
1. Дать определение банковского менеджмента, выявить его особенности;
2. Охарактеризовать и выдвинуть основные направления организации финансового менеджмента;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Понятие и содержание банковского менеджмента
1.1 Содержание и особенности финансового менеджмента в банках…….5-7
1.2 Организация службы финансового менеджмента в банке……………..8-9
Глава 2. Организация управления финансовой деятельностью банка
2.1 Управление пассивами банка……………………………………………10-14
2.2 Управление активами банка……………………………………………..15-16
2.3 Управление ликвидностью банка……………………………………….17-21
2.4 Управление доходность банка……………………………………….….22-26
Глава 3. Современные направления развития банковского менеджмента.27-32
Выводы и предложения……………………………………………………..33-35
Список использованной литературы………………………………………….36

Файлы: 1 файл

ДКБ.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Таким образом, под содержанием банковского менеджмента понимают управление банком, направленное на выбор оптимального способа получения наивысших экономических результатов с использованием классического инструментария менеджмента — планирования, анализа, регулирования, контроля. В свою очередь “сфера банковского менеджмента” подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. Финансовый менеджмент, или управление финансами, в значительной степени основывается на управлении банковскими рисками.

       Основная задача управления финансами состоит в том, чтобы через комплексное управление активами и пассивами максимизировать стоимость банка, которая характеризуется прибыльностью и степенью риска проводимых банком операций.

Глава 2. Организация управления финансовой деятельностью банка

2.1 Управление пассивами банка

 

Пассивы коммерческого банка с определенной долей условности представляют собой финансовые ресурсы, обеспечивающие его функционирование (существование и деятельность). Существуют различные подходы к классификации пассивов банка. Согласно наиболее кардинальным из них базовыми элементами являются:

— собственные, привлеченные и заемные ресурсы;

— капитал и обязательства банка.

Пассивы как обязательства банка формируются в общем плане в виде депозитов и вкладов с различными режимами и ограничениями, а также эмитированных и размещенных долговых ценных бумаг, причем их качественные характеристики зависят от воздействия множества формирующих, возмущающих и ограничивающих факторов. Управление пассивами — обязательствами состоит, в первую очередь, в достижении оптимального сбалансированного влияния двух важнейших групп факторов — целей (задач) банка и интересов его клиентов (потребителей банковских продуктов). При этом должны учитываться и внешние воздействия — их необходимо отслеживать и по возможности нейтрализовывать.

Задачи банка в управлении пассивами сводятся к следующему.

1. Не допускать привлечения ресурсов, не приносящих доходы:

— не привлекать (количественно) лишние депозиты и ресурсы долговых ценных бумаг, которые на текущий или ближайший моменты невозможно разместить;

— не привлекать ресурсы, качественные характеристики, условия привлечения которых неадекватны требованиям рынка, затрудняют или вообще не позволяют их разместить;

— минимизировать привлечение тех типов депозитов, условия размещения которых предполагают повышенные резервные требования.

2. Изыскивать и предпочтительно привлекать кредитные ресурсы, в количестве и по качеству необходимые и достаточные для: а) проведения и развития (расширения активных операций; б) формирования альтернативных источников погашения обязательств банка (экстремальный денежный поток).

3. Изыскивать «дешевые» кредитные ресурсы по их качественным характеристикам, условиям привлечения и изъятия.             

4. Осуществлять поиск и привлечение максимально «стойких» кредитных ресурсов, т.е. ресурсов, вероятность изменения качественных характеристик которых минимальна, чтобы снизить риск ликвидности и/или процентный риск (за исключением особых случаев — управление гэпом в процентном риске, например).

5. Изыскивать и привлекать (или держать готовыми к привлечению) по возможности легкодоступные по своим качественным характеристикам кредитные ресурсы. Отметим, что очень важное направление деятельности по нейтрализации риска ликвидности.

6. Проведя предварительный, но достаточно серьезный анализ «сомнительных» с точки зрения их происхождения ресурсов, не привлекать их в банк — это может привести к падению имиджа банка, втягиванию его в криминальные сферы, повышению риска осуществляемых операций и вызвать отток клиентов.

