Анализ процесса разработки и принятия управленческого решения на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей разработки и принятия управленческого решения на предприятиях торговли.
В соответствии с целью исследования перед работой поставлены следующие задачи:
1. Изучить общие положения, связанные с понятием и природой управленческих решений, а также рассмотреть виды принимаемых управленческих решений и процесс их разработки и принятия.
2. Выявить особенности разработки и принятия управленческих решений на торговых предприятиях, в частности на предприятиях оптовой торговли, а также изучить особенности разработки и принятия управленческих решений в процессе управления хозяйственной деятельностью торгового предприятия, в частности в процессе управления обслуживанием покупателей, управления доходами, издержками обращения и прибылью торгового предприятия.
3. Изучить особенности разработки и принятия управленческих решений на примере предприятия «Тамбов Эксперт», в частности рассмотреть систему управления хозяйственной деятельностью данного предприятия, специфику управленческих решений на нем, а также изучить применяемые на предприятии методы разработки и принятия управленческих решений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………………………….....5
1.1 Технология разработки и реализации управленческих решений……….....5
1.2 Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений……………………………………………………………………….…...8
1.3Анализ процедуры принятия решений……………………………….……..13
Глава 2. МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ………………………………………………………………….…….30
2.1 Основные подходы к принятию решений…………………………….……30
2.2 Механизм принятия управленческих решений……………………………34
2.3 Характерные особенности управленческого решения……………………40
Глава 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………….…48
3.1 Общая характеристика ООО «Тамбов-Эксперт»………………………….48
3.2 Анализ процессов обоснования принятия и организации выполнения управленческих решений……………………………………………………..…55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..70
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….…75
Приложение 1……………………………………………………………………76
Приложение 2……………………………………………………………………78

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

 

    Философия управления в некоторых фирмах строится на том, что цели работника совпадают с целями фирмы [5, с. 254].. Такой подход обусловил принцип "управляющий должен знать каждого работника в лицо", а это в свою очередь выдвинуло задачу постоянного изучения персонала и выдвижения кадров по профессиональным навыкам и инициативности.     Важнейшими областями принятия решений являются определение политики капиталовложений и внедрения новой продукции. Принятие решений в области капиталовложений в предполагает проведение предварительных расчетов их окупаемости и эффективности. На практике применяются различные способы определения целесообразности капиталовложений. К ним, в частности, относятся расчеты: по срокам окупаемости; по влиянию инвестиций на дивиденды; по акциям текущего года; по сравнению данной нормы окупаемости с общей нормой по фирме в целом. Независимо от того, какой метод для выработки решения используется фирмой, каждое решение о капиталовложениях должно следовать общей системе планирования и утверждения капиталовложений. Большинство фирм разрабатывают годовые финансовые планы, которые содержат перечень уже принятых проектов или ожидаемых к финансированию в будущем году. Этот план подготавливается высшим руководством фирмы на основе предложений, разработанных на низовых уровнях. На основе финансового плана принимаются решения о распределении ресурсов с учетом их сбалансированности. Значительно более гибкая система принятия решений применяется к специальным проектам и уточнению ранее принятых проектов. Процесс принятия решений о внедрении новой продукции в некоторых компаниях можно разбить на четыре последовательные стадии [10, с. 23].

 

    На первой стадии разрабатывается идея или концепция нового товара. Идеи для новых товаров и новых сфер предпринимательской деятельности стекаются от всех подразделений фирмы, а также от покупателей (заказчиков) в отдел новых товаров (или отдел маркетинга), где специалисты проводят оценку спроса на рынке и технических и экономических возможностей фирмы. При положительной оценке перспектив нового товара специалисты подготавливают предложение, которое рассматривается наряду с предложениями по другим товарам для изучения и определения приоритетности. Такой комитет обычно создается на уровне высшего руководства фирмы и обеспечивает общее руководство всем процессом инновации по новым товарам.

 

    На второй стадии, если предложение получило одобрение комитета по новым товарам, ведется разработка изделия силами специалистов-маркетологов и технических специалистов. Предварительная конструкция изделия изучается инженерами по производству по таким показателям, как стоимость, качество, долговечность, и при необходимости в конструкцию вносятся изменения. Окончательный вариант изделия анализируется для оценки стоимости единицы изделия, продажной цены, прибыли, объема продаж и потенциальной чистой окупаемости (рентабельности) на несколько лет вперед. Затем вариант изделия и план практической реализации идеи вновь поступают в комитет по новой продукции для окончательного утверждения.

 

    На третьей стадии проводятся испытания нового изделия, как лабораторные, так и "полевые" (на рынке). По результатам испытаний вносятся необходимые изменения в изделие и разрабатывается подробный план внедрения его на рынок. Одновременно решается вопрос, следует ли финансировать массовое производство изделия исходя из объемов рынка.

