Самофинансирование
может быть использовано только для реализации
небольших инвестиционных проектов. Капиталоемкие
инвестиционные проекты, как правило,
финансируются за счет не только внутренних,
но и внешних источников.
Внешнее финансирование предусматривает
использование внешних источников: средств
финансовых институтов, нефинансовых
компаний, населения, государства, иностранных
инвесторов, а также дополнительных вкладов
денежных ресурсов учредителей предприятия.
Оно осуществляется путем мобилизации
привлеченных (долевое финансирование)
и заемных (кредитное финансирование)
средств.
Каждый из используемых
источников финансирования обладает определенными
достоинствами и недостатками (таблице
1). Поэтому реализация любого инвестиционного
проекта предполагает обоснование стратегии
финансирования, анализ альтернативных
методов и источников финансирования,
тщательную разработку схемы финансирования.
Принятая схема
финансирования должна обеспечить:
- достаточный
объем инвестиций для реализации
инвестиционного проекта в целом
и на каждом шаге расчетного
периода;
- оптимизацию
структуры источников финансирования
инвестиций;
- снижение капитальных
затрат и риска инвестиционного
проекта.
Стратегия и приоритеты социальной политики
России на период до 2020 года
Стратегия 2020 - это краткое общепринятое
наименование варианта Концепции долгосрочного
социально-экономического развития РФ
до 2020 года (КДР), подготовленной по заказу
российского правительства в 2011 году.
Стратегия 2020 базируется на
двух основаниях - новой модели экономического
роста и новой социальной политике. Новая
модель роста необходима, поскольку исчерпала
себя прежняя модель, опиравшаяся на быстрый
рост внутреннего спроса и цен на товары
российского экспорта. Без новой модели
роста невозможна и новая социальная политика:
России необходимы темпы роста экономики
как минимум на 5 % в год. При этом это должен
быть рост, не основанный на экспорте сырья
и государственном перераспределении
ресурсов из сырьевого сектора в сектора
экономики с низкой эффективностью и высокой
занятостью.
Одна из основных идей Стратегии
2020 - маневр, который позволяет задействовать
неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности
- высокое качество человеческого потенциала,
научный потенциал. Новая социальная политика
должна учитывать не только интересы незащищенных
слоев населения, но и тех, которые способны
реализовать потенциал инновационного
развития. Это средний класс, который с
экономической точки зрения характеризуется
возможностью выбирать модели трудового
поведения и потребления.
Основными целевыми ориентирами
социальной политики являются:
• снижение уровня абсолютной
и относительной бедности (или малообеспеченной
части населения), увеличение среднего
класса к 2020 году до более половины населения;
• снижение дифференциации
населения по уровню доходов;
• доведение размеров денежного
довольствия и пенсий военнослужащих
до уровня, отвечающего важности данного
вида деятельности в области обеспечения
обороноспособности страны;
• доведение адресности выплаты
социальных пособий, привязанных к уровню
доходов населения;
• решение в 2012 - 2015 годах проблемы
беспризорности;
• решение к 2020 году одной из
самых острых проблем пожилого населения
- полного удовлетворения потребности
в постоянном постороннем уходе;
• достижение к 2020 году уровня
занятости инвалидов в Российской Федерации
40 процентов от общего числа инвалидов.
Строительный
комплекс современной России: современное
состояние, проблемы развития
Строительный комплекс — один
из межотраслевых хозяйственных комплексов,
который представляет собой совокупность
отраслей материального производства
и проектно-изыскательских работ, обеспечивающих
воспроизводство основных фондов. Строительный
комплекс осуществляет весь цикл работ
по созданию строительных объектов —
от проектирования до ввода их в действие
с необходимыми для этого строительной
базой и производством специальных видов
материальных ресурсов.
В состав строительного комплекса
входят строительство (строительное производство),
промышленность строительных материалов
(включая производство строительного
стекла и санитарно-технического оборудования),
промышленность строительных конструкций
(сборный железобетон, конструкции из
металла и дерева).
Строительство, или строительная
индустрия, — крупная отрасль экономики,
которая наряду с машиностроением обеспечивает
создание и ускоренное обновление основных
фондов. На его долю приходится свыше 70%
стоимости продукции и численности занятых,
до 50% стоимости основных фондов строительного
комплекса.
Наиболее обеспечены сырьем
для выработки строительных материалов
Центральный, Северо-Кавказский, Уральский,
Поволжский, Западно-Сибирский, Волго-Вятский,
Северо-Западный, Дальневосточный районы.
Однако на территории многих районов важнейшие
месторождения сырья часто не совпадают
с центрами его массового потребления.
Это обусловило необходимость дальних
массовых перевозок дешевой и в целом
малотранспортабельной продукции отрасли.
Структура национальной
экономики и ее виды
Структура национальной экономики
представляет собой устойчивые количественные
соотношения между ее составными частями.
Воспроизводственная
структура национальной экономики определяется
тем, что все ее экономические субъекты
воспроизводят свой производственно–экономический
потенциал на основе воспроизводства
потоков товаров и услуг. Среди трех крупных
взаимосвязанных групп таких субъектов
(домашние хозяйства, предприятия, государство)
особое место, с точки зрения воспроизводственной
структуры, занимает домашнее хозяйство.
