Третий блок объектов государственного
регулирования содержит социальные и
экологические проблемы:
- занятость, безработица, миграционные
процессы;
- социальная защита и социальное
обеспечение;
- образование, в т.ч. для государственной
службы;
- здравоохранение;
- охрана окружающей среды.
Субъекты государственного
экономического регулирования
Исполнителями хозяйственных
интересов - субъектами государственного
регулирования экономики - являются органы
трех ветвей власти, построенные по иерархическому
принципу. В государствах с федеративным
устройством существуют федеральные и
местные парламенты и правительства, соответственно
представляющие общегосударственные
и местные экономические интересы. В унитарных
государствах заметна тенденция к внутреннему
экономическому федерализму, доля доходов
и расходов остается в распоряжении местных
властей, оставляя центральным органам
решение общегосударственных и общенациональных
задач.
По аналогии с общим государственным
управлением, центральными органами государственного
управления в сфере экономики являются:
- парламент,
- глава государства,
- правительство,
- определенная группа министерств,
- не имеющие ранга министерств ведомства, например, министерства экономики, финансов, торговли, сельского хозяйства,
- комиссия по импорту и экспорту,
- государственный комитет по стандартизации и другие органы,
- центральный, государственный банк
Правительство РФ:
- решает проблемы государственной
экономической политики,
- осуществляет структурные преобразования
в экономике,
- организует реализацию государственной
политики в экономической и иных отраслях,
- решает общие вопросы управления
пакетами акций, находящимися в государственной
собственности,
- разрабатывает системы управления
государственными предприятиями,
- решает вопросы конверсии предприятий,
- учреждает государственные
промышленные корпорации, концерны, акционерные
общества, утверждает их уставы и формирует
руководство ими.
Сущность и содержание
социальной политики государства, ее объекты
и субъекты, современная структура
Социальная политика - это деятельность государства,
общественных организаций и благотворительных
фондов, которая направлена на удовлетворение
потребностей населения и реализуется
через социальную сферу.
Суть социальной
политики государства заключается в
поддержании отношений, как между социальными
группами, так и внутри них, обеспечении
условий для повышения благосостояния,
уровня жизни членов общества, создании
социальных гарантий в формировании экономических
стимулов для участия в общественном производстве.
Объектами социальной
политики являются: положение классов
и социальных групп, наций и народностей,
отдельной семьи, положение человека в
обществе и все аспекты народного благосостояния.
Главная цель социальной
политики — это повышение уровня и качества
жизни граждан РФ на основе стимулирования
трудовой и хозяйственной активности
населения, предоставление каждому трудоспособному
человеку условий, позволяющих своим трудом
и предприимчивостью обеспечивать благосостояние
семьи. При этом государство полностью
сохраняет свои социальные обязательства
перед пенсионерами, инвалидами, многодетными
семьями, нетрудоспособными гражданами.
Содержание и направленность
социальной политики раскрываются через
систему определенных принципов. Социальная
справедливость — это реальное народовластие
и равенство всех граждан перед законом,
фактическое равноправие наций, уважение
личности и создание условий для ее развития.
Социальные гарантии, которые означают гарантированное
обществом право на обеспеченность работой,
доступность образования, культуры, медицинского
обслуживания и жилья, заботы о престарелых,
материнстве и детстве.
Социальная реабилитация, которая означает восстановление
нарушенной социальной справедливости.
Государственная социальная
политика предусматривает решения следующих
задач:
1. Обеспечение равных
возможностей при реализации
права на образование и долю
в общественном благосостоянии
путем справедливого распределения
доходов и имущества (капитала ).
2. Уменьшение нежелательных,
обусловленных рынком различий
между богатыми и бедными при
возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей
свободы, справедливости, уважения
достоинства человека, обеспечение
развития личности, активного участия
в общественной жизни и права
на долю ответственности перед
обществом.
4. Дальнейшее совершенствование
общественно- политического инструментария
и положений, регулирующих существующее
устройство, в целях обеспечения
основных социальных прав и
расширения сети социального
обеспечения.
Сущность,
цели и задачи государственной социально-экономической
политики современной России
1.Сущность социально
- экономической политики исходит из общественных
и экономических отношений индивидуумов,
в поддержании их между социальными группами,
так и внутри них, обеспечении условий
для повышения благосостояния, уровня
жизни членов общества, создании социальных
гарантий в формировании экономических
стимулов для участия в общественном производстве.
Надо отметить, что социально-
экономическая политика государства тесно
увязана с общеэкономической ситуацией
в стране.
Социально-экономическая
политика государства может быть представлена
как форма сознательного воздействия
на социальную и экономическую сферу жизнедеятельности
людей с целью ее изменения. При определённом
влиянии государства на социальную политику,
эти действия будут влиять и на экономику
страны. И, наоборот, при влиянии государства
на экономику страны эти влияния будут
отражаться на социальных проявлениях
жизни общества.
