Анализ оборачиваемости производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
Раскрыть сущность производственных запасов в деятельности предприятия;
Описать классификацию материально-производственных запасов;
Изучит модели и методы оптимизации уровней складских запасов на основе оценок основных издержек в управлении запасами;
Выяснить основные типы издержек при управлении запасами;
Познакомиться с различными системами управления запасами;
Обобщить теоретические подходы к стандартным моделям товарно-материальных запасов;
Выработать заключение относительно применения моделей расчета издержек управления запасами;
Дать характеристику ЗАО ПО «Трек» и определить экономический механизм, направленный на снижение уровня запасов.
Опираясь на результаты проведенного анализа выработать предложения и рекомендации по оптимизации существующей сбытовой системы, руководствуясь принципами оптимальности с целью приблизить данную систему к оптимальной, при которой предприятие сможет получить максимально возможную прибыль, минимизировав свои издержки.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы управления производственными запасами 5
1.1. Классификация, роль и сущность производственных запасов в деятельности предприятия 5
1.2. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами. 10
1.3. Нормирование оборотных активов 17
1.4. Учет и издержки производственных запасов 22
1.5.Бюджет прямых затрат на материалы и товарно-материальные ценности 26
2.Системы управления материальными ресурсами предприятия 28
2.1. Логистическая система «Производство без складов» 28
2.2. Основные классические системы управления запасами 37
2.3. Сравнение основных систем управления запасами. 43
2.4. Прочие системы управления запасами 46
3.Анализ оборачиваемости производственных запасов 54
3.1. Общая характеристика предприятия 54
3.2. Анализ и оценка состояния производственных запасов 57
3.3.Рассмотрение возможности внедрения системы «Канбан» 66
3.4. Анализ эффективности мероприятий по снижению материальных запасов 76
Заключение 86

Файлы: 1 файл

2Диплом.doc

— 799.50 Кб (Скачать)

      Формирование  товарных запасов является предметом постоянной работы управления материально - технического снабжения. В условиях рыночных отношений формы и методы этой работы претерпели существенные изменения. Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Наши поставщики – наши единомышленники. Это лучшие производители материалов, комплектующих и оборудования, выдерживающие жесткие требования системы качества ПО «Трек» к поставляемой продукции. Поставщики имеют или приступили к внедрению системы качества по международным стандартам ISO серии 9001 на собственных предприятиях.

        ПО «Трек» организовывает взаимовыгодные отношения со своими партнерами, основанные на развитии поставщика для обеспечения требований технологических процессов, достижения качества, объемов и сроков поставляемой продукции. Проводит работу с поставщиками:

        1. совместно вырабатываются методы улучшения качества и соблюдения сроков поставок
        2. найти компромисс по цене,
        3. заинтересованность поставщиков перспективами партнерства,
        4. замена поставщиков, не выполняющих требования по качеству и срокам поставки.

      Проводя такую работу ПО «Трек» руководствуется  одной целью: «Поставщики бывают только наши и, к сожалению, не наши. При правильных отношениях любой самый маленький поставщик может перерасти в гиганта и принести предприятию гигантские прибыли».

      География закупок, производимых фирмой «Трек» весьма обширна. На рисунок в приложении 12 представлены транспортные потоки по доставке комплектующих. Из представленной схемы видно, что, в основном, транспортные маршруты кольцевые, что значительно снижает транспортные издержки. Такие маршруты, как Миасс – Серов, - Пермь,- Магнитогорск – челночные и поэтому более затратные.

      В табл. 3.3.1 представлены крупнейшие поставщики предприятия. 