Оно является важной сферой национальной
экономики, потребляющей значительную
часть национального дохода, накапливающей
огромные суммы денежных средств, а также
выступающей основным поставщиком рабочей
силы.
Политэкономическая
структура.
Она представляет прежде всего
структуру народного хозяйства как целостную
совокупность разнообразных производительных
сил, пропорционально распределенных
по сферам, территориям, видам собственности.
Политэкономическое видение структуры
лежит в основе стратегии и тактики размещения
личных и вещественных факторов производства
по регионам — субъектам Федерации, экономическим
зонам, территориальным комплексам.
Кроме того, политэкономическая
структура экономики включает в себя структуру
общественно-экономических отношений
.
Организационно-функциональная
структура.
Она выстраивает национальную
экономику по уровням организации и управления,
а также по уровням интересов, по способности
этих уровней к автономному (в определенной
мере) функционированию. Следовательно,
она обеспечивает экономическую и структурную
устойчивость. Критерий автономности
функционирования дает основание для
построения каркаса, несущей конструкции
национальной экономики. Она выглядит
иерархично структурированной от предприятия,
корпорации, через региональную (субъекта
Федерации) экономику, экономические зоны
и территориальные комплексы к макроэкономическому
уровню.
Технологическая - охватывает замкнутый воспроизводственный
цикл – от добычи природных ресурсов и
профессиональной подготовки кадров до
непроизводственного потребления. Исходя
из такого представления технологической
структуры экономики, её динамика может
быть описана как процесс развития
и последовательной смены технологических
укладов.
Структурная
политика государства: сущность, цели,
направления и методы реализации
Структурная политика - система
мер направленных на формирование необходимых
общегосударственных, внутриотраслевых
и межотраслевых и региональных пропорций.
Цель структурной политики состоит в том,
чтобы обеспечить сбалансированное развитие
экономики, техническое совершенствование
производства на основе использования
достижений науки и техники, социальную
защиту населения и рост его благосостояния.
Первый, макроэкономический
блок включает совокупность методов, воздействующих
на основные макроэкономические пропорции
и структурные связи, а также формирующих
структурные взаимодействия национальной
экономической системы с суперсистемой
мирового хозяйства.
Направления политики:
• проведение структурных сдвигов;
• оптимизация экономических
пропорций;
• приоритетное развитие образовательной
и научно-технической сфер;
• стимулирование спроса на
продукцию приоритетных отраслей, сфер
деятельности;
• содействие росту экспорта,
прежде всего высокотехнологичного.
Второй блок – региональный.
Помогает перестроить структуру регионов
в соответствии с федеративными изменениями.
Методы регионального уровня:
прогнозирование, программирование,
налоги, государственные инвестиции, смешанное
финансирование научно-технических приоритетов,
поддержание уровня занятости, меры повышения
мобильности рабочей силы и капиталов,
структурирование собственности, создание
свободных экономических зон.
Третий блок корпоративный
– усиление активности предприятий, корпораций,
научных учреждений, прочих первичных
хозяйственных систем.
Методы корпоративного уровня
обеспечивают выборочную поддержку базовых
предприятий в экономике. При одновременном
закрытии неэффективных.
Четвертый, институциональный
блок связан с инфраструктурой.
Методы институционального
уровня помогают:
• создать общие условия для
структурных преобразований, например,
инвестиционного климата;
• усилить позитивное влияние
рынка и нейтрализовать негативное;
• обеспечить социальную ориентацию
всех структурных преобразований и контроль
общества за последствиями.
Основные методы структурной
политики:
• инвестиции и инновации,
• активизация рынка - конкуренция,
цены, спрос,
• антимонопольные меры,
• поддержание уровня занятости,
• государственные гарантии,
• информационное обеспечение,
• подготовку управленческих
кадров,
• учет групповых интересов,
• установление социальных
стандартов.
Субъекты
и объекты государственной социально-экономической
политики
Объекты государственного регулирования
экономики - это сферы, отрасли, регионы,
а также ситуации, явления и условия социально-экономической
жизни страны, где возникли или могут возникнуть
трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически
или разрешаемые в отдаленном будущем,
в то время как снятие этих проблем настоятельно
необходимо для нормального функционирования
экономики и поддержания социальной стабильности.
На большинстве уровней управления
можно выделить несколько блоков объектов
государственного регулирования. Такое
деление носит условный характер, потому
что управленческое решение в рыночной
экономике, как правило, имеет финансовое
выражение.
Первый блок - это макроэкономические
объекты государственного экономического
регулирования:
- экономический рост национального
хозяйства;
- структура национального хозяйства
(прежде всего секторальная или отраслевая);
- региональная политика;
- инвестиционный климат;
- цены и ценообразование;
- антиинфляционная политика;
- научно-техническая и инновационная
политика;
- государственный сектор;
- предпринимательство;
- антимонопольная политика;
- теневая экономика.
Второй блок включает денежно-финансовые
объекты:
- денежно-финансовое обращение;
- условия сохранения и накопления
капитала;
- налоги и налогообложение;
- государственный внешний и
внутренний долг;
- платежно-торговый баланс страны;
- экспортно-импортные операции.