Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами, провести анализ финансового состояния организации.
Работа предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента и управления товарными запасами;
2) изучить материалы практики по розничному торговому предприятию ТОО«Малютка»;
3) рассчитать эффективность работы предприятия;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ….4
1.1 Товарные запасы……………………………………………………4-6
1.2 Оптимизация управления товарными запасами……………...….7-10
1.3 Значение и роль товарных запасов……………………..…….….11-18
1.4 Планирование товарных запасов.
Товарный дефицит и излишки…………………………………...18-26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОО “Малютка” И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБОРОЧИВАЕМОСТИ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ИХ СТРУКТУРЫ……………..…………………….27
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………27
2.2 Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры в ОАО “Малютка”…………………………….……27-33
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Этот срок определяют делением среднего суточного остатка товаров за период между инвентаризациями, на однодневный товарооборот за период между инвентаризациями. Суточный остаток товаров, рассчитывается путем деления суммы остатка товаров за каждый день на количество дней хранения между инвентаризациями. Однодневный товарооборот можно определить делением товарооборота за межинвентаризационный период на количество календарных дней в этом периоде.
Определив средний срок хранения товара, можно узнать норму естественной убыли, она будет равна проценту убыли от количества реализованных товаров с учетом его цены.
Формирование ассортиментной политики товарных запасов основная задача управления торговлей, оптимальное решение которой позволит торговой организации стимулировать покупательский спрос, привлечь и удержать покупателя. Особенно остро встает ассортиментный вопрос в организациях розничной торговли, где в настоящее время уровень конкуренции достаточно высок. Ассортимент товаров основывается, прежде всего, на предпочтениях покупателя, а также психологических и поведенческих характеристик покупателя, поэтому первым этапом планирования ассортимента является тщательный маркетинговый анализ всех влияющих на покупательский спрос факторов, должны оцениваться все составляющие экономического обоснования планируемых изменений. Например, одними из направлений увеличения розничного товарооборота в области ассортиментной политики является сочетание следующих направлений и принципов:
принцип покупки «все в одном магазине»;
принцип разнообразия видов одной группы товаров, например, различные сорта колбас;
сочетание таких видов товаров как продукты питания и промышленные товары первой необходимости;
наличие сопутствующих товаров, например пресса, открытки, элементы питания, основанных на принципе «спонтанности покупок»;
создание дополнительных мини-цехов при розничных магазинах по производству кондитерских изделий и выпечки других продуктов из теста, салатов, мясных и рыбных полуфабрикатов и уже готовых к употреблению продуктов из мяса, рыбы, птицы, пельменные цеха и так далее.
Залогом успеха является совокупность не только ассортиментных характеристик товаров, но и механизм ценообразования, реклама, а самое главное качество обслуживания и разнообразие сопутствующих сервисных услуг от заказов на определенные виды товаров до доставки товаров «на дом» покупателю.
Принимая решение о размере товарных запасов, необходимо помнить, что складирование товаров сверх необходимой потребности имеет свои преимущества и свои недостатки. К преимуществам следует отнести отсутствие дефицита товаров, непрерывность процесса реализации, стабилизация объема продаж, полное удовлетворение спроса. Вместе с тем эти преимущества компенсируются более значительными недостатками помимо того, что увеличиваются текущие издержки на хранение товаров, способствуя росту складских и страховых расходов и увеличению расходов из-за товарных потерь, мелких хищений, требуется привлечение финансовых ресурсов, которые просто замораживаются в медленно реализуемых активах -товарах. Основная задача управления товарными запасами заключается в сбалансировании этих преимуществ и недостатков с целью минимизации товарных излишков и, в тоже время, дефицита товаров.
При анализе структуры запасов выделяют запасы с зависимым спросом, непосредственно связанным с использованием в торговле других товаров, и независимым спросом. Планирование товарных запасов с независимым спросом не обусловлено планированием других товарных запасов.