 

     На четвертой стадии осуществляется переход к полномасштабному производству изделия на регулярной основе. На этой стадии особое внимание уделяется следующим вопросам: координации контроля качества; созданию запасов сырья, материалов и комплектующих частей; рекламе и продвижению изделия на рынке; созданию системы оптового распределения; стимулированию продаж. Многие крупные фирмы имеют специальные отделы или службы по разработке образцов изделий и проведению их испытаний. Часто на инженера по производству возлагается общее руководство всем процессом производства нового изделия с подчинением ему функциональных специалистов, которые связаны с этим процессом. Под его руководством может также создаваться управленческая группа из числа специалистов, которая впоследствии может получить статус постоянного подразделения (производственного отделения). Производственные отделения и предприятия активно участвуют в разработке нового продукта, но им отводится важная роль на этапах проверки технологичности конструкторских идей, освоения нового продукта и запуска его в производство. Внедрение новой продукции является одной из наиболее трудных задач, решаемых в производственных отделениях. Ее выполнение требует координации усилий работников различных подразделений: по конструированию, технологии, производству и сбыту. Нередко в группу разработчиков новой продукции входят и представители заказчика. Члены группы по разработке новой продукции могут иметь различную заинтересованность. Так, обычно инженеры-конструкторы заинтересованы в создании технически передового продукта; производственники стремятся снизить себестоимость продукции в рамках используемой технологии; заказчики заинтересованы в низкой себестоимости нового изделия и в том, чтобы оно отвечало их требованиям.   Привлечение заказчика к разработке нового изделия часто оказывается решающим для его успеха на рынке. Новая продукция, выпускаемая всего одной фирмой - монополистом на рынке, позволяет ей увеличить объемы продаж за счет привлечения новых покупателей, поставок новой продукции своим старым клиентам, переманивая покупателей от других фирм, выпускающих аналогичную продукцию, но старых образцов. Поскольку инновации и новая продукция резко повышают конкурентоспособность фирмы, они являются предметом коммерческой тайны, и фирмы стремятся как можно быстрее их запатентовать.

 

1.3 Анализ процедуры принятия решений

 

Для того чтобы принять эффективное управленческое решение, менеджеру необходимо не только обладать богатым опытом, но и достаточно квалифицированно применять на практике:

 

1) методологию управленческого решения;

 

2) методы разработки управленческих решений;

 

3) организацию разработки управленческого решения;

 

4) оценку качества управленческих решений[7, с. 31].

 

Попытаемся коротко рассмотреть инструментарий менеджера, характерный для сферы принятия решений.

 

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

 

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.(Приложение 1)

 

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

 

Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

 

Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

 

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

 

*техническое развитие;

 

*организация основного и вспомогательного производства;

 

*маркетинговая деятельность;

 

*экономическое и финансовое развитие;

 

*организация заработной платы и премирования;

 

*социальное развитие;

 

*управление;

 

*бухгалтерская деятельность;

 

*кадровое обеспечение;

 

*прочие виды деятельности.

 

Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

 

*на входящую и исходящую;

 

*обрабатываемую и необрабатываемую;

 

*текстовую и графическую;

 

*постоянную и переменную;

 

*нормативную, аналитическую, статистическую;

 

*первичную и вторичную;

 

*директивную, распределительную, отчетную.

 

    Правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет немаловажную роль в процессе принятия решения менеджером. Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения. Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли. Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.

 

    Краткая классификация управленческих решений. Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:

 

*организационные;

 

*общие;

 

*рациональные;

 

*запрограммированные;

 

*незапрограммированные;

 

 

*нерациональные;

 

*вероятностные;

 

*интуитивные;

 

*решения в условиях неопределенности;

 

*на основе компромисса;

 

*альтернативные.

 

    Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения. Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое решение. Управленческое решение устанавливает переход от того, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.

 

    Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные. Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив. Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации. Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно[34, с. 50]. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

 

     Принятию решения предшествуют несколько этапов:

 

*возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;

 

*выбор критериев, по которым будет принято решение;

 

*разработка и формулировка альтернатив;

 

*выбор оптимальной альтернативы из их множеств;

 

*утверждение (принятие) решения;

 

*организация работ по реализации решения - обратная связь.

 

    Объектом для возникновения проблем могут служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.

 

     Анализ как составная часть процесса принятия решения. В условиях неполноты информации по изучаемой проблеме, невозможности все строго рассчитать и проанализировать, а также множественности мнений о целях, критериях их предпочтительности и т.п. может не существовать единого, лучшего решения. В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока[37, с. 82]. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов. Теоретически существует четыре типа ситуаций, в которых необходимо проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне предприятия: в условиях определенности, риска, неопределенности, конфликта. Рассмотрим каждый из этих случаев:

 

  1) анализ и принятие управленческих решений в условиях риска. Эта ситуация встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей. При этом пользуются:

 

· известными, типовыми ситуациями (например: вероятность появления герба при бросании монеты равна 0.5);

 

· предыдущими распределениями вероятностей (например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали);

 

· субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов. В более сложных ситуациях в анализе используют так называемый метод построения дерева решений;

 

  2) анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности. Это самый простой случай: известно количество возможных ситуаций (вариантов) и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов.    Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов.

Информация о работе Анализ процесса разработки и принятия управленческого решения на предприятии