Агропромышленный комплекс Российской Федерации; современное состояние, проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:05, реферат

Краткое описание

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Файлы: 1 файл

GEP_alfavit.docx

— 123.63 Кб (Скачать)

Снижение импортных пошлин на ряд товаров (лекарства, продукты, одежда, IT-продукция и пр.). От этого выиграют потребители, но могут проиграть производители (см. ниже). 
Снижение экспортных пошлин. Здесь четко видны плюсы для предприятий, работающих в сырьевом сегменте (о минусах этого процесса см. ниже).

Прозрачность торгового законодательства участников ВТО. Выстраивать торгово-экономические отношения, безусловно, всегда проще при четком понимании позиции сторон, отсутствии подводных камней. 
Поддержка торгово-экономических интересов страны в процессе принятия новых законодательных актов в области международной торговли.

Минусы присоединения России к ВТО

Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.

Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).

Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме – наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.)

Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга.

 

Политика государства в области оплаты труда и доходов в современной России в средне – и долгосрочной перспективах

В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.

На этом уровне устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.

В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:

* установление ставок  налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное  обслуживание и услуги транспорта  для населения;

* единая тарифная сетка  оплаты труда работников бюджетной  сферы;

* утверждение размера, порядка  начисления и расчета пенсий  и пособий;

* упорядочение системы  предоставления пособий и компенсаций;

* индексация доходов и  сбережений.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

* эмиссию денег;

* контроль над инфляцией  и валютным курсом;

* налоговые льготы благотворительным  организациям, а также фирмам  и частным лицам, вносящим средства  на благотворительные цели;

* налоговые льготы малому  предпринимательству;

* тарифно-квалификационные  справочники рабочих и служащих. Президент запланировал к выборам 2018 года повысить зарплату бюджетников  в 1,5 раза. С 1 января 2014 года МРОТ  на федеральном уровне повышают  на 6,7 % до 5 554 рублей(5205 рублей была). Инфляция в 2013 году составит примерно  столько же. Т.е. минимальная зарплата  для бюджетников в 2014 году фактически  повышена не будет. Она будет  только проиндексирована на уровень  инфляции. 
Довести МРОТ до прожиточного минимума Минтруда собирается к 2017-2018 году. Прожиточный минимум к 2014 году составит около 7 000 рублей по России.

 

Политика управления государственным долгом в современной России

Управлением государственным долгом - это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. 
Цели управления государственным долгом: 
Экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов. 
Политические: поддержание стабильности функционирования политической системы. 
Социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности. 
Обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может влиять на экономическую безопасность страны. 
Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: 
Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно- административное регулирование привлечения негарантированных кредитов частными фирмами. 
Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. 
Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов: 
• финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики;  
бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности; 
смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. 
3. Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. 
Методы управления государственным долгом включают реструктуризацию и конверсию. 
Реструктуризация означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений. 
Конверсия представляет собой все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. Главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена (свопа) в национальные активы - национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы.

 

Природно-ресурсный и производственный потенциалы современной России

Совокупный экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие.

1. Ресурсный природный потенциал – это общая совокупность природных ресурсов, которые используютсяв настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

Этот показатель неоднороден по своему составу и постоянно изменяется в процессе функционирования национальной экономики в зависимости от конкретных экономических причин, например формы, масштабаи ориентации хозяйственной деятельности.

По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические)и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила водыи энергия солнца) и невозобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такойресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей.

Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

1) сельскохозяйственные. Это все те ресурсы, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе земля, климатические условия;

2) непроизводственные. Это совокупность ресурсов, которые не используются напрямую в хозяйственнойдеятельности, но они необходимы для нормальной жизнедеятельности населения, например природоохранные зоны, парки, скверы, городские зеленые насаждения;

3) промышленные. Это совокупность ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, например минеральные ресурсы, химические.

В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежностьк экономической деятельности. Нецелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения – обеспечения нормальных условий жизни. К нимотносятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения. Все больше акцент смещается в сторону пользования нецелевыми ресурсами по причине их ограниченности – либо для хозяйственной деятельности, либо для обеспечения условий нормальной жизнедеятельности населения. Сегодня идет активный поиск равновесия вих использовании.

Обеспеченность ресурсным природным потенциалом России оценивается специалистами как достаточно высокая и достаточная для обеспечения высоких темпов экономического роста. Россия находится на первомместе в мире по запасам сырьевых ресурсов – угля, марганцевой и железных руд, калийных и фосфоритныхсолей. Сравнительно велика и ее доля в мировых запасах природного газа, химического сырья и цветныхметаллов, нефти и водных ресурсов.