Независимый спрос зависит от ряда внешних факторов, поэтому прогнозируется методом экспертных оценок, что не позволяет оценить объем продаж с достаточной степенью точностью. Выделяют следующие способы управления товарными запасами:
система с фиксированным объёмом поставок (заказа),
система с фиксированным интервалом времени между поставками (заказами).
Эти способы основываются на истории потребления конкретных видов товаров, а также на оценке динамики покупательских предпочтений. Система с фиксированным объемом поставок на первых этапах формируется с некоторой величиной товарных излишек, что позволяет со временем откорректировать объем заказа в зависимости от объема продаж, отрегулировав тем самым баланс запасов и потребления и сохраняя как минимум три уровня запаса:
минимальный (гарантированный, страховой) запас (Запас min),
запас текущий «точки заказа» (Запас TZ) - уровень, при котором к моменту поступления товаров по заказу величина товаров в текущих запасах будет равна нулю,
максимальный запас (Запас max), при котором товарные излишки образуются в пределах нормы и есть полная уверенность их реализации в ближайшем будущем.
С течением времени зависимость уровней запасов оценивается неравенством:
Запасmin < ЗапасTZ < Запасmax
Рекомендуется сохранять уровень товарных запасов на максимальном уровне только если ожидается повышение рыночных цен реализации или дефицита товара на этапе производства, выращивания, откорме и так далее. В противном случае уровень максимального запаса должен стремиться к уровню «точки заказа». В условиях значительной инфляции, когда покупательская способность денежной единицы резко падает с течением непродолжительного промежутка времени, уровень запасов должен быть минимальным.
Система управления товарными запасами с фиксированным объёмом поставок целесообразна для товаров с низкой стоимостью, высокой рентабельностью, низкими затратами на хранение, относительно постоянным уровнем спроса.
Система управления товарными запасами с фиксированным интервалом времени поставок целесообразна для товаров с высокой удельной стоимостью и высокими складскими расходами.
Оптимальный уровень товарных запасов в идеале достигается в точке равновесия спроса и предложения ( Рисунок 2). При достижении уровня товарных запасов по каждому виду товаров в некотором объеме q‘, можно с полной уверенностью утверждать, что все товары будут полностью реализованы. Рациональное управление товарными запасами достигается в точке равновесия спроса и предложения
Рисунок 2 Уровень товарных излишек в зависимости от спроса и предложения на товар
Существенной частью квалифицированного управления производственными запасами является установление оптимального уровня страховых запасов товаров. Недостатки в расчетах нормативов минимального(страхового) уровня запасов приводят к образованию дефицита товаров и как следствие упущенных доходов, или к дополнительным расходам по содержанию излишних товарных запасов. Расчет нормативов страховых запасов сырья и материалов выполняют так же тщательно, как и расчет текущих запасов. Случайный характер факторов, обусловливающих необходимость страховых запасов, предопределяет использование при расчетах аппарата теории вероятности.
Учет факторов, влияющих на уровень страховых запасов, связан с изменениями потребностей покупателей и основывается на прогнозировании величины покупательского спроса и вероятных величин его отклонения в планируемом периоде. Влияние факторов, определяемых условиями поставки товаров, выражается в отклонениях интервалов поставок сырья и материалов от заданных, из-за нарушений ритмичности оформления заказов, задержек в пути и так далее.
Соотношение между текущими запасами товаров (ЗапасTZ), их прогнозируемым объемом реализации (V пр), пополнением и уровнем страховых запасов товаров (Запас min) рассчитывается для каждого вида товара следующим образом:
Запасmin > (ЗапасTZ – Товары на заказ – V пр)
Страховой запас должен обеспечить необходимый уровень спроса в непредвиденных ситуациях задержек по срокам очередной партии поставок для пополнения текущего запаса. Если поставки товаров осуществляются в срок, то уровень страхового запаса товаров остается без изменений.