7. В процессе привлечения ресурсов соблюдать принцип информационного и страхового обеспечения, т.е. стараться привлекать на счета и депозиты, мониторинг которых достаточно прост, средства клиентов, давно пользующихся кредитами банка (особенно крупных клиентов, деятельность которых осуществляется в зоне повышенного риска)[4].

Эти цели и задачи банка по управлению пассивами приходится, особенно на начальных и критических этапах жизненных циклов пассивных банковских продуктов, постоянно соотносить с интересами и общими требованиями потребителей банковских услуг — клиентов банка, а именно: 1) доходностью; 2) сохранностью; 3) возвратностью.

Эти три общих требования считаются базовыми, классическими. Они в свою очередь реализуются рядом других условий и требований, среди которых можно выделить следующие:

— ликвидность (рыночность) представляет собой требование оформления вклада с использованием таких финансовых инструментов (документы, ценные бумаги), которые позволили бы клиенту обеспечить возвратность средств при реализации их третьему лицу, получать дополнительный доход, использовать его в расчетных операциях, применять в качестве залога;

— соответствие сроков реализации предлагаемых банком пассивных продуктов периоду оборота активов клиента, потребностям накопления, циклам характерных колебаний ставок финансового рынка и т.д.;

— адекватная банковская политика в области защиты вкладов от досрочного изъятия (применение стимулирующих принципов, или политика умеренно жестких санкций);

— соблюдение интересов организационного характера, которые состоят в том, что, кроме прочего, вклад или депозит в банке открывал широкий доступ к другим банковским продуктам и услугам;

— адекватность качественных характеристик (условий) депозитов целям вложений клиентов (текущие расчеты, накопления, доходы и т.д.);

— повышение имиджа в предпринимательской среде как клиента банка, солидного, но разборчивого в контактах (хороший банк с сомнительными структурами дел не имеет);

— возможность конверсии типа и характеристик пассивных продуктов в зависимости от потребностей клиентов (вклад до востребования — срочный — сберегательный; облигации — акции и т.д.).

Кроме описанных выше базовых сфер управления пассивами следует отслеживать, а при необходимости и возможности нейтрализовывать влияние управляющего и параллельного уровней окружающей среды, в том числе таких факторов, как:

— состояние денежного обращения в стране, дефицит свободных денежных средств;

— управленческие воздействия органов банковского надзора и регулирования;

— территориальные и социальные условия и ограничения;

— межбанковская конкуренция;

— сфера влияния банка.

Качественные характеристики пассивных банковских продуктов, по которым осуществляются балансировка и корректировка вышеперечисленных факторов в процессе управления пассивами, различаются по своей значимости и важности для разных контрагентов, но в общем виде сводятся к следующим:

— размер, величина привлекаемых ресурсов;

— сроки привлечения;

— тип вкладчика, отрасли, территории;

— режим и порядок возврата;

— величина и порядок начисления процентов;

— вид процентов, возможности и причины их изменения;

— порядок оформление документов и оплата услуг по предоставлению пассивных банковских услуг;

— наличие и комплекс сопровождающих и дополнительно предоставляемых услуг;

— возможности и условия конверсии характеристик договора займа;

— режим и жесткость защиты от досрочного изъятия средств и т.д. Формирование этих качественных характеристик осуществляется на базовых принципах политики диверсификаций.

Управление пассивами, как и управление активами, проводится в двух главных направлениях:

— управление качеством конкретного банковского продукта;

— управление портфелем банковских продуктов.

              Управление качеством конкретного банковского продукта состоит в формировании, поддержании — и необходимой или вынужденной — корректировке его качественных характеристик. Практически этот процесс управления начинается уже на стадии разработки банковского продукта в соответствии с базовыми положениями соответствующих сфер банковской политики. Характеристики адаптируются к требованиям надзора, условиям рынка и окружающей среды и прорабатываются весьма тщательно, особенно при резких изменениях ситуации и кризисов.