     Таблица 3.3.1

      Крупнейшие  поставщики ЗАО ПО «Трек»

     Город      Фирма – поставщик
Санкт-Петербург      ООО “Эдельвейс”
Орел      ТК  ОСПаЗ ОАО
Москва      ОАО НПО “Криптен”, МКТС, ЗАО «Технопол»
Переславль       Компания  “Славич”
Ковров      АООТ  “Завод им. Дегтярева”
Рязань      АОО “Рязанский завод Тяжпрессмаш”
Кинешма      ОАО “Автоагрегат”
Нижний  Новгород      ОАО “ЗеФС”
Октябрьский      ОАО “ Вымпел”
Набережные  Челны      АОР “Набережночелнинский КБК”
Пермь      ОАО “Пермский завод смазок и СОЖ”
Миасс      ООО”КД”, ОАО “Авто-гал”
Магнитогорск      ОАО “ММК”, ОАО “Металломаркет”
Челябинск      ОАО “Технокласс, ОАО “Станкомаш”
Серов      ОАО “Серметзавод”

     Источник: Информация ЗАО ПО «Трек» 

     Проезд  машины грузоподъемностью 20 тонн стоит 22 рубля за километр. В приложении 12 представлен расчет определения расстояния между городами. [23]

     Нетрудно  подсчитать во сколько обойдется  предприятию ездка машины, например до Кинешмы: 2763 км. умножим на 22 руб. получим 60786 руб. Все это отразится  на себестоимости продукции.

      От  дальности поставщиков в работе отдела материально- технического снабжения  имеются и существенные недоработки. Иногда возникают ситуации, когда  производство вынуждено остановиться из-за отсутствия сырья, материалов, комплектующих. В приложении 13, табл.1 и табл.2 представлены периоды простоев производства и динамика поставки корпуса на шаровую опору. Из представленных материалов следует, что простои были весьма значительны.  

      Данные  приведены в табл. 3.3.2.

      Таблица 3.3.2

      Суммарное количество простоев из-за отсутствия комплектующих

             Месяц Суммарное количество простоев, час
             Январь      -
             Февраль      250
             Март      280,5
             Апрель      129,5
             Май      294,5
             Июнь      123,5
             Июль      48
             Август      476
             Сентябрь      330,5
             Октябрь      404
             Ноябрь      124

      Источник: Финансово-экономическая информация ЗАО ПО «Трек»

            

      Рис. 3.3.1. Диаграмма простоев предприятия

      Источник: Финансово-экономическая информация ЗАО ПО «Трек» 

      Как видим из представленных  данных, простои предприятия по вине недопоставок весьма значительны. В 2005 году Управление материально- технического снабжения приняло корректирующие мероприятия по устранению простоев. Интерес представляет совместный анализ  остатков на складах предприятия примерно в те же месяцы. В приложении 17 и на рис. 3.3.2 представлены данные об остатках запасов на складе.  

       Рис. 3.3.2.  Диаграмма изменения  величины товарных запасов по временным  интервалам

      Источник: Финансово-экономическая информация ЗАО ПО «Трек» 

      Если  проанализировать полученные данные (рис. 3.3.1 и 3.3.2; табл. 3.3.2  и 3.3.3), получается следующая картина. В период июль – сентябрь 2004 года  отмечены самые длительные периоды простоев завода, но, в то же время на складах  зарегистрированы самые большие товарные запасы. Если проанализировать по поставщикам(Приложение 13), то самые длительные простои были за этот период из-за не поставок  ОАО «Автоагрегат» (г. Кинешма, расстояние 2598 км.), суммарные простои – 471,5 часа. Эти простои, в основном, и зарегистрированы в период июль – ноябрь 2004 года.

      Это связано с тем, что:

      во-первых, что в предыдущий период у предприятия не хватало оборотных средств, чтобы закупить у ОАО «Автоагрегат» требуемые детали.

      во-вторых, отсутствием четкого планирования закупок с учетом запасов на складах и распределения оборотных средств. При возникшей возможности на предприятии закупаются «в прок» порой уже имеющиеся материалы, а затем невозможно закупить остро дефицитные детали, материалы и комплектующие.

      в-третьих, задержки в поставках из-за поломки  автомобиля, из-за неблагоприятных  погодных условий, из-за выхода из строя оборудования поставщиков, а так же форс-мажорных обстоятельств.

        Это подтверждают и данные: практически  нет простоев из-за поставок  из г. Миасса, Челябинска, Белебея,  Октябрьского т.е. из городов,  расположенных рядом с ПО «Трек». С этими поставщиками возможны отсрочки платежей, выгоды от упрощения процедуры согласования поставок (вносятся небольшие поправки в «диалоговом» режиме), а с поставщиками, находящимися на значительном расстоянии требуется или предоплата или оплата по факту поставки, а это не всегда возможно из-за дефицита оборотных средств.

