Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Проблема банковского менеджмента в России появившаяся с ростом банков, относится к числу наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем банке, опираясь не на систему общепринятых ценностей и представлений, а лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии. Чтобы сделать процесс управления банком как сложной социально-экономической системой действительной активным, необходим ряд условий.

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 69.07 Кб (Скачать)

Введение

     Проблема  банковского менеджмента в России появившаяся с ростом банков, относится  к числу наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем банке, опираясь не на систему  общепринятых ценностей и представлений, а лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии. Чтобы сделать процесс управления банком как сложной социально-экономической системой действительной активным, необходим ряд условий. Прежде всего, руководители банков должны понять истинные причины своих неудач, обусловленных недостатками управления.

     Банки работают в области управляемого риска. Поэтому очень важно уметь  прогнозировать и управлять банковскими  рисками, вовремя оценивать риски  на финансовом рынке. Необходима методика анализа и прогноза банковских рисков с тем, чтобы фактор неопределённости будущего, как источника повышенного риска на финансовом рынке, был источником получения высоких доходов.

     Актуальность  темы данной курсовой работы состоит  в том, что банковская деятельность подвержена большому числу рисков, так как банк, помимо функции бизнеса, несет в себе функцию общественной значимости и проводника денежно-кредитной политики, то знание, определение и контроль банковских рисков представляет интерес для большого числа внешних заинтересованных сторон: Центральный Банк, акционеры, участники финансового рынка, клиенты. В исследовании риска целесообразно разграничить два ключевых направления - распознавание и оценка уровня риска и принятие решений в области риска.

     Современный банковский рынок немыслим без риска. Риск присутствует в любой операции, только он может быть разных масштабов и по-разному "смягчаться", компенсироваться. Было бы в высшей степени наивным искать варианты осуществления банковских операций, которые бы полностью исключали риск и заранее гарантировали бы определенный финансовый результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Общая характеристика системы  банковского менеджмента.

     1.1 Теоретические основы банковского  менеджмента

     Деятельность  любого коммерческого предприятия  в условиях рыночной экономики требует соответствующего управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих  перед предприятием, обеспечение его конкурентоспособности и эффективности деятельности [5, с.19].

     Специфику сферы управления определяют направления  менеджмента: финансовый менеджмент, управление персоналом, материальными фондами и т.п. Управление в банковской сфере включает финансовый менеджмент и управление персоналом. Каждое из этих направлений можно рассматривать и как науку, и как практическую деятельность.

     Финансовый  менеджмент банков имеет собственные  научные основы, отражающие  специфические  стороны управления денежными ресурсами банков. К ним, в частности, относятся теории, анализирующие происхождение, сущность и роль банка в экономике, объясняющие содержание целей и задач финансового менеджмента, специфику объектов, методов и инструментов банковского управления.

       К теориям, непосредственно раскрывающим основы финансового менеджмента в банках, относятся теории управления ликвидностью: теория коммерческих ссуд, теория перемещения активов и теория ожидаемого дохода. Указанные теории обусловили появление специфических методов управления ликвидностью (метод управления активами, метод управления пассивами и др.), которые в разных вариантах применяются в настоящее время в зарубежной и отечественной практике.

     Важное  место в научном обосновании  принципов финансового менеджмента в банках, относятся теории надежности банка, позволяющей обосновать методы оценки и управления надежностью.

     Финансовый  менеджмент банка как наука и  практика постоянно развивается с учетом обобщения новых явлений в банковском деле.

     Банковский  менеджмент кроме финансового включает управление персоналом. В этой части теория банковского менеджмента опирается на психологию, деловую этику, социологию и другие науки [5, с.21].

     Как управленческая деятельность менеджмент представляет собой систему, включающую следующие элементы: объект, субъект, инструменты, процедуры, правовое обеспечение.

     Объектом  управления являются:

     - операции, совершаемые банком (активные, пассивные, забалансовые), в результате  чего банк добивается достижения  целей и задач;

     - результаты деятельности, которые  отражают эти задачи и цели;

     - персонал, осуществляющий выполнение банком своих функций.

     В последние годы в связи с усложнением  банковского дела и усилением конкуренции в банковской сфере объект управления стал все больше включать качественные процессы банка. Это означает управление не только объемами активов и пассивов, но и их качеством, т.е. рискованностью, ликвидностью и прибыльностью.

     Управление  банковскими процессами становится самостоятельным направлением менеджмента банка.

     Субъекты  управления банком можно подразделить на внешние и внутренние.

     К внешним субъектам относится  государство в лице законодательного органа и Банк России как надзорный  орган. Управление ими банковской системой и конкретными банками осуществляется посредством принятия определенных законодательных и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Цель такого управления, сводящегося к правовому регулированию, надзору и контролю, - обеспечить устойчивость банковской системы, доверие к ней общества.

     Такое управление не касается принятия банком самостоятельных решений в процессе своей деятельности. Эту задачу решают внутренние органы управления банком. К ним относятся: Совет директоров банка и исполнительное руководство (менеджмент) банка.

     Менеджмент  банка включает высший исполнительный орган (Правление банка), руководителей функциональных и управленческих подразделений, а также комитетов (кредитного комитета, Казначейства, Службы внутреннего контроля, Кредитного управления и т.д.)

     Деятельность  всех внутренних органов управления банком регулируется специальными нормативными документами, утверждаемыми соответствующим образом.