Управление портфелем банковских продуктов предполагает, что их конкретные качественные характеристики относительно стабильны, хотя бы на фиксируемый срок. При этом управленческие воздействия направлены на управление составом — формирование структуры портфеля, тщательный анализ и отбор каждого конкретного продукта, включаемого в портфель. Исключаются действия, не соответствующие целям банковской политики; действия криминального оттенка, опирающееся на недостаточную информационную базу; исключаются также действия, требующие особого уровня квалификации, которой персонал банка на текущий момент не обладает, повышенного риска и т.д. Однако более сложный процесс портфельного управления пассивами представляет собой перманентная корректировка величины долей составляющих частей портфеля. И формирование самой структуры портфеля по удельным весам, и объединение его составных частей в группы с учетом принципов диверсификации, и изменение их долей в зависимости от состояния окружающей среды требуют, естественно, четких прогнозов, серьезной организационно-аналитической работы, высокого профессионального уровня менеджмента банка[5].

 

 

2.2 Управление активами банка

 

В современных условиях наиболее логичным представляется определение активных операций как операций, формирующих доходы банка. К активным операциям, в дополнение к ссудным и инвестиционным, можно также отнести и лизинговые, и факторинговые, и трастовые операции банков.

Так же, как и пассивы, активы управляются с учетом необходимости балансировок целей-задач банковской политики, интересов потребителей активных банковских продуктов и ограничивающих возмущающих воздействий окружающей среды. К задачам банковского менеджмента в сфере управления активами относятся:

— обеспечение доходности — важнейшая задача предпринимательских структур, которая охватывает практически все сферы деятельности банка;

— поддержание ликвидности — обеспечение возвратности (без потерь стоимости) вложенных средств или привлечение новых ресурсов для погашения обязательств банка.

— сохранность актива, его стоимости;

Все задачи банковской политики должны соответствовать интересам потребителей активных банковских продуктов — клиентов банка, таких как:

— адекватность качественных характеристик банковской услуги потребностям проекта (при использовании клиентом заемных средств). Это особо касается объемов, сроков кредита, порядка его получения, оформления, погашения и т.д.;

— приемлемая величина оплаты привлекаемых ресурсов (процент, комиссионные);

— адекватность условий и требований возврата (погашения) возможностям клиента по общему, адекватному, экстремальному или альтернативному денежному потоку;

— отсутствие излишней сложности и жесткости в условиях получения и обслуживания кредита, в методах возврата средств;

— возможность получения комплекса услуг или дополнительной помощи в виде консультаций, работы с проблемными кредитами и т.д.

Внешняя окружающая среда также формирует свои предпочтения и ограничения, создает возмущающие воздействия, которые необходимо отслеживать и учитывать в процессе управления активами. Прежде всего это:

ряд нормативов и ограничений, устанавливаемых органами надзора;

— макроэкономические факторы и состояние рынка вообще, и финансового в частности;

— предпочтения, традиции и условия социальной среды;

— направления развития предпринимательской деятельности;

— усилия конкурентов;

— разработка и внедрение новых банковских продуктов, технологий, приемов и т.д.;

— уровень информационного обеспечения.

Управление активами — это по существу управление качеством конкретного продукта, группы или портфеля активов. Основа — диверсификация активов по ряду качественных характеристик, к основным из которых можно отнести: объемы; сроки;  цели и проекты; заемщики; отрасли заемщика; территории; величина и вид процентов, оплата комиссионных; порядок выдачи; документирование и защита, санкции; порядок погашения.

Перечисленные базовые принципы дают лишь подходы к управлению банковскими активами. Каждый вид активных операций банков имеет свою специфику.

 

2.3 Управление ликвидностью банка

 

Потребности банка в ликвидных средствах могут быть рассмотрены с точки зрения спроса и предложения. Для большинства банков наибольший спрос на ликвидные средства возникает по двум причинам:

Информация о работе Основы банковского менеджмента