Анализ процесса разработки и принятия управленческого решения на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей разработки и принятия управленческого решения на предприятиях торговли.
В соответствии с целью исследования перед работой поставлены следующие задачи:
1. Изучить общие положения, связанные с понятием и природой управленческих решений, а также рассмотреть виды принимаемых управленческих решений и процесс их разработки и принятия.
2. Выявить особенности разработки и принятия управленческих решений на торговых предприятиях, в частности на предприятиях оптовой торговли, а также изучить особенности разработки и принятия управленческих решений в процессе управления хозяйственной деятельностью торгового предприятия, в частности в процессе управления обслуживанием покупателей, управления доходами, издержками обращения и прибылью торгового предприятия.
3. Изучить особенности разработки и принятия управленческих решений на примере предприятия «Тамбов Эксперт», в частности рассмотреть систему управления хозяйственной деятельностью данного предприятия, специфику управленческих решений на нем, а также изучить применяемые на предприятии методы разработки и принятия управленческих решений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………………………….....5
1.1 Технология разработки и реализации управленческих решений……….....5
1.2 Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений……………………………………………………………………….…...8
1.3Анализ процедуры принятия решений……………………………….……..13
Глава 2. МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ………………………………………………………………….…….30
2.1 Основные подходы к принятию решений…………………………….……30
2.2 Механизм принятия управленческих решений……………………………34
2.3 Характерные особенности управленческого решения……………………40
Глава 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………….…48
3.1 Общая характеристика ООО «Тамбов-Эксперт»………………………….48
3.2 Анализ процессов обоснования принятия и организации выполнения управленческих решений……………………………………………………..…55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..70
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….…75
Приложение 1……………………………………………………………………76
Приложение 2……………………………………………………………………78

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 346.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Факультет социального страхования, экономики и социологии труда

Специальность    финансы и кредит

Форма обучения очная

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: экономический анализ

Студенки 4 курса

Дильдиной Анна Андреевны

 

 

Тема: Анализ процесса разработки и принятия управленческого решения на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент:      Дильдина А.А.

                        (Ф.И.О.)

 

 

                                                                

 

                                                                   

 

 

 

 

              Москва 2011г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………………………….....5

1.1 Технология разработки и реализации управленческих решений……….....5

1.2 Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений……………………………………………………………………….…...8

1.3Анализ процедуры принятия решений……………………………….……..13

 

Глава 2. МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ………………………………………………………………….…….30

 

2.1 Основные подходы к принятию решений…………………………….……30

2.2 Механизм принятия управленческих решений……………………………34

2.3 Характерные особенности управленческого решения……………………40

 

Глава 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………….…48

 

3.1 Общая характеристика ООО «Тамбов-Эксперт»………………………….48

3.2 Анализ процессов обоснования принятия и организации выполнения управленческих решений……………………………………………………..…55

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…67

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..70

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….…75

Приложение 1……………………………………………………………………76

Приложение 2……………………………………………………………………78

ВВЕДЕНИЕ

    Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.

    Принятие управленческого решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

    Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать "центром", вокруг которого вращается жизнь организации.

    Ответственность за принятие важных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.

Стоит отметить, что процесс разработки и принятие управленческих решений может существенно различаться в зависимости от специфики области деятельности, в которой принимается управленческое решение.

    Актуальность выбранной темы предопределяет на сегодняшний день особый интерес многих экономистов и иных исследователей к отрасли торговли. Этот интерес объясняется тем, что сегодня торговля - наиболее развитая отрасль хозяйственной деятельности в России, наиболее динамично развивающаяся. Успешное развитие предприятий торговли во многом зависит от эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений на них.

    Т.е. целью данной работы является изучение особенностей разработки и принятия управленческого решения на предприятиях торговли.

Объектом исследования выступают управленческие решения на предприятии «Тамбов Эксперт»

Предметом исследования являются особенности разработки и принятия управленческих решений на торговых предприятиях.

В соответствии с целью исследования перед работой поставлены следующие задачи:

1. Изучить общие положения, связанные с понятием и природой управленческих решений, а также рассмотреть виды принимаемых управленческих решений и процесс их разработки и принятия.

2. Выявить особенности разработки и принятия управленческих решений на торговых предприятиях, в частности на предприятиях оптовой торговли, а также изучить особенности разработки и принятия управленческих решений в процессе управления хозяйственной деятельностью торгового предприятия, в частности в процессе управления обслуживанием покупателей, управления доходами, издержками обращения и прибылью торгового предприятия.