      Логика  закупок по системе «точно во время» требует обеспечения постоянных бесперебойных поставок: задача состоит  в том, чтобы избежать дополнительных затрат на хранение грузов, которые  прибыли слишком рано или наоборот затерлись где-то в пути, и, что еще важнее, не допустить перебоев из-за опоздания грузов.

      Решение проблемы планирования перевозок заключается  в том, чтобы совершать закупки  у группы близко расположенных поставщиков, а не у отдаленных, расположенных далеко друг от друга производителей, что позволяет перевозить грузы ежедневно (и даже по нескольку раз в день) и в тоже время обеспечивать полную загрузку транспорта.

        Закупки у групп поставщиков  предоставляют больше возможностей  для осуществления перевозок на базе долгосрочных контрактов, использования собственного транспорта организации, а также использовать грузовые прицепы в качестве миниатюрных складов продукции. Все эти меры способствуют улучшению контроля за соблюдением графика поставки и устраняют элементы случайности, присущие обычной системе перевозок.

     На  основании вышеизложенного отделу материально - технического снабжения  ПО «Трек» следует пересмотреть политику закупок и перейти к системе  планирования поставок, транспорт должен быть достаточно гибким чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избегания остановки работы предприятия или дефицита у заказчика.

     Для того чтобы не потерять своих покупателей, предприятие вынуждено хранить  на складе запасы готовой продукции, которые позволят максимально быстро выполнять заказы. Вместе с тем  неоправданно большие запасы товаров приводят к снижению ликвидности бизнеса и росту затрат на хранение. Для решения этой проблемы для начала проанализируем ассортимент продукции, выявим товары, немедленная доставка которых покупателю не нужна - проведем АВС – анализ. Анализ позволит определить, какая часть средств вложена в «мертвые» и излишние запасы, какой объем запаса позволит снизить издержки хранения и существенно не повлияет на выручку  предприятия.

     Для этого составим отчет о реализации готовой продукции.

     Таблица 3.3.4

     Отчет о реализации

Товар Объем продаж за год (шт.) Стоимость проданного товара (руб.)
Шаровая опора ГАЗ верхний. 102491 5227336,40
Шаровая опора ГАЗ нижний. 107691 5059205,55
Тяга  рулевой трапеции средняя 01 38056 3896661,70
Цилиндр главный тормозов 2108 4914 1199222,43
Стойка  стабилизатора AUDI 55 3687,40
  253207 15386113,48

      Источник: Финансово-экономическая информация ЗАО ПО «Трек»

     Из  табл. 3.3.4 видно, что самым «ходовым»  товаром является шаровая опора  ГАЗ нижняя и шаровая опора  ГАЗ верхняя, именно они обеспечивают самый наибольший процент продаж (67%) и чаще пользуются спросом у покупателей. Отнесем их к категории А. Продажа тяги средней имеет меньшую значимость в формировании финансовых результатов, отнесем ее к категории В. Что касается цилиндров и стоек стабилизаторов, то они несут для предприятия только затраты. Особенно стойки стабилизаторов, их продали за год всего 55 штук. Поэтому их надо ликвидировать, либо поддерживать на минимальном уровне, отнесем их к категории С. Причем решение о поддержании минимального объема запасов может быть принято, только если они удовлетворяют двум условиям:

  • есть уверенность, что товар будет продан в будущем;
  • товар может быть в любой момент востребован покупателем.

      Проведем  анализ оборачиваемости и структуры запасов. Для этого построим таблицу (Приложение 14) Для примера рассмотрим выбранную номенклатуру готовых изделий. Из таблицы видно, что предприятие наращивает запасы сверх реальной потребности, излишки товара привели к тому, что коэффициент годового оборота запаса снизился. Запасы на сумму 761736,00 рублей и запасы на сумму 944427,36 рублей излишни к запасу, необходимому на 12 месяцев

      Излишние  запасы готовой продукции образовались потому, что:

Информация о работе Анализ оборачиваемости производственных запасов