Анализ и совершенствование организационных коммуникаций на предприятии (ООО «Агат Тур»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — исследование особенностей коммуникаций ООО «Агат-Тур» и разработать рекомендации по совершенствованию коммуникаций.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и классификацию, а также модели коммуникаций;
- изучить межличностные и организационные коммуникации;
- рассмотреть методы повышения качества коммуникационного процесса;
- раскрыть сущность коммуникационной политики;
- представить организационно - экономическую характеристику организации ООО «Агат-Тур»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационных коммуникаций в организации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Теоретические основы коммуникаций в организации…………………………..6
1.1 Понятие и классификация коммуникации. Модели коммуникаций………………………………………………………………………..6
1.2 Межличностные и организационные коммуникации…………………16
1.3 Методы повышения качества коммуникационного процесса………..18
1.4 Сущность коммуникационной политики………………………………23
2 Анализ организационных коммуникаций на предприятии……………………28
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Агат-Тур» …………………………………………………………………………28
2.2Анализ деятельности и коммуникационного процесса на предприятии ООО «Агат-Тур»……………………………………………………………………34
2.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию организационных коммуникаций……...………………………………..………...38
Заключение ……………41
Библиографический список………………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Курсовая моя..doc

— 1.31 Мб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
 

по дисциплине   Основы менеджмент

на тему: «Анализ и совершенствование организационных коммуникаций на предприятии (ООО «Агат Тур»)» 
 
 

Выполнила студентка

очной форму  обучения

специальности «Экономии и управление на

предприятии (городское  хозяйство)

третьего курса  31 группы                                _________        /

      (подпись) 
 

Руководитель работы

кандидат экономических наук,

доцент кафедры 

Общего менеджмента __________      / А.А.Снатенков

          (подпись) 
 
 
 

     Оренбург

     2009

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...…4

1 Теоретические основы коммуникаций в организации…………………………..6

     1.1 Понятие и классификация коммуникации. Модели коммуникаций………………………………………………………………………..6

          1.2 Межличностные и организационные коммуникации…………………16

    1.3 Методы повышения качества коммуникационного процесса………..18

         1.4 Сущность коммуникационной политики………………………………23

2 Анализ организационных  коммуникаций на предприятии……………………28

          2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Агат-Тур» …………………………………………………………………………28

          2.2Анализ деятельности и коммуникационного процесса на предприятии ООО «Агат-Тур»……………………………………………………………………34

          2.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию организационных коммуникаций……...………………………………..………...38

Заключение   ……………41

Библиографический список………………………………………………………..44

Приложения…………………………………………………………………………46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и

корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий

зависит будущее не только предприятия, как  хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

       Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

     Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение  многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные  друг с другом) в рамках различных событий.

     Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся  неопределенностью и двусмысленностью.

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация.

     Предметом исследования является коммуникационный процесс, а объектом является ООО «Агат-Тур»

     Цель  курсовой работы — исследование особенностей коммуникаций ООО «Агат-Тур» и разработать рекомендации по совершенствованию коммуникаций.

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

     - раскрыть сущность и классификацию, а также модели коммуникаций;

     - изучить межличностные и организационные коммуникации;

     - рассмотреть методы повышения качества коммуникационного процесса;

     - раскрыть сущность коммуникационной политики;

     - представить организационно - экономическую характеристику организации ООО «Агат-Тур»;

     - разработать рекомендации по  совершенствованию организационных  коммуникаций в организации.

     В России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной  системы страна резко перешла  к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием   в основном заключалось в том, что от руководства  к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные работники не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организации  работы с подчиненными.  Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения. Так при командно-административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и т.д. Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низком уровне, ошибочно построены коммуникации.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КОММУНИКАЦИЙ В  ОРГАНИЗАЦИИ 

1.1 Понятие, значение  и классификация  коммуникаций 

     Коммуникации  – это обмен информацией между  двумя людьми и более. На коммуникации руководители тратят от 50 до 90% времени [6, с. 72]. И это ясно, если учесть, что руководителю необходимо реализовать свою роль в межличностных отношениях, участвовать в принятии решений и выполнять управленческие функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля. Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами.

     Руководителю  приходится осмысливать большие  объемы информации, среди которой  есть информация, не влияющая на процесс  управления. Обмен информацией, которая оказывает влияние на процесс управления, носит название эффективных коммуникаций. Эффективный менеджер – это тот, кто из общего потока коммуникаций умеет быстро отобрать эффективные, т.е. полезные для процесса управления.

     Коммуникации  осуществляются в повседневной работе при общении с подчиненными руководителями, на собраниях, при чтении документов, разговорах по телефону, составлении документов. Коммуникациями признан весь процесс производства и управления.