При выборе стратегии управления товарными запасами главную роль играют издержки управления запасами. Поскольку расходы, связанные с необходимостью ускорения оборачиваемости, как правило, экономически обоснованы, то максимальное сокращение интервалов между поставками товаров с учетом плана реализации обеспечит доходность торговой деятельности.
Таким образом, товарные запасы являются основополагающими элементами управления торговой деятельности, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности. Задача управления запасами заключается в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов. Решению этой задачи способствует, прежде всего, комплексный подход к снабженческо-заготовительным процессам, согласующимся с планами реализации, посредством различных инструментов в зависимости от компетентности и профессионализма персонала, используемых информационных технологий, программного обеспечения, степени автоматизации процесса снабжения и реализации, организации документооборота и скорости обработки всей документации.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОО “ Малютка ” И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ИХ СТРУКТУРЫ.
2.1 Общая характеристика предприятия
ТОО “Малютка” работает на казахстанском рынке с июня 2002 года. Фирма занимается оптовой торговлей, значительную часть оборота занимают товары детского ассортимента и товары для кормящих матерей, незначительную – занимают игрушки, детское питание и т.п.
Целью данного предприятия является извлечение прибыли, оно имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
ТОО “Малютка“ имеет эксклюзивные договоры о поставках продукции с двумя известными немецкими заводами, также ведутся переговоры с американской фирмой об эксклюзивных поставках на территорию Казахстана. ТОО “Малютка“ имеет филиалы в некоторых городах Центрального Казахстана. Центральный офис расположен по адресу: 050013, Алматы, ул. Сатпаева, д. 83.
За эти годы сформирована значительная сбытовая сеть, фирма заработала хорошую репутацию в деловых кругах.
2.2 Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры в ТОО «Малютка»
Потребность организации в запасах зависит от быстроты их оборачиваемости. Оборачиваемость запасов характеризуется двумя показателями: временем обращения и скоростью товарооборота.
Время обращения (В) показывает число дней, за которые был реализован средний товарный запас в прошедшем периоде, и вычисляется по формуле:
, (1)
где - средний товарный запас, тг.;
Т - фактический однодневный товарооборот этого же периода, тг.
Скорость товарооборота (С) показывает число оборотов среднего товарного запаса и определяется по формуле:
, (2)
где О - объем товарооборота, тг.
Средние товарные запасы вычисляются в зависимости от наличия известных данных:
- если имеются данные на две даты, это используют среднюю арифметическую простую:
, (3)
где Зн - товарные запасы на начало периода, тг.;
Зк - товарные запасы на конец периода, тг.
- если имеются данные на три даты и более, то применяется средняя хронологическая.
, (4)
где З2, З3… - запасы товаров на определенные даты, тг.,
n - количество дат.
Однодневный товарооборот определяется путем деления общего объема товарооборота на число дней в периоде:
, (5)
где t – число дней в периоде.
Произведем вычисления показателей оборачиваемости по вышеуказанным формулам, на основании данных приложения Б. Результаты оформим в сводную таблицу 2.
Для расчета средних товарных запасов в отчетном и базисном периодах применим формулу средней хронологической:
,
Далее определим однодневный фактический товарооборот за год:
,
Определим время обращения запасов:
,
Определим скорость обращения:
,
Таблица 2 – Показатели оборачиваемости товарных запасов ОАО “Малютка“ за 2008-2009 г.г.тыс. тг.
Наименование показателя | Базисный пр (2008 г.) | Отчетный пр (2009 г.) | Отклонение | |
абсолютное | относительное, % | |||
Средние запасы | 30459,35 | 69024,61 | 38565,26 | 126,61 |
Однодневный ТО | 374,57 | 462,96 | 88,40 | 23,60 |
Время обращения | 81,3 | 149,1 | 67,77 | 83,34 |
Скорость обращения | 4,4 | 2,4 | -2,01 | -45,46 |
Средний ТО | 34998,27 | 43257,86 | 8259,59 | 23,60 |
Информация о работе Анализ показателей оборочиваемости товарных запасов и их структуры