3. Изучить особенности разработки и принятия управленческих решений на примере предприятия «Тамбов Эксперт», в частности рассмотреть систему управления хозяйственной деятельностью данного предприятия, специфику управленческих решений на нем, а также изучить применяемые на предприятии методы разработки и принятия управленческих решений.

 

 

 

 

Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

    1. Технология разработки и реализации управленческих решений

 

    Управленческие  решения  –  это  результат  конкретной   управленческой

деятельности  менеджера.  Принятие  решений  является  основой   управления.

    Выработка и  принятие  решений  –  это  творческий  процесс  в  деятельности  руководителя любого уровня, включающий:

 

     - выработку и постановку цели;

 

     - изучение проблемы на основе полученной информации;

 

     - выбор и обоснование  критериев  эффективности  (результативности)  и

       возможных последствий принимаемого решения;

 

     - обсуждение со специалистами  различных  вариантов  решения  проблемы

       (задачи);

 

     - выбор и формулирование оптимального решения;

 

     - принятие решений;

 

     - Конкретизация решения для его исполнителей.

 

    Технология менеджмента рассматривает  принятие  управленческих  решений как  процесс,  состоящий  из  трех  стадий:  подготовка  решения,   принятие

решения, реализация решения.

 

    На стадии подготовки управленческих  решений  проводится  экономический анализ  ситуации  на  микро-  и  макро  уровне,  включающий  поиск,  сбор  и обработку  информации,  а  также  выявляются   и   формулируются   проблемы, требующие решения.

 

    На  стадии  принятие  решения  осуществляется   разработка   и   оценка

альтернативных   решений   и   курсов   действий,   проводимых   на   основе

многовариантных  расчетов;  отбор  критериев  выбора  оптимального  решения; выбор и принятие наилучшего решения.

 

    На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его  до  исполнителей,  осуществляются  контроль  за  ходом  его выполнения; вносятся необходимые  коррективы  и  дается  оценка  полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение  имеет  свой конкретный результат, поэтому  целью  управленческой  деятельности  является нахождение таких форм, методов, средств и  инструментов,  которые  могли  бы способствовать достижению оптимального результата в  конкретных  условиях  и обстоятельствах.

 

    Управленческие решения могут быть обоснованным, принимаемыми на  основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными,  которые, хотя  и  экономят  время,  но  содержат  в   себе   вероятность   ошибок   и неопределенность.

 

    Принимаемые решения  должны  основываться  на  достоверной,  текущей  и прогнозируемой информации, анализе всех  факторов,  оказывающих  влияние  на решение, с учетом предвидения его возможных последствий.

 

    Руководители  обязаны  постоянно  и  всесторонне  изучать   поступающую

информацию для подготовки и принятия на ее  основе  управленческих  решений, которые   необходимо   согласовывать   на   всех   уровнях   внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

 

    Количество информации, которую необходимо  переработать  для  выработки эффективных  управленческих  решений,  настолько  велико,  что   оно   давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления  современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование  электронно-вычислительной техники, разработку  АСУ,  что  потребовало  создания  нового математического аппарата и экономическо-математических методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений

 

    Требования к технологии менеджмента можно свести к следующему: формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация; информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции; выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации; должна строго соблюдаться соподчиненность в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение. Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей [8, с. 45].

 

    Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении. В некоторых компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.

 

   Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в их состав входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы.        Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.

 

    Использование формальных правил и процедур в принятии решений - это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.

 

    Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления [7, с. 9]. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в некоторых фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.

 

    Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. В некоторых фирмах руководители разных уровней имеют право осуществлять непосредственные контакты с внешними по отношению к фирме партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям. Практика принятия управленческих решений определяется в значительной мере традициями и обычаями, существующими в разных странах. Для американского менеджера характерен более индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей. Американский стиль менеджмента - это ориентация на будущее. Отсюда - планирование на перспективу, планирование, маркетинг, преследующий цели - лучше понять потребителя и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и своевременно принимать необходимые меры в сфере производства. Организация фирмы и процесс управления в американских фирмах ориентированы на потребителя, на его запросы и вкусы. Важной чертой американского менеджмента является индивидуальный подход к работнику с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственностью. Отсюда большая роль отводится воспитанию инициативы в работе.

Информация о работе Анализ процесса разработки и принятия управленческого решения на предприятии