Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:16, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ кадровой политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для реализации цели в работе предполагается решение следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты разработки кадровой политики предприятия;
проанализировать существующую кадровую политику предприятия;
предложить рекомендации по совершенствованию кадровой политики предприятия.
1 Введение………………………………………………………………….... 7
2 Теоретические основы разработки и реализации кадровой политики предприятия…………………………………….……………………………
9
2.1 Понятие, виды и основное содержание кадровой политики предприятия……………………………………………………………….
9
2.2 Критерии оценки и этапы построения кадровой политики………… 17
2.3 Обоснование выбора кадровой политики в зависимости от стратегии предприятия……………………………………………………
30
3 Анализ практики управления персоналом в ОАО «Транс-Ойл»…… 41
3.1 Общая характеристика ОАО «Транс-Ойл»..………………………… 41
3.2 Анализ кадров и кадровой политики ОАО «Транс-Ойл»...………… 44
3.3 Особенности реализации кадровой политики предприятия……….. 52
4 Направления совершенствования кадровой политики предприятия…... 60
4.1 Проблемы кадрового обеспечения деятельности ОАО «Транс-Ойл»……………………………………………………….………………. 60
4.2 Концепция стратегичности кадровой политики предприятия…….. 62
4.3 Система мероприятий по совершенствованию кадровой политики 68
5 Заключение…………….…………………………………..……………… 73
Список использованных источников………………….
Работа состоит из введения, трех логически выстроенных глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В работе используются общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, т.е. теоретический анализ литературы по теме исследования, синтез полученной информации, а также метод экспертных оценок.
Практическая
значимость работы состоит в разработке
предложений по совершенствованию кадровой
политики ОАО «Транс-Ойл».
2 Теоретические основы разработки и реализации кадровой политики предприятия
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику.
Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников [1].
Главным объектом кадровой политики предприятия является персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры – это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства [2].
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:
1) увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:
а) переводить на сокращенные формы занятости;
б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;
в) направлять на длительную переподготовку и т.п.;
2) подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;
3) набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
4) набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т.п.
Пассивная кадровая политика. Руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.
Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтов, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду. Кадровые службы развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала.
Превентивная кадровая политика. Руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако предприятие не имеет средств для влияния на нее. В программах развития предприятия содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема - разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика. Это рациональная кадровая политика.
Вторым критерием для классификации кадровой политики является принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что предприятие прозрачно для потенциальных сотрудников на любом уровне, предприятие готово принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других организациях. Такая кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая
кадровая политика характеризуется
тем, что организация ориентируется на
включение нового персонала только с низшего
должностного уровня, а замещение происходит
только из числа сотрудников организации.
Такая кадровая политика характерна для
компаний, ориентированных на создание
определенной корпоративной атмосферы,
формирование особого духа причастности
[3].
Таблица 2.1 – Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики.
Кадровый процесс | Тип кадровой политики | |
открытая | закрытая | |
1 | 2 | 3 |
Набор персонала | Ситуация высокой конкуренции на рынке труда. | Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рук. |
Адаптация персонала | Возможность быстрого
включения в конкурентные отношения,
внедрение новых для |
Эффективная адаптация за cчёт института наставников ("опекунов"), высокой сплоченности коллектива, включение и традиционные подходы. |
Обучение
и развитие персонала |
Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового. | Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации. |
Продвижение персонала | Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персонала. | Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры. |
Окончание таблицы 2.1
1 | 2 | 3 |
Мотивация и стимулирование | Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации). | Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии). |
Внедрение инноваций | Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций - контракт, определение ответственности сотрудника и организации. | Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия. |
Говоря о кадровой политике, нельзя отождествлять ее с управлением персоналом. Понятия «управление персоналом» и «политика» сами по себе далеко не тождественны. «Управление» – термин гораздо более широкий, одной из составляющих которого является политика, в данном случае кадровая политика. [4]
При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
Информация о работе Анализ и совершенствование кадровой политики предприятия