     Инструменты управления подразделяются на общебанковские и относящиеся к конкретным направлениям деятельности банка. Они определяют совокупность нормативных документов, правил, стандартов, нормативов, регулирующих деятельность банка.

     К общебанковским относятся: банковская политика, положения, инструкции, регламенты, методики и т.д. К индивидуальным инструментам относятся: лимиты кредитования, лимиты открытых валютных позиций, нормативы ликвидности и т.д. Использование каждого инструмента сопровождается применением соответствующих процедур, т.е. определенных действий. Банковская политика как инструмент предполагает использование таких процедур, как изучение сложившегося состояния банка и потребностей клиентов, постановка целей и задач развития банка, разработка предложений каждым подразделением по достижению этих целей и задач обсуждения и координация выдвинутых предложений, прин6ятие решений.

     Правовое  обеспечение как один из элементов  банковского менеджмента определяет правовую основу управленческой деятельностью банка.

     Отличительной чертой банковской деятельности является ее высокая рискованность. Формирование ресурсов банков и их размещение напрямую зависит от множества факторов макроэкономического  характера: политической и экономической стабильности в стране, уровня инфляции, доверия кредиторов и инвесторов к банковской системе, развития и устойчивости рынка ценных бумаг и др. В этих условиях во всех странах банковская деятельность относится к наиболее регулируемой со стороны государства в целях защиты интересов владельцев денежных вкладов и депозитов, находящихся в банке. Методами централизованного регулирования банковской деятельности являются законодательные акты и нормативные документы органов банковского надзора.

     К числу основных законодательных  актов, регулирующих деятельность кредитных  организаций в Российской Федерации, относятся федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; «О банках и банковской деятельности»; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [5, с.23].

     Указанные и иные федеральные законы, имеющие  отношение к банкам, составляют первый блок правовых документов, определяющих требования к организации банковского  менеджмента.

     Второй  блок нормативно-правовых актов составляют нормативные документы Банка России, определяющие состав и содержание пруденциальных норм и требований к кредитным организациям. Посредством указанных норм происходит регулирование предельных величин рисков, принимаемых кредитными организациями, уровень и состав резервов, обеспечивающих их устойчивость и надежность. В нормативных документах Банка России сформулированы также требования к порядку регистрации и лицензирования кредитных организация, организации бухгалтерского учета и отчетности, осуществлению кредитных операций, безналичных расчетов и т.д.

     Третий  блок документов, обуславливающий содержание банковского менеджмента, составляют нормативные документы самих  кредитных организаций. К ним относятся различные положения, инструкции, методики, определяющие политику кредитной организации в целом и по определенным направлениям, плановые показатели деятельности, порядок осуществления отдельных операций и предоставления услуг; методики осуществления аналитических разработок, порядок осуществления внутрибанковского контроля, требования к  кредитной документации и другие вопросы.

     Правовая  основа банковского менеджмента  постоянно расширяется и совершенствуется, что требует повышения профессионализма банковских менеджеров.

     Как отмечалось выше, управление в банковской сфере включает финансовый менеджмент и управление персоналом [5, с.23].

     Каждый  из блоков банковского менеджмента  имеет ряд направлений. Основные направления финансового менеджмента  обусловлены спецификой деятельности банка как особого финансового  института. Эти направления связаны  как с общими, так и более  конкретными задачами, стоящими перед  банком. Основные направления управления персоналом банка традиционны, специфична содержательная сторона отдельных  систем. Основные направления банковского менеджмента представлены в таблице 1:

     таблица 1

Финансовый  менеджмент Управление  персоналом
Стратегическое  и текущее план-е;

Формирование  банковской политики;

Маркетинг;

Управление активами;

Управление пассивами;

Управление ликвидностью;

Управление доходностью;

Управление активами и пассивами;

Управление собственным  капиталом;

Управление кредитным  портфелем;

Управление портфелем  цен бумаг;

Управление рисками;

Создание информационной системы.

Мотивация труда;

Организационная структура банка;

Расстановка кадров;

Система подготовки и переподготовки кадров;

Механизм оплаты труда, поощрений, стимулирования;

Организация внутреннего  контроля;

Система повышения  в должности;

Принципы общения  в коллективе.


 

1.2. Цели  и задачи банковского менеджмента

     Экономические и социальные цели банковского менеджмента. Цели банковского менеджмента обусловлены  целями функционирования банка. Последние  подразделяются на экономические и  социальные.

     Принято считать, что важнейшей экономической  целью банка является обеспечение  максимальной прибыли, что обусловлено  природой банка как коммерческого  предприятия. Действительно, собственники банка (акционеры, пайщики), формируя уставный капитал, ориентируются на прибыльное размещение средств, дающее им постоянный доход в виде дивидендов. В получении прибыли заинтересованы также клиенты банка, поскольку финансовый успех свидетельствует о надежности и устойчивости предприятия, с которым они имеют дело. В прибыльной работе банка заинтересован весь коллектив банка, включая высших менеджеров и младших служащих.

     Однако  постановка цели - максимизация прибыли  банка – зачастую понимается однозначно: зарабатывать больше и снижать издержки. В таком понимании указанная цель не ориентирует на долгосрочное функционирование банка. Для получения максимальной текущей прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличение резервов, развитие связей с малорентабельными, но перспективными предприятиями и т.д.

Информация о работе Банковский менеджмент