Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа
Проблема банковского менеджмента в России появившаяся с ростом банков, относится к числу наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем банке, опираясь не на систему общепринятых ценностей и представлений, а лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии. Чтобы сделать процесс управления банком как сложной социально-экономической системой действительной активным, необходим ряд условий.
Поэтому экономическая цель банковского менеджмента должная состоять не в ориентации на максимизацию текущей прибыли банка, полученной любой ценой, а на максимизацию стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды.
Кроме того, банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи банковский менеджмент должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Реализация данной цели предполагает создание в банке системы управления текущей и долгосрочной ликвидностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов.
В последние годы для российских банков актуализировалась проблема обеспечения их конкурентоспособности, что предполагает сравнение деятельности отдельного банка с банками-конкурентами, выявление конкурентных преимуществ, поиск путей повышения конкурентоспособности своих продуктов и услуг [5, с.25].
Социальный аспект целевых установок банковского менеджмента, прежде всего, связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения заявок, культуре обслуживания. Для этого система управления должна располагать маркетинговыми исследованиями продуктового и ценового банковского рынка, соответствующими информационными разработками, учебными программами, позволяющими развивать навыки специалиста в общении с клиентурой.
Социальный
аспект целей банковского менеджмента
заключен также в содействии банков
развитию экономики посредством
вложения ресурсов в производственную
сферу, в перспективные отрасли,
в экономику различных
Задачи банковского менеджмента. Указанные экономические и социальные цели банка определяют и задачи банковского менеджмента. В качеств основных обычно выделяют задачи создания соответствующих механизмов управления:
1.3
Содержание банковского
С точки зрения содержания банковский менеджмент, подразделяется на 2 блока: финансовый менеджмент и управление персоналом [5, с.26].
С точки зрения процесса управления содержание банковского менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.
Планирование в банковском менеджменте. Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Эти документы должны обеспечить коллективу банка общее понимание задач, стратегии и тактики их выполнения, представление о желаемых результатах деятельности.
Планирование определяет условия и границы, в которых предстоит работать коллективу. Оно позволяет координировать все стороны деятельности банка через свободные показатели посредством системы материального стимулирования труда, увязывать их выполнение с интересами коллектива. Планы позволяют определить направление поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке банковских услуг.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является разработка:
В планах должны найти отражение содержание стратегических целей и задач банка; анализ банковской и общеэкономической ситуации; постановка текущих задач; формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых показателей.
Одним из инструментов, при помощи которых выполняются утвержденные планы, осуществляется контроля за деятельностью сотрудников банка, являются специальные документы, утверждаемые высшим органом, определяющим политику банка в целом и по отдельным направлениям деятельности.
В документах, фиксирующих политику банка, должно содержаться описание организационных структур, участвующих в реализации соответствующего направления; распределение обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников банка; процедуры принятия решений; методика определения лимитов риска; методы документирования и исполнения решений; описание используемых инструментов (с приложением инструкций по их применению); процедуры учета и отчетности.
Анализ в банковском менеджменте. Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.
Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном направлении. Главными направлениями анализа являются:
Наряду с этими направлениями сводной аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям деятельности: анализ кредитного портфеля банка, портфеля ценных бумаг, кредитоспособности клиентов, достаточности собственного капитала, процентной маржи, прибыльности отдельных операций и подразделений, показателей ликвидности и др. Материалы проведенных аналитических процедур используются для выработки политики в области управления отдельными сферами деятельности банка.
Регулирование
и контроль в банковском менеджменте.
Регулирование в системе
Вместе
с тем система
Контроль
в банковской деятельности подразделяется
на внешний и внутренний. Внешний
контроль осуществляет Центральный
банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний
контроль организуется самим банком.
Именно внутрибанковский контроль организуется
самим банком. Именно внутрибанковский
контроль является частью менеджмента
банка. Его функции выполняют Совет
банка, менеджеры в соответствии с их полномочиями,
а также специальная служба внутреннего
контроля, созданная в каждом банке в соответствии
с указаниями Банка России. Главным назначением
внутрибанковского контроля является
защита интересов самих банков и их клиентов
путем создания оперативной системы обнаружения
отклонений в выполнении действующего
законодательства нормативных актов Банка
России и внутрибанковских положений
и инструкций, отрицательных тенденций
и недостатков в деятельности банка для
принятия мер по их устранению.
Глава 2. Управление рисками как одно из направлений банковского менеджмента
2.1. Виды банковских рисков
Современный банковский рынок немыслим без риска. Банковский риск - это ситуативная характеристика деятельности банка, отображающая неопределенность ее исхода и характеризующая вероятность негативного отклонения действительности от ожидаемого исхода [3, с.27].
В процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, отличающихся между собой местом и временем возникновения, внешними и внутренними факторами, влияющими на их уровень, и, следовательно, на способы их анализа и методы их описания. Все виды рисков взаимосвязаны и оказывают воздействие на деятельность банка.
В общем виде все банковские риски по факторам возникновения бывают:
По
сфере возникновения риски
Внешние риски включают нормативно-правовые риски, риски конкуренции, экономические риски, страновой риск. Правовые и нормативные риски заключаются в том, что некоторые правила могут поставить банк в невыгодное положение по отношению к конкурентам, а также в постоянно существующей угрозе возникновения новых правил, неблагоприятных для банка.
Риски конкуренции обусловлены тем, что банковские продукты и услуги предоставляют финансовые и нефинансовые фирмы, являющиеся как резидентами, так и нерезидентами, образуя три слоя конкуренции (между банками, банками и небанковскими финансовыми институтами, резидентами и нерезидентами).
Экономические риски связаны с национальными и региональными экономическими факторами, способными существенно повлиять на деятельность банка.
Страновой риск связан с тем, что, во-первых, правительство страны может запретить выплату задолженности или ограничить платежи из-за дефицита иностранной валюты или политических причин.