Особенности размещения ресурсного природного потенциала состоят в:

1) крайней неравномерности его размещения на территории страны;

2) несовпадении структуры географического расположения населения и его размещения;

3) высокой степени концентрации на небольших территориях.

Высокая степень концентрации проявляется, например, в том, что более половины всех запасов природного газа сосредоточено менее чем на шести месторождениях. Концентрация сельскохозяйственного ресурса проявляется в том, что большая часть пригодных для использовании земель находятся менее чем на 20% территории страны. Только на 14% территорий совмещаются необходимые климатические условия для ведения сельского хозяйства.

3. Производственный потенциал – это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.

Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результатеинновационных научных и технологических разработок.

Все виды совокупного экономического потенциала – ресурсный природный, человеческийи производственный, – составляют его сущность. Отличительной их особенностью является взаимодействие между собой (например, развитие производственного потенциала невозможно без человеческого).

 

Проблемы реформирования пенсионной системы и социальной защиты населения

Будущее пенсионной системы, на наш взгляд, - в ее самостоятельности, в самоподдержке, в ее сильном внешнем положительном воздействии на экономическую жизнь государства. Выражением этих принципов является накопительная составляющая, которая так или иначе присутствует в пенсионной системе любой страны, но чей возможный вклад в обеспечение достойно жизни часто недооценивается, а иногда и игнорируется. Подтверждение тому - предложение авторов недавнего Доклада Минздравсоцразвития об отказе от накопительного элемента пенсионной системы. Безусловно, немедленное реформирование нынешней пенсионной системы в сторону накопительной не будет наилучшим решением.

«Стратегия развития пенсионной системы до 2030 г.» создана в целях совершенствования и повышения эффективности пенсионной системы РФ, которая должна обеспечить:

-размер трудовой  пенсии, адекватный среднему заработку  работника, который у него сложился  в рабочий период не ниже  определенной продолжительности (коэффициент  замещения не ниже 40%);

-размер пенсионных  выплат не менее 2,5-3 прожиточных  минимумов пенсионера;

-приемлемый  уровень страховой нагрузки, существующей  в пенсионной системе, на экономику  страны;

Главным вопросом остается вопрос о повышении пенсионного возраста. В проекте нет прямого указания на это, но вводится новая пенсионная формула «40-20-40-20», которая означает: если работник будет платить в течение 40 лет 20% от своего заработка, то он сможет получать пенсию, равную 40% от заработка, в течение 20 лет. Это может привести к тому, что при начале работы в 20-25 лет 40 лет стажа можно выработать к 60–65 годам.

Минздравсоцразвития РФ готовит стратегию долгосрочного развития пенсионной системы России до 2050 г., в которой предлагается размер пенсии корреспондировать с заработком и трудовым стажем и таким образом регулировать возраст выхода на пенсию.

На данный момент пенсионное законодательство говорит о том, что если человек получает пенсию, продолжая при этом работать, то пенсия каждый год пересчитывается и увеличивается. Например, мужчина в возрасте 60 лет, продолжая работать после выхода на пенсию, получает пенсию, и каждый год она пересчитывается. Если трудовой стаж достиг 30 лет, то после 5 лет продолжения работы его пенсия увеличится на 18%.

Новая Стратегия не предполагает использования такой схемы. Таким образом, человеку назначат пенсию только один раз и пересчету она подлежать не будет. Получается, если он выйдет на пенсию в 60 лет и продолжит работу еще, предположим, на 10 лет, размер его пенсии увеличиваться все равно не будет.

С 2015 г. предполагалась дифференциация базовой части пенсии по стажу. Дополнительные 5 лет работы свыше 30 лет стажа увеличивали размер базовой части пенсии на 30%, независимо от заработка. Это также собираются отменить.

Для эффективного использования методов и способов государственного реформирования пенсионной системы необходимо обращать внимание на факторы, сопровождающие ее развитие:

- макроэкономические: темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты  труда, индексы роста потребительских  цен (инфляции), количественные характеристики  состояния рынка труда и др.;

- демографические: рождаемость, смертность, продолжительность  жизни, возрастно-половая структура  населения;

- социально-трудовые: ситуация на рынке труда, период  трудовой активности и структура  трудового стажа, уровень оплаты  труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума  трудоспособного и нетрудоспособного  населения;

Информация о работе Агропромышленный комплекс Российской Федерации; современное состояние, проблемы развития