Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Проблема банковского менеджмента в России появившаяся с ростом банков, относится к числу наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем банке, опираясь не на систему общепринятых ценностей и представлений, а лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии. Чтобы сделать процесс управления банком как сложной социально-экономической системой действительной активным, необходим ряд условий.

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 69.07 Кб (Скачать)

     Поэтому экономическая цель банковского  менеджмента должная состоять не в ориентации на максимизацию текущей прибыли банка, полученной любой ценой, а на максимизацию стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды.

      Кроме того, банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи банковский менеджмент должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Реализация данной цели предполагает создание в банке системы управления текущей и долгосрочной ликвидностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов.

     В последние годы для российских банков актуализировалась проблема обеспечения  их конкурентоспособности, что предполагает сравнение деятельности отдельного банка с банками-конкурентами, выявление конкурентных преимуществ, поиск путей повышения конкурентоспособности своих продуктов и услуг [5, с.25].

     Социальный  аспект целевых установок банковского  менеджмента, прежде всего, связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения заявок, культуре обслуживания. Для этого система управления должна располагать маркетинговыми исследованиями продуктового и ценового банковского рынка, соответствующими информационными разработками, учебными программами, позволяющими развивать навыки специалиста  в общении с клиентурой.

     Социальный  аспект целей банковского менеджмента  заключен также в содействии банков развитию экономики посредством  вложения ресурсов в производственную сферу, в перспективные отрасли, в экономику различных регионов. Банк является общественным институтом, который призван тесно увязывать  свою деятельность с общим хозяйственным  развитием и тем самым укреплять и ресурсную основу дальнейшего расширения собственных операций.

     Задачи  банковского менеджмента. Указанные  экономические и социальные цели банка определяют и задачи банковского менеджмента. В качеств основных обычно выделяют задачи создания соответствующих механизмов управления:

    • прибыльностью банка при обеспечении допустимого риска банковского бизнеса. Указанная общая задача включает постановку ряда более частных взаимосвязанных задач: создание системы управления доходами, расходами и прибылью банка, стоимостью акций, объемом и структурной активных и пассивных операций банка;
    • ликвидностью при оптимизации объема прибыли. В этой связи конкретными задачами менеджмента являются управление денежными потоками, развитие и улучшение качественной структуры пассивов, организация контроля за состоянием высоколиквидных активов, прогнозирование ликвидной позиции банка;
    • рисками, что предполагают прогнозирование общих параметров экономики, разработку методологии оценки различных банковских рисков, определения методов защиты от риска;
    • конкурентной позицией банка в части общих итогов деятельности, а также в части банковского продукта и услуг;
    • персоналом, что обеспечивает максимальную реализацию его потенциальных возможностей,  предполагает организацию обучения, материального стимулирования, внутреннего контроля и т.п. [5, с.25].
 

     1.3 Содержание банковского менеджмента

     С точки зрения содержания банковский менеджмент, подразделяется на 2 блока: финансовый менеджмент и управление персоналом [5, с.26].

     С точки зрения процесса управления содержание банковского менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.

     Планирование  в банковском менеджменте. Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Эти документы должны обеспечить коллективу банка общее понимание задач, стратегии и тактики их выполнения, представление о желаемых результатах деятельности.

     Планирование  определяет условия и границы, в  которых предстоит работать коллективу. Оно позволяет координировать все стороны деятельности банка через свободные показатели посредством системы материального стимулирования труда, увязывать их выполнение с интересами  коллектива. Планы позволяют определить направление поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке банковских услуг.

     Планирование  представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является разработка:

    • перспективных планов, делающих акцент на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе в целях достижения целей и задач, стоящих перед банком;
    • текущих планов (бизнес-планов), определяющих конкретные параметры деятельности банка в краткосрочной перспективе и реализующих долгосрочные цели и задачи банка.

     В планах должны найти отражение содержание стратегических целей и задач  банка; анализ банковской и общеэкономической  ситуации; постановка текущих задач; формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых показателей.

     Одним из инструментов, при помощи которых  выполняются утвержденные планы, осуществляется контроля за деятельностью сотрудников банка, являются специальные документы, утверждаемые высшим органом, определяющим политику банка в целом и по отдельным направлениям деятельности.

     В документах, фиксирующих политику банка, должно содержаться описание организационных структур, участвующих в реализации соответствующего направления; распределение обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников банка; процедуры принятия решений; методика определения лимитов риска; методы документирования и исполнения решений; описание используемых инструментов (с приложением инструкций по их применению); процедуры учета и отчетности.