Сферы
жизнедеятельности общества:
Экономическая — отношения в процессе материального
производства (производство, распределение,
потребление материальных благ). Институты,
относящиеся к экономической сфере: заводы,
фабрики, банки, рынки, фирмы;
Социальная — отношения между различными социальными
и возрастными группами; деятельность
по обеспечения социальной гарантии. Институты,
относящиеся к социальной сфере: коммунальные
службы, образование, система здравоохранения,
система социального обеспечения, предприятия
связи, предприятия досуга;
Политическая — отношения между гражданским обществом
и государством, между государством и
политическими партиями. Институты, относящиеся
к политической сфере: государство, парламент,
правительство, судебная система, политические
партии;
Духовная — отношения, возникающие в процессе
создания духовных ценностей, их сохранения,
распространения, потребления. Институты,
относящиеся к духовной сфере: учреждения
системы образования, науки, театры, музеи.
Основные цели,
которые государство ставит перед собой
при проведении социально-экономической
политики является:
Рост экономики, улучшение экономической
обстановки в стране;
Уменьшение напряжённости в обществе;
Модернизация государства;
Кроме этих (основных)
целей государство также преследует:
4. Воспроизводство
членов общества;
5. Социализация —
передача индивидам установленных в данном
обществе образцов поведения и способов
деятельности — институты семьи, образования,
религии и др.;
6. Производство
и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными
институтами управления и контроля — органы
власти;
7. Управление
и контроль осуществляются через систему
социальных норм и предписаний, реализующих
соответствующие типы поведения: моральные
и правовые нормы, обычаи, административные
решения и т. д. Социальные институты управляют
поведением индивида через систему поощрений
и санкций.
8. Формирование
позитивного имиджа страны как на мировой
арене, так и внутри неё;
9. Уменьшение
дифференциации доходов, и расслоения
общества.
10. Повышение
конкурентоспособности производимых
товаров.
Государство
осуществляет необходимые преобразования,
осуществляя социально-экономическую
политику, в соответствии с поставленной
на данном этапе развития государства
и общества целью. При помощи как экономических,
административных и социальных рычагов,
так и при помощи «Социальных институтов»:
семейно-брачных, религиозных, налоговой
системы, государственных инвестиций,
субсидий, льгот, осуществление государственных
социальных и экономических программ,
политических, образовательных, экономических
и т.д.. В России сейчас активно практикуется
введение социальных программ или национальных
программ и национальных проектов, действующих
по масштабности на всю Российскую Федерацию.
Формирование
в России нового международного финансового
центра: проблемы и пути их решения
Идея формирования в России
финансового центра международного значения
возникла не случайно. Одно из центральных
положений этой концепции можно было бы
сформулировать следующим образом: "Чтобы
быть независимым и влиятельным, надо
стать сильным".
Страна, претендующая на роль
глобального мирового игрока в политике
и экономике, обязана иметь высокоразвитую
финансовую систему, которая бы создавала
предпосылки для привлечения иностранных
инвестиций в серьезных масштабах и формировала
комфортный бизнес-климат для проведения
операций, связанных с движением международного
капитала.
Безусловным достижением российской
власти в последние годы можно считать
погашение огромных внешних долгов страны.
Россия наконец-то освободилась от долговой
кабалы. Но это только начало пути. Следующим
этапом должно стать формирование нового
центра притяжения финансового капитала,
что позволило бы в перспективе серьезно
укрепить финансовый суверенитет России
и ее позиции на глобальном рынке капиталов
как равноправного игрока.
Успешное функционирование
международного финансового центра возможно
только при наличии высокоэффективной
и некоррумпированной национальной бюрократии,
способной обслуживать потребности крупного
бизнеса, соблюдая при этом общегосударственные
интересы. Излишне доказывать, что с этим
условием в России дела сейчас обстоят
не вполне благополучно.
Для минимизации существующих
юридических рисков в России необходимо
предпринять шаги по приведению системы
регулирования экономики в соответствие
с мировыми стандартами. В противном случае
зарубежный бизнес предпочтет работать
в других странах.
При обсуждении проблем, связанных
с построением российского финансового
центра, большинство специалистов по умолчанию
подразумевают, что речь идет о Москве.
Следует подчеркнуть, что в общетеоретическом
плане такая постановка вопроса не является
единственно возможной.
В мировой практике есть примеры
того, что региональные, межрегиональные
и даже глобальные финансовые центры создавались
и успешно действуют не в столичных городах.
Достаточно упомянуть Сан-Франциско, Милан,
Франкфурт или Сан-Паулу. А в Швейцарии,
например, финансовый центр вообще не
привязан к локальной городской инфраструктуре
и объединяет в себе отдельные элементы
общей финансовой системы, расположенные
на территории трех городов — Женевы,
Лугано и Цюриха8.
Поэтому возможные альтернативы
Москве как российскому финансовому центру
(если рассуждать пока в теоретическом
плане), наверное, существуют, например
Санкт-Петербург. Но мы не будем подробно
обсуждать эту гипотезу.
Тем не менее вариант формирования
финансового центра именно в Москве представляется
все же наиболее вероятным. Очевидно, что
такой вариант сопряжен с немалым количеством
проблем, связанных с качеством жизни
в столице. Назовем ключевые из них:
Городская транспортная инфраструктура.
О катастрофической транспортной ситуации
в Москве в последнее время не говорил
только ленивый. Городу остро не хватает качественных дорог, с чем связаны бесконечные автомобильные пробки. Строительство грандиозного бизнес-центра "Москва-Сити" в центре города тоже явно не будет способствовать предотвращению транспортного коллапса9. Уровень развития общественного транспорта и крупных транспортных узлов (аэропорты, вокзалы) также оставляет желать лучшего.