     Коммуникации  подразделяются на две большие группы: между организацией и её средой и между уровнями управления и подразделениями [3, с. 112].

     К первой группе относятся коммуникации, которые представляют собой информационное взаимодействие с внешней средой: это средства массовой информации, потребители, надзор за качеством продукции, органы государственного регулирования, политические группы, комитеты, поставщики и т.п. Возникновение коммуникаций внутри предприятия в виде собранной, обсуждений, телефонных переговорах, отчетов и т.д., как правило, являются реакцией на воздействие внешней среды.

     В качестве коммуникаций для организации  используются различные формы. Так, для реализации товара используются программы маркетинга и рекламы. Для соблюдения норм государственного регулирования требуется письменное оформление документов. Изучение рынка ведется при помощи специальных организаций, т.е. существует множество способов коммуникаций.

     Ко  второй группе относятся межуровневые коммуникации, коммуникации между различными подразделениями, коммуникации «руководитель – подчиненный», коммуникации между руководителем рабочей группой, неформальные коммуникации [9, с. 46].

     В процессе управления осуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали  между подразделениями. По нисходящей передается информация о принятых решениях на высших уровнях (текущие задачи, конкретные задания, рекомендации). Эта информация может передаваться из одного уровня на другой вплоть до рабочих исполнителей.

     Не  менее важными являются коммуникации и по восходящей линии. Предприятие не может функционировать без информации о ходе производственного процесса. По восходящей передается информация о загрузке оборудования, количестве работающих, поступлений сырья, выпуске продукции и т.д. Иногда возникает ситуация, когда для решения вопроса на низовом уровне требуется вмешательство руководителей высшего звена. И тогда информация по ступеням управления снизу передается на самый высокий уровень. Так, например, вопрос об изменении технологии, возникший на производственном участке, должен решать руководитель организации.

     Для координации задач и действий подразделений организации требуется  обмен информацией между ними, поэтому устанавливаются потоки информации между подразделениями  по горизонтали. Таким образом координируется деятельность рабочих групп по контролю за издержками, распределением ресурсами, сбытом продукции. Руководители различных подразделений информируют друг друга о ходе внедрения новой техники. Помимо координации действий горизонтальные коммуникации способствуют установлению равноправных отношений между подразделениями, что положительно сказывается на работе всей организации.

     Две трети всей деятельности на предприятии  – это деятельность, основанная на коммуникациях «руководитель – подчиненный» [7, с.45]. Они относятся к коммуникациям по вертикали, но выделяются в отдельную группу, так как оказывают непосредственное влияние на производственный процесс. Это обмен информацией о способах деятельности, эффективности работы, вознаграждениях, способностях работников, проблемах, изменениях, результатах, усовершенствованиях и т.д.

     Поскольку подчинённые объединены в рабочие  группы, то коммуникации с ними руководителя являются важным компонентом для  достижения эффективности управления. Участие в обмене информацией  каждого члена рабочей группы позволяет выработать более правильные отношения группы с руководителем, а руководителю более активно вовлекать подчинённых в дела организации.

     Определённую  роль играют также коммуникации с  неформальными группами. Часто мнения, складывающиеся в неформальных группах и поступающие к руководителям по неформальным каналам, дают возможность понимать более правильные решения или предупреждать конфликтные ситуации.

     Информационный  процесс охватывает все подразделения  и все стороны деятельности предприятия, поэтому естественно, что его деятельность в значительной степени зависит от эффективности коммуникационного процесса. Но в процессе коммуникаций информация может быть искажена, неправильно понята или воспринята. Эффективность обмена информацией достигается только в том случае, когда одна сторона передает информацию, а другая - правильно её воспринимает. Поэтому главной задачей коммуникационного процесса является обеспечение понимания и правильного восприятия передаваемой информации.

     Коммуникации  играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, а без общения не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности [1, с. 62].

     Сущность  коммуникационного менеджмента  заключается в его двуединой природе. С одной стороны, коммуникационный менеджмент рассматривается как самостоятельная профессиональная деятельность по использованию коммуникационных средств, методов, инструментов, механизмов, обеспечивающих формирование и эффективное развитие всех видов капитала организации. Именно эта профессиональная деятельность помогает руководителям разрабатывать стратегию эффективного развития, формировать организационную культуру, выбирать эффективные каналы коммуникации и т. д. С другой стороны, коммуникационный менеджмент есть наука об этом управлении. Она изучает взаимодействие и взаимосвязь во времени и пространстве элементов, которые формируют и эффективно используют все виды капитала организации, а также познает закономерности обмена информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью в процессе создания и развития организации.

Информация о работе Анализ и совершенствование организационных коммуникаций на предприятии (ООО «Агат Тур»)