     Анализ  в банковском менеджменте. Анализ направлен  на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

     Основу  сводной аналитической работы банка  составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном направлении. Главными направлениями анализа являются:

    • оценка развития объемных показателей банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями  других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка;
    • оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций развития составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита): стабильной и неустойчивой части депозитов, депозитов с устойчивой и колеблющейся ставкой и др. Анализ осуществляется на основе классификации отдельных статей ресурсов банка, расчета и изучения, динамики структурных показателей, их сравнения с показателями других банков. указанный анализ используется для разработки депозитной политики банка, политики управления активами и  пассивами.
    • оценка ликвидн6ости банка на основе: расчета финансовых коэффициентов и их сравнения с критериальными уровнями, выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателей, определение степени сбалансированности  активов и пассивов п срокам и суммам. Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления и ликвидностью;
    • оценка доходности банка на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках с помощью расчета системы количественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру доходов и расходов банка. Этот анализ является основой для разработки политики в области управления прибыльностью банка.
    • анализ и оценка деятельности банков-партнеров, позволяющие установить лимиты их кредитования;
    • анализ и оценка конкурентной позиции банка, включающей сравнительный анализ итогов деятельности банка, а также состава и качества предоставляемых им продуктов и услуг с соответствующими показателями банков-конкурентов [5, с.27].

     Наряду  с этими направлениями сводной  аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям деятельности: анализ кредитного портфеля банка, портфеля ценных бумаг, кредитоспособности клиентов, достаточности собственного капитала, процентной маржи, прибыльности отдельных операций и подразделений, показателей ликвидности и др.  Материалы проведенных аналитических процедур используются для выработки политики в области управления отдельными сферами деятельности банка.

     Регулирование и контроль в банковском менеджменте. Регулирование в системе банковского  менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внутрибанковского регулирования направлена, прежде всего, на соблюдение требований и нормативов, установленных Банком России.

     Вместе  с тем система внутрибанковского  регулирования включает и самостоятельные  направления:

    • совершенствование организационной структуры банка, в частности создания новых подразделений банков, обеспечивающих повышение качества управления (аналитические службы, отделы планирования, маркетинга и т.д.);
    • разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;
    • корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации;
    • принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или созданию дополнительной системы гарантий для защиты и рисков;
    • определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля;
    • разработку мер по изменению объема и структуры портфелей банка (кредитного, депозитного, инвестиционного);
    • изменение объемов резервных фондов, объема и структуры собственного капитала и т.д.

     Контроль  в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний  контроль осуществляет Центральный  банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента  банка. Его функции выполняют Совет банка, менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также специальная служба внутреннего контроля, созданная в каждом банке в соответствии с указаниями Банка России. Главным назначением внутрибанковского контроля является защита интересов самих банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении действующего законодательства нормативных актов Банка России и внутрибанковских положений и инструкций, отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Управление рисками как одно из направлений банковского менеджмента

2.1. Виды банковских рисков

     Современный банковский рынок немыслим без риска. Банковский риск - это ситуативная характеристика деятельности банка, отображающая неопределенность ее исхода и характеризующая вероятность негативного отклонения действительности от ожидаемого исхода [3, с.27].

     В процессе своей деятельности банки  сталкиваются с совокупностью различных  видов рисков, отличающихся между  собой местом и временем возникновения, внешними и внутренними факторами, влияющими на их уровень, и, следовательно, на способы их анализа и методы их описания. Все виды рисков взаимосвязаны и оказывают воздействие на деятельность банка.

     В общем виде все банковские риски  по факторам возникновения бывают:

    • Политические риски - риски, обусловленные изменением политической обстановки, отрицательно влияющей на результаты деятельности предприятий.
    • Экономические риски - риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике страны или в экономике самого банка.

     По  сфере возникновения риски делятся  на внешние и внутренние, так как  сфера деятельности коммерческого  банка сама по себе формируется под  воздействием, как внешних условий  макросреды, так и внутренних условий  микросреды банковского учреждения.

     Внешние риски включают нормативно-правовые риски, риски конкуренции, экономические риски, страновой риск. Правовые и нормативные риски заключаются в том, что некоторые правила могут поставить банк в невыгодное положение по отношению к конкурентам, а также в постоянно существующей угрозе возникновения новых правил, неблагоприятных для банка.

     Риски конкуренции обусловлены тем, что банковские продукты и услуги предоставляют финансовые и нефинансовые фирмы, являющиеся как резидентами, так и нерезидентами, образуя три слоя конкуренции (между банками, банками и небанковскими финансовыми институтами, резидентами и нерезидентами).

     Экономические риски связаны с национальными и региональными экономическими факторами, способными существенно повлиять на деятельность банка.

     Страновой риск связан с тем, что, во-первых, правительство страны может запретить выплату задолженности или ограничить платежи из-за дефицита иностранной валюты или политических причин.

Информация о работе Банковский